В Усадьбе Рукавишниковых представлено открытое хранение фондов фарфора и стекла

Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник музей встретил весну долгожданным событием – после длительного перерыва открылся третий этаж Усадьбы Рукавишниковых. Там на постоянной основе теперь разместилось открытое хранение богатейших музейных фондов фарфора и стекла: всё то, что раньше было спрятано от посторонних глаз в подвалах, теперь доступно для обозрения. Летом музей представил зрителям открытое хранение фонда металла, а теперь настала пора фарфора. Экспозиция сформирована по хронологическому принципу: от древнегреческой керамики до фарфора XVI – XIX веков. «Здесь выставлено больше 2000 предметов. Начинаем мы с древней Греции, это VI век до нашей эры. Затем идёт по хронологии: Китай, Япония, итальянская майолика, венецианское стекло, далее Англия – XVIII век, Голландия, Франция XVI – XVIII веков. Отдельно в экспозицию вписывается русская гжель», – рассказала хранитель фонда фарфора и стекла Ольга Яковук. В витринах широко представлен и знаменитый на весь мир мейсенский фарфор – продукция первой в Европе мануфактуры, долгое время бывшей ведущим предприятием. Также здесь можно увидеть изысканную посуду, созданную на фабриках Дрездена, Вены и в частных мануфактурах. Около 7000 экспонатов насчитывает коллекция фарфора в историко-архитектурном музее-заповеднике. Особое место авторы экспозиции уделили фарфору, созданному на Императорском фарфоровом заводе Санкт-Петербурга, и уникальному фарфору из знаменитого «клада Каменских». Его обнаружили случайно во время ремонта особняка на Верхневолжской набережной в 1973 году. «Когда инженер измерял стены, то понял, что где-то есть скрытая ниша, и обнаружил тайник, в котором было скрыто много фарфора, который теперь у нас выставлен в отдельной витрине», – поделился директор музея-заповедника Юрий Филиппов. Можно увидеть в экспозиции и знаменитый «вершининский» стакан. Такие изготавливались в XIX веке на стекольном заводе Алексея Бахметева мастером Александром Вершининым. Это были изделия с двойными стенками, между которыми мастер размещал целые картины из бумаги, мха и соломы. До сих пор остаётся тайной, как мастер прикреплял композиции к стеклу и запаивал стенки стакана. В музейных собраниях России в настоящее время известно всего восемь «вершининских» стаканов, а во всём мире их насчитывается 18. Стакан нижегородского музея происходит из коллекции знаменитого нижегородского художника и фотографа Андрея Осиповича Карелина. Есть в коллекции и другие уникальные экспонаты – многие из них существуют в единственном экземпляре. А 13 предметов, демонстрируемых в новых витринах, только что вернулись из реставрационных мастерских Центра Грабаря. В том числе и флорентийское зеркало первой четверти XVIII века, рама которого украшена смальтовой мозаикой. Посетить открытое хранение фонда фарфора и стекла возможно ежедневно со вторника по воскресенье два раза в день.