Гендиректор 2050.ЛАБ Топильская: Промышленный дизайн повышает конкурентоспособность продукта

В Госдуме РФ ко второму чтению готовится проект федерального закона "О развитии креативных (творческих) индустрий", который установит условия государственной поддержки соответствующих направлений, а также определит основы правового регулирования их развития и организации. Благодаря этому в несколько раз может повыситься доля продукции, производимой креативным бизнесом, уверена генеральный директор Национального центра промышленного дизайна и инноваций 2050.ЛАБ Дарья Топильская.

Гендиректор 2050.ЛАБ Топильская: Промышленный дизайн повышает конкурентоспособность продукта
© Российская Газета

По ее словам, принятие законопроекта формализует термины и определения и увеличит инвестиции в креативную экономику страны, приблизив ее к мировым показателям. Согласно оценкам ЮНКТАД, за последние 20 лет темпы роста экспорта товаров и услуг креативной экономики составили 7%, опередив показатели экспорта ряда других отраслей. Такая же положительная тенденция может начаться и в России, надеется собеседница.

"Доля креативной экономики в мировом ВВП к 2030 году может достичь 10%. При этом сфера креативных индустрий генерит большое количество рабочих мест, особенно для молодежи. К примеру, в Японии творческой деятельностью занимаются 10-14% работающего населения. В России же креативные индустрии - 2,7% в ВВП страны, и участвуют в них около 4,7% трудоспособных граждан. Но потенциал у отрасли огромный", - сказала Топильская.

Индустриальный дизайн находится на стыке творческого бизнеса и промышленности и является драйвером развития производственного сектора.

Концепт O-III студии 2050.ЛАБ. Фото: Пресс-служба 2050.ЛАБ

Целесообразно будет вместе с принятием закона продолжить и развитие нормативной базы, например, сделать разработку дизайн-проекта при проектировании и постановке продуктов на производство обязательным этапом. Это поможет производителям повысить конкурентоспособность продукта.

"Промышленный дизайн - сфера рождения и концентрации инноваций, старт современного успешного продукта, - объяснила Топильская. - Однако некоторые до сих пор обращаются в студии, желая поправить лишь внешний вид, когда объект уже создан. Такой подход было бы здорово изменить. Ведь суть промышленного дизайна не только в эстетике, а скорее в эргономике, функциональности и прогнозировании пользовательского опыта".

Фокус внимания стоит направить и на центры промдизайна в регионах, поскольку креативный бизнес в маленьких городах сталкивается с рядом проблем: рынок здесь более узкий, а мер поддержки и возможностей, в отличие от мегаполисов, меньше. Более того, согласно статистике ВЦИОМ, 62% россиян вообще не знают, что такое креативные индустрии. Из-за того, что производители не до конца понимают принципы работы индустрии, возникло несколько острых вопросов. Первый связан с тем, что бизнес пока не полностью осознал эффекты от использования промышленного дизайна и на каком этапе разработки продукта его правильней применять. Второй - отрасль испытывает кадровый дефицит.

Интерьер поезда Иволга 3.0. Фото: Пресс-служба 2050.ЛАБ

"Между тем, промышленный дизайн - это индустрия широчайшего масштаба работы, эта отрасль про весь предметный мир. Стул, на котором вы сидите, телефон, ручка, лампа, чайник, поезд, автомобиль - все это продукты, которые проектируют промышленные дизайнеры", - подчеркнула Топильская.

Именно поэтому сейчас так нужны просветительские инициативы - они помогут наладить культуру работы с дизайном. К примеру, 2050.ЛАБ проводит международную конференцию Design Day 2050, в рамках которой приглашает известных спикеров и представителей сообщества для обсуждения трендов, проблем, вызовов и кейсов из индустрии.

"Меры поддержки не должны ограничиваться Москвой. Сейчас же в России около 70 дизайн-студий, а 80% рынка формируют ТОП-10 бюро, большинство из которых расположены в столице. В последние годы заметно развитие индустриальных центров в регионах - Сибири, Урале, на Дальнем Востоке, но этого мало", - говорит Топильская.

Что касается тенденций, то сейчас промышленный дизайн в большей степени ориентирован на потребности и чувства человека, эффективное использование технологий, усиление тренда на создание инклюзивных проектов, сочетание функциональности и красоты. Иными словами, это "ответственный" дизайн, предполагающий создание продукции из натуральных материалов и продуманность процесса утилизации.

"К изменениям производителей подталкивает растущая экологическая осведомленность потребителей и предпочтение эко-товаров. Эта тенденция проявляется и в дизайне общественного транспорта, где используются экологичные и износостойкие материалы в интерьерах, и идет работа над улучшением аэродинамических и топливных характеристик", - отметила Топильская.

По ее мнению, привлекая дизайнера к созданию продукта, разработчик получит не просто "красивую этикетку", но и продуманный функционал и проработанные сценарии использования. Кроме того, промдизайнеры, в отличие от инженеров, которым в силу своего опыта и знаний сложно представить восприятие обычного пользователя, постоянно тренируют чувство эмпатии и насмотренности. За счет этого появление комфортных решений не занимает много времени и ресурсов.

Поезд ЭП2ДМ. Фото: Пресс-служба 2050.ЛАБ

"В современном обществе эмоции от продукта - ключевой фактор принятия решения о покупке или использовании предмета, а значит, для производства и бизнеса в целом", - считает Топильская.

Так, например, команда лаборатории разработала дизайн поезда ЭП2ДМ для компании ТМХ. Специалисты обновили маску и форму головного вагона, ливрею и интерьер, поставив в вагонах ортопедические диваны. Также расстояние между рядами увеличилось на 6 см - это стало возможным за счет изменения конфигурации подголовника и спинки кресла. В результате опрос, проведенный среди пассажиров, показал, что 85% из них отметили "значительное повышение комфорта" сидений в этом поезде.

Еще один кейс - это широко используемый на линиях МЦД электропоезд "Иволга 3.0". 2050.ЛАБ создала дизайн его интерьера для ТМХ. Как итог, 92% опрошенных пассажиров высоко оценили дизайн интерьера состава.

Также студия разрабатывала дизайн маневрового тепловоза ТЭМ23. Два года назад одна из первых машин была передана на Череповецкий металлургический комбинат.

Маневровый локомотив ТЭМ23. Фото: пресс-служба 2050.ЛАБ

"Нам рассказывали партнеры, что локомотив произвел настоящий фурор - на него оборачивались все, кто проходил или проезжал мимо, машины останавливались, люди выходили, чтобы посмотреть и сфотографироваться на его фоне", - поделилась Топильская.

В условиях экономики нового времени и импортозамещения индустрии требуются талантливые специалисты. Для промышленного дизайна, стоящего на стыке двух компетенций, эстетики и инженерно-технических знаний, этот вопрос сверхактуален. Для его решения 2050.ЛАБ в 2021 году разработала магистерскую программу "Промышленный дизайн и инжиниринг" в МИСИС. Ее первый выпуск состоялся в прошлом году.

Кроме того, у компании есть собственный лицензированный образовательный центр - там организовываются мастер-классы, курсы и лекции для госструктур и бизнеса. Портфель центра имеет разработку программ для Минпрома, ОСК и "Энергомаша".

"Сейчас в России начинается Эпоха Дизайна. Мы растем очень активно, развиваем направление инжиниринга, открываем новые проекты, продвигаем образование в сфере дизайна - рассказала Топильская. - Пока о многом мы не можем рассказывать публично, но очень скоро будет ряд презентаций. 2050.ЛАБ, как лидер рынка, нацелен на то, чтобы реализовывать не просто масштабные, а глобальные инициативы, которые изменят индустрию".