Войти в почту

Переводчик Владимир Кожекин показал редкую коллекцию советской фарфоровой посуды

Столичный музыкант и переводчик Владимир Кожекин собрал удивительную коллекцию советской фарфоровой посуды — более 7000 предметов. Притом в ней можно найти экземпляры, которые уже не используются в быту современного человека. «Вечерняя Москва» узнала подробности из первых уст.

Переводчик Владимир Кожекин показал редкую коллекцию советской фарфоровой посуды
© Вечерняя Москва

Первая разбитая чаша

Владимир признается: его интерес к собирательству начался с... «несчастного случая».

— Я разбил в гостях красивую чашку, и мне захотелось найти такую же, чтобы вернуть, — вспоминает коллекционер. — Тогда мои познания ограничивались примерно такими понятиями, как «симпатичный сервиз», и не более того. В процессе поиска узнал, что эта кружка — изделие Дмитровского фарфорового завода, одного из первых подобных предприятий в России, который открылся в 1766 году.

История с поиском чашки закончилась через три месяца: посуда была найдена и возвращена хозяйке. А вот интерес к теме фарфора остался.

— Я понял, насколько в свободном доступе мало информации по советским фарфоровым сервизам, — говорит Владимир. — Например, никто не интересовался тиражным послевоенным советским фарфором. И я начал в этом деле копать. Познакомился со специалистами, мы стали обмениваться информацией. Если чем-то заниматься каждый день на протяжении трех лет, то становишься специалистом.

Несите фарфор

Сегодня все экземпляры коллекции выставлены в музее, который расположился в одном из столичных кафе. Владимир называет свой музей народным.

— Я написал объявления, что хочу собрать на базе дружественного кафе музей посуды, приносите в подарок старый фарфор, который уже не нужен, — вспоминает Кожекин. — И мне надарили всякого. Было много посуды из разных стран и различных эпох, но стержень коллекции — это все же фарфор нашей оттепели, 1950–1960-х годов.

Как отмечает коллекционер, этот период в истории страны повлиял на различные творческие аспекты. Не стало исключением и фарфоровое производство.

— Ключевое слово того времени — «современность». И все должно было соответствовать этому понятию.

Изделия стали более скромными и, главное — функциональными. Ушли позолота, рельеф, пышность и великолепие. На смену пришли новые формы и росписи. Кстати, на выставке «Искусство в быт», которая прошла в Манеже в 1961 году, как раз и была представлена новая эстетика.

Экспонаты для своей коллекции Владимир отбирал просто. Они должны были соответствовать тому времени: эпохе покорения космоса, освоения целины.

— Я так и говорил: если вы можете представить этот чайник в руках у Гагарина, то несите сюда, — поясняет коллекционер. — Так в музее появились чайники в виде лунохода, ракеты и многие другие интересные экземпляры.

Давно забытые предметы

Рассматривать коллекцию можно часами, удивляясь формам, росписи, а порой и предназначению предметов, которые раньше были частью чайного сервиза. Например, в экспозиции есть полоскательница, которую сегодня уже не встретишь на столе. Это миска, которая предназначалась для слива чайной заварки или омовения рук, но чаще всего в нее просто клали конфеты.

— Моя цель сейчас заключается в том, чтобы подарить людям знания, что мне удалось получить. С коллегами и друзьями мы пишем книгу — путеводитель по формам советских сервизов, в которой за час-два можно будет узнать все то, на что у меня ушло несколько лет, — заключил Кожекин.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Валерий Кузнецов, коллекционер букварей с 25-летним стажем:

— Я не понаслышке знаю, какая удача для коллекционера — отыскать нужную вещь и пополнить ею свое собрание. Порой на это уходит очень много времени, месяцы и даже годы. И приобретение уникального или редкого предмета для нас — это всегда огромная радость.

ФАКТ

Фарфор можно проверить с помощью фонарика. Он полупрозрачен и пропускает свет. На тыльной стороне фарфоровой посуды будет светиться огонек.