РУССКИЙ СТИЛЬ В ИСКУССТВЕ В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX В.
6 декабря во Дворце царя Алексея Михайловича открылась выставка «Русский стиль в искусстве в конце XIX — начале XX в.». Проект подготовлен музеем-заповедником «Коломенское» совместно со Всероссийским музеем декоративного искусства, при участии Государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника В.Д. Поленова и Государственного музея искусства народов Востока. У посетителей Дворца царя Алексея Михайловича появится уникальная возможность сопоставить произведения эпохи позднего средневековья с работами выдающихся художников, работавших на рубеже XIX–XX вв. Девять разделов выставки перекликаются друг с другом, но подчинены четкой хронологии, благодаря которой можно проследить естественное развитие русского стиля на протяжении нескольких десятилетий, взаимное влияние авторов и художественных кружков. Этикетаж к памятникам прошлого и предметам в русском стиле будет отличаться по цвету. На выставке будут представлены рисунки и мебель Елены Поленовой, живописная работа Виктора Васнецова «Три богатыря» (та самая, которая стала предтечей монументального полотна), картина Николая Рериха, посвященная церковной архитектуре Ростова Великого, керамические изделия Михаила Врубеля и другие предметы. «Весь 2023 год музей-заповедник «Коломенское» отмечает столетие со дня основания. Этот проект станет ярким финалом юбилейного года. Дворец царя Алексея Михайловича был выбран местом проведения выставки неслучайно. С одной стороны, он сам воссоздан в неорусском стиле. С другой — посетители смогут увидеть своими глазами памятник, который могли только воображать Виктор Васнецов и его современники», — рассказала Марина Люльчук, директор музея-заповедника «Коломенское». Последним крупным показом предметов в национальном стиле стала Международная выставка декоративных и промышленных искусств, которая проходила в Париже в 1925 году. Выставка во Дворце царя Алексея Михайловича охватывает все направления и этапы развития русского стиля в декоративном искусстве и представляет основные художественные центры, работавшие в этом ключе. Повествование начинается с произведений, выполненных на русскую тему в третьей четверти XIX столетия, — фарфоровой и бронзовой пластики, представляющей русские типы в национальной одежде и с атрибутами крестьянской жизни, а также изделий, украшенных декором, заимствованным с фасадов деревенских изб. Деятельность абрамцевского художественного центра представлена хрестоматийными работами по проектам Елены Поленовой (преимущественно предметами мебели), Михаила Врубеля, а также других мастеров и охватывает весь период деятельности мастерской с 1880-х до конца 1910-х годов. Украшением выставки являются превосходные работы по проектам Алексея Зиновьева и Сергея Малютина, выполненные в мастерских княгини Марии Тенишевой в Талашкине, работавших в первой половине 1900-х годов. На выставке также будет представлена коллекция предметов из собрания Всероссийского музея декоративного искусства, выполненная по проектам и в мастерских знаменитого Кустарного музея Московского губернского земства. Кустарный музей стал законодателем моды на русский стиль: он не только объединил абрамцевскую и талашкинскую традиции, но и продвигал как свои изделия, так и работы «подопечных» кустарных мастерских на отечественном и мировом художественных рынках. На выставке во Дворце царя Алексея Михайловича будет реконструирована витрина с художественной композицией из резных изделий Кустарного музея, запечатленная на фотографии начала 1920-х годов. Реконструкция этой инсталляции станет не только украшением выставочного зала, но и важным музейным событием, поскольку позволит посетителям увидеть тематический блок именно в том виде, в каком его показывали более века назад авторы произведений. Специально для детской аудитории будет представлена традиционная промысловая и авторская игрушка, которая впервые увидит свет с момента первого экспонирования сто лет назад, — яркие и самобытные работы, среди которых и произведения замечательного художника Александра Дурново.