В стеклодувной мастерской Свияжска бутылки превращают в игрушки и украшения

На острове-граде Свияжске решили освоить стеклодувное ремесло, а посетителям подарить новый туристический объект "Дом стекла". Корреспондент "РГ" побывал здесь и понаблюдал за волшебным процессом превращения старых бутылок в декоративные изделия и посуду.

В стеклодувной мастерской Свияжска бутылки превращают в игрушки и украшения
© Российская Газета

В день приезда на острове было слякотно и сыро. Как же заманчиво мерцал сквозь панорамные стекла мастерской огонек печи, пока мы ковыляли к ней по гололеду!

А расположился "Дом стекла" на территории Музея истории Свияжска. Помимо оборудования, здесь огромный контейнер в форме бутылки, заполненный стеклотарой, и стеллаж, где представлены стеклянные изделия. Среди них чашки, вазочки, елочные шары, штампы с символикой музея-заповедника и даже копии свияжских печных изразцов. Удивительно, но все это бывшие бутылки.

Собственно, грантовый проект "Лезем в бутылку", за который взялся директор Свияжского музея-заповедника Артем Силкин, имеет как историко-художественную, так и экологическую составляющую. Это сохранение традиционных ремесел, организация выставок художественного стекла и переработка стеклянного вторсырья.

А плавят бутылки, вновь превращая их в жидкое стекло, в электрической гутной печи (от латинского gutta, что означает "капля"). Ее никогда не выключают. Такова специфика производства. Необходимо постоянно поддерживать внутри печи температуру 1150 градусов. К слову, такое же пекло в жерле действующего вулкана. Рядом расположилась вторая, муфельная печь, где изделия уже отжигают, чтобы они не потрескались от резкого перепада температуры.

Приобрели оборудование у изобретателя из Санкт-Петербурга Ивана Козицына. Тот создал печки сам. Все в них до последнего винтика отечественное.

Чтобы освоить стеклодувное ремесло, тоже пришлось ехать в город на Неве. Вообще, профессия эта сейчас вымирающая. Мастеров можно сосчитать по пальцам. В качестве подмастерьев от Свияжска направили двух человек: Александру Смирнову, торговавшую стеклянными изделиями в местной лавке, и заместителя директора музея-заповедника по информационным технологиям Марата Прошкина.

По словам Александры Смирновой, до этого она уже лет шесть занималась техникой лэмпворк - изготовлением мелких стеклянных украшений при помощи паяльной лампы. От предложения освоить новое направление отказаться не могла.

Марат Прошкин - личность многогранная. Летчик-инженер по образованию, много лет проработал в сфере IT, попутно играл в собственной рок-группе и вот недавно пришел в музейную сферу. Почему бы теперь не стать еще и стеклодувом?

Они-то и показали нам, чему успели научиться. Сначала мастера берут в руки длинную металлическую трубку, именуемую "понтий", засовывают в печь и накручивают на нее расплавленное стекло. Жар вблизи стоит неимоверный! Марат Прошкин работает исключительно в очках и в хлопчатобумажной рубашке, другие материалы могут попросту воспламениться.

Намотав на понтий раскаленный шар, его немного обкатывают в деревянном ковше - "катальнике", а затем вновь отправляют в печь, чтобы сверху нарастить еще материал. Заходов может быть несколько. И лишь затем мастера начинают дуть, а затем обрабатывать изделие специальными инструментами.

Буквально за 10-15 минут на наших глазах родились елочный шар и миниатюрный молочник. Причем для него Александре и Марату, работавшим поодиночке, потребовалось объединить свои усилия - в тот момент, когда к молочнику крепили ручку.

А еще Александра изготовила чудесный цветок. Она пояснила, что есть несколько способов работы со стеклом. Это свободное выдувание - в таком случае каждое произведение будет неповторимым, не идеальной формы, но в этой кривизне есть свое очарование. А можно выдувать по заданным формам, и тогда все изделия будут одинаковыми. Для скульптурной пластики дуть и вовсе не потребуется: форму придают только инструментами. В нашем случае так был изготовлен цветок.

Еще одна интересная техника, которую освоили свияжские мастера - pâte-de-verre. Ее изобрели в Древнем Египте, но со временем утратили и возродили лишь в начале XX века во Франции. Стекло бьется в мелкую крошку, потом смешивается с клеем или водой, выкладывается по форме и запекается. В этой технике работает известный ювелир, художник по стеклу Рене Лалик. Те, кто увлекается парфюмерией, знает его флаконы.

Интересуюсь, насколько сложно управлять дыханием, когда создаешь произведение из стекла.

- Это лишь стереотип, мол, тяжело быть стеклодувом, потому что трудно дуть, - смеется Александра. - Дуть - это самое простое. Гораздо сложнее переносить жару.

А вообще мастер признается, что "стекло стало ее жизнью".

- Раньше я занималась разными направлениями, тащила домой всевозможные материалы для творчества, и они копились. За этот год я распродала все, что не касается стекла. Это настолько волшебный и многогранный материал, а в обычной жизни мы этого не замечаем.

С 25 декабря по 8 января посетители музея-заповедника острова-града Свияжска могут поучаствовать в мастер-классах по стеклодувному ремеслу.