Как мастера из Гжели сохраняют традиции гончарного дела и доставляют уникальную керамику по всей России
Семь веков традиций Историки отсчитывают начало керамического производства в Гжели с 1318 года, когда эти земли были присоединены к Московскому княжеству. Археологические раскопки подтверждают, что уже тогда здесь делали керамику. Этому способствовали уникальные месторождения местной глины. Добыча не составляла никакого труда – она была всюду, поэтому большинство местных жителей владели гончарным мастерством. К 1339 году относится документ, неоспоримо доказывающий существование в Гжели доходных мастерских по производству посуды. Именно их завещает князь Московский Иван Калита своему сыну. Постепенно Гжель стала одним из основных центров керамического производства в России. Фирменная сине-белая роспись, благодаря которой впоследствии на весь мир прославились местные мастера, появилась при Петре I. Побывав в Голландии, император высоко оценил дельфтский фаянс, а затем мода на такую посуду пришла в Россию. Откликаясь на растущий спрос, гжельские мастера взяли за основу ключевую идею своих европейских коллег, но наполнили ее новым содержанием. «Отличительной чертой гжельской росписи является мазковая техника с плавным переходом от темного цвета к светлому, который образует тень. Используя одну краску, мастера могут получить до тридцати оттенков», – поясняет генеральный директор «Гжель – художественные мастерские» (Объединение «Гжель») Петр Сивов. От традиций к современности С петровских времен техника производства посуды в Гжели практически не изменилась – используются только натуральные природные материалы: глина, вода и натуральная краска. По словам специалистов, любое изделие проходит пять этапов. На первом нужно сделать заготовку. Для этого из гипса вытачивается форма, в нее заливается шликер (жидкая глина), который постепенно затвердевает. На втором этапе заготовку нужно подготовить к росписи – зачистить, отшлифовать, замыть швы и отправить в печь, чтобы сделать первый обжиг. После избавления от брака наступает самый красивый этап – роспись. «Она происходит исключительно вручную, на каждом изделии можно найти подпись художника. Рисунок наносится специальной краской – окисью кобальта, которая на самом деле очень темного цвета. После обжига она приобретает синий оттенок», – подчеркивает Петр Сивов. И – финал. Изделие окунают в глазурь и отправляют в печь для повторного обжига. Кстати, согласно одной из версий, топоним «гжель» происходит от глагола «жечь» – обжигать глину. Красота с доставкой В наши дни керамика из Гжели – это не только функциональный предмет быта, но еще и стильный презент, а также ценный экспонат. Эти изделия можно увидеть в Историческом и Русском музеях, в Эрмитаже, а также в музейном пространстве Объединения «Гжель». Кроме того, сине-белые сервизы, чайные пары, вазы и скульптуры традиционно входят в подарочный фонд президента, правительства РФ, министерств и ведомств России. Груз из Гжели – это далеко не только посуда и другие предметы быта. Современные мастера конструируют печи и камины, расписывают изразцы и керамические панно, которые становятся украшением интерьера и часто являются объектами коллекционирования. Учитывая, что гжельские изделия популярны во всей стране – их надежная перевозка становится нетривиальной задачей, ведь у груза фактически историческая ценность. Кроме того, мастера завода очень часто сами выезжают на мастер-классы, чтобы у любителей самобытного искусства была возможность обучиться азам бело-синей росписи, а значит компании нужны вместительные, экономичные и комфортные машины. Перевозят произведенные в Гжели изделия аккуратно. Для доставки, поясняет Петр Сивов, используют специализированный грузопассажирский фургон «Соболь NN» с фиксирующими ремнями в грузовом отсеке – именно они держат коробы с керамикой при доставке. По его словам, популярность гжели – это подлинно культурный феномен, который важно сохранить для потомков. «Сине-белая роспись удачно вписалась в код русской ментальности. Когда смотришь на это нарядное сочетание цветов, невольно вспоминаешь синее небо, белые церкви и золотые купола – в современной гжельской росписи часто используется золочение». В Объединении «Гжель» убеждены, что благодаря бережному обращению с уже существующими артефактами и кропотливому созданию новых традиций бело-синяя керамика будет с нами еще не одно столетие. Фото предоставлено Объединением «Гжель»