Ружье как произведение искусства
Фото: концерн «Калашников»
Ружье – во все времена предмет гордости и особого внимания для каждого уважающего себя охотника. Появление крупносерийного ружейного производства повлияло на уровень художественной отделки ружей, но не снизило стремления охотников к владению красивым оружием. И сегодня, наряду с высокими боевыми характеристиками, надежностью и долговечностью, эстетические качества ружей ценятся также высоко.
Много десятилетий на Ижевском механическом заводе (концерн «Калашников») поддерживаются традиции художественной гравировки охотничьего оружия. Граверы и резчики по дереву создают высокохудожественные ружья, каждое из которых – как произведение искусства.
О мастерах старой школы и их современных последователях – в нашем материале.
Школа «уральского Леонардо»
Большинство советских охотничьих ружей выпускались либо в Туле, либо на Ижевском механическом заводе. Последний сегодня входит в группу компаний «Калашников» и остается одним из лидеров в производстве оружия для охоты. Здесь под брендом Baikal («Байкал») выпускается свыше двух десятков моделей охотничьих ружей. И любое из них при желании можно превратить в высокохудожественное изделие.
Основал ижевскую школу гравировки оружия мастер-самородок, «уральский Леонардо», как его называли коллеги, − Леонард Васев. Он с 14 лет работал на Ижевском машиностроительном заводе, а в 1944 году, в 17 лет, попал на оружейное производство, где занялся изготовлением штучных ружей. Талант Васева был высоко оценен, и после окончания войны он отправился перенимать опыт у потомственных немецких граверов. В 1956 году он становится инструктором группы граверов школы ружейного мастерства при Ижевском механическом заводе.
Васев возродил почти забытую к тому времени технику всечки драгоценных металлов в канавки в форме «ласточкин хвост», а через несколько лет на основе этого метода предложил технику многоцветной инкрустации. Также он разработал один из самых красивых и сложных в исполнении декоративных методов украшения металла – технику «мороз». Леонард Васев воспитал целую плеяду мастеров, которые и сегодня передают свои знания молодым.
Как создаются ружья ручной работы
Каждое ружье, вышедшее из рук мастеров ижевской школы, − это результат длительной и кропотливой работы. Весь процесс может занимать от нескольких месяцев до года в зависимости от сложности изделия.
Если мы говорим об индивидуальных заказах, то первым этапом будет подбор комплектующих. Затем проводится вытачивание и сборка металлических деталей. Мастер по дереву готовит цевье и приклад, материалом для которых служит дагестанский или турецкий орех. Ложа ружья подгоняется под антропометрические данные будущего хозяина, чтобы ружье было максимально удобным в стрельбе. Все деревянные элементы защищаются от влаги. После того как все детали готовы, слесарь собирает ружье.
На следующем этапе ружье попадает в граверную мастерскую, где на металлические детали наносится рисунок. Для начала эскиз полностью прорисовывается и согласовывается с будущим владельцем. Затем гравер приступает к работе, причем украшает ружье он с помощью персонального, подогнанного под себя инструмента. Это важно, так как у каждого гравера свой неповторимый стиль и свои особенности гравировки.
Под рукой опытного гравера на ружьях «вырастают» ветви, листья и цветы – растительные орнаменты веками остаются самыми востребованными. Дополняют их, как правило, изображения животных – птицы, олени, волки, лисы, кабаны и другие представители дикой природы. Часто на ружьях изображают и самих охотников. Все это – традиционные сюжеты, которые при желании можно разнообразить любыми другими рисунками: от рыцарей и драконов до портретов конкретных людей. Ограничение – лишь фантазия хозяина и возможности мастера.
В гравировке ружей применяются золото и серебро, в качестве декоративных покрытий металлических деталей используются химическое оксидирование черного цвета, никелирование, серебрение с последующим искусственным старением, а также покрытие нитридом титана. На деревянных частях ружья возможно размещение декоративной резьбы, выполняемой вручную. У каждого ружья есть персональный номер, подтверждающий, что подобное оружие выполнено в единственном экземпляре.
«Ижевская зорька», «мороз» и «ласточкин хвост»
Нужно сказать несколько слов об уникальных техниках работы с металлом, придуманных и доведенных до высот ижевскими мастерами. Это уже упомянутая техника «мороз», созданная Леонардом Васевым. Гравировка в этом стиле выполняется при помощи специального инструмента − матуара, на конце которого сделаны миниатюрные насечки. Посредством них на поверхности металла создается рисунок, напоминающий разводы инея на окне. Риски орнамента наносятся под различными углами, за счет чего создается интересный эффект игры света и тени.
Еще один применяемый в Ижевске метод − «ласточкин хвост». В этом случае мастер наносит на металлической поверхности линии, внутри которых создаются зацепы, как раз напоминающие хвост ласточки. После этого в высеченный узор инкрустируются драгоценные металлы: золото или серебро.
Визитной карточкой мастеров ИМЗ является техника «ижевская зорька». Благодаря ей достигается эффект перехода сплава драгоценных металлов от одного цвета к другому. Техника добавляет в металлические картины многоплановость.
С помощью этих и других техник ижевские мастера создают интереснейшие образцы ружей, которые попадают в частные и музейные коллекции. В своей работе ижевцы сохраняют и продолжают традиции русской оружейной школы, дополняя их современными технологиями.