«Зачем Маяковский сдавал комнату кавказцам». Какие дома недавно отреставрировали в Москве, и у кого из знаменитостей были там квартиры
Ежегодно Фонд капитального ремонта реставрирует десятки старых московских домов, после чего их фасады, крыши и подъезды снова выглядят так, как и в день открытия здания 100, 150, а иногда и 200 лет назад. «Мослента» попросила москвоведа Олега Фочкина рассказать истории, связанные с наиболее интересными историческими зданиями, отреставрированными за последние два года в столице. Сегодня мы публикуем вторую часть этого разговора.
Дом с квартирой Маяковского
Красная Пресня, 36 строение 1
Доходный дом купца Кочубея построили в 1905 году в модном тогда стиле французский модерн по проекту архитектора Осипа Шишковского. В четырехкомнатной квартире на первом этаже после переезда с Кавказа два года жил Маяковский вместе с матерью и двумя сестрами. В этой квартире он написал стихотворения «Послушайте», «Я и Наполеон» и поэму «Облако в штанах». «Я и Наполеон» начинается со слов: «Я живу на Большой Пресне, 36, 24», где последнее число — номер квартиры поэта.
Это единственное сохранившееся до наших дней съемное жилье Маяковских. Собственную квартиру поэт получил в 1919 году, а до тех пор мотался по съемным. На Пресне он жил с августа 1913 по май 1915 года, самую маленькую из четырех комнат занимал сам Маяковский, в следующей жила его мать, сестры занимали еще одну комнату, а еще одну для пополнения семейного бюджета они сдавали. Селились там обычно студенты или знакомые, приехавшие с Кавказа.
В здании сейчас открыта музей-квартира «На Большой Пресне», которая входит в состав остающегося пока закрытым Музея Владимира Маяковского. Тем не менее на Пресне работает экспозиция, разделенная на две части. Первая — посвящена путешествию поэта в США в 1925 году, а вторая — его возлюбленной, русской эмигрантке Элли Джонс и их дочери Патриции. Музей открыт для бесплатного посещения в среду третьей недели каждого месяца.
Если говорить об архитектурном стиле дома, то французский модерн отличается прежде всего лаконичностью декора. В центральной части второго этажа есть эркер, симметрично по бокам от него расположены две декоративные композиции. Лепной карниз окантован зубцами и украшен греческим орнаментом — меандром.
Разные части дома имеют неодинаковое количество этажей, потому что сначала в 1904 году здесь построили пятиэтажное здание, а год спустя перед ним — шестиэтажное с такой же планировкой. После чего эти дома объединили.
Фасад главного, шестиэтажного здания, выходит на Пресню. На первом этаже до революции была молочная лавка, мануфактурный магазин, а в полуподвале — модная мастерская. Все остальное пространство дома занимали квартиры. Сейчас внизу здания по-прежнему находятся магазины, а наверху — жилые помещения.
Доходный дом Борщева
Филипповский переулок, 9
В этом трехэтажном здании, построенном в 1912 году, в начале XX века жил знаменитый музыкант Михаил Ипполитов-Иванов. Его жена, певица Варвара Зарудная, была известна и в советское время. Другом и учителем Ипполитова-Иванова был Римский-Корсаков, часто бывавший у него в гостях во время своих приездов в Москву.
Участок еще в 1888 году купил штабс-капитан Николай Борщев, который, уйдя в отставку в начале XX века, решил заняться бизнесом — сдавать квартиры в аренду. При нем здесь по проекту архитектора Николая Поздеева выстроили трехэтажный каменный дом с центральным выступом со стороны двора, составляющий северное крыло современного здания. Позже, в 1890 году по проекту архитектора Степана Ованесьянца дом расширяют и надстраивают еще одним этажом. А еще через некоторое время его перестраивает архитектор Валериан Зеленин, который достроил еще две секции — теперь это центральная и южная части дома.
В одной из квартир жил сам Борщев. Бизнес у него шел неплохо: на доходы от этого здания он построил еще шесть домов.
А до постройки борщевского дома на этом участке находился домик, в котором снимал квартиру писатель Сергей Аксаков. Из-за этого с 1959 по 1994 год переулок называли в честь него Аксаковским, а затем снова вернули ему историческое название — Филипповский.
Дом, в котором жил архитектор Шухов
Кривоколенный переулок, 11/13 строение 1
Этот жилой дом, фасад которого можно увидеть в фильме «Покровские ворота», построили в 1895 году по проекту популярного тогда архитектора Сергея Воскресенского.
Изначально это был ампирный двухэтажный особняк, принадлежавший госпоже Крюковой. Одно время его снимал художник Поленов. В этом здании часто проходили рисовальные вечера, где, кроме Поленова, бывали Врубель, Иванов, Головин и многие другие известные художники.
Затем в конце XIX века дом приобрел инженер и владелец котельного завода Бари. Это был американец русского происхождения, переехавший в Россию в 1870-х годах.
В начале XX века он перестроил здание, после чего на втором этаже домика поселился архитектор и инженер Шухов. Памятник ему стоит рядом, на бульваре напротив метро «Чистые пруды». Трагические истории с передачей всех его чертежей и авторских прав советской власти тоже происходили в этом домике. Если идти мимо, на втором этаже можно видеть балкон, на котором архитектор любил сидеть.
Шухов работал в инженерной конторе Бари — был техническим директором и главным инженером. Ему хорошо платили, и все основные дореволюционные инженерные проекты Шухова разрабатывались в этой конторе, за исключением периода первого интереса к бакинской нефти, когда Шухов с Бари на время переезжали в Баку и там выполняли заказы нефтяников.
С приходом советской власти инженерное бюро Бари национализировали, и рабочие избрали Шухова его новым директором. Тогда же начались заказы башен, мостов и перекрытий, которыми Шухов прославился в советский период. Он продолжал жить в том же доме, в котором и умер.
Доходный дом Шугаева
Большой Харитоньевский переулок, 14
Доходный дом Шугаева был построен в 1914 году по проекту мастера московского модерна, архитектора Ивана Кондратенко.
Это классический доходный дом с интересным декором фасада. На втором этаже есть скульптурные украшения, рельефный карниз, на последнем этаже — интересные балконы, вход оформлен аркой. На фронтоне — скульптуры и цифры, обозначающие дату постройки.
Известно, что раньше на этом месте был дом поменьше, принадлежавший титулярному советнику Андрею Федотову, отцу художника Павла Федотова, чьи картины «Сватовство майора» и «Завтрак аристократа» все знают еще со школы.
Доходный дом Шугаева изначально проектировался, как элитный, квартиры на всех шести этажах предназначались для аренды.
Сергей Шугаев был директором правления общества Теплых торговых рядов, занимавших половину квартала между Ильинкой, Богоявленским и Ветошным переулками и снесенных уже на нашей памяти, в 2008 году. Шугаев с женой владели шестью домами в Москве и жили богато.
Дом, в котором жил физик Лебедев
Маросейка, 10/1 строение 1
Несколько лет назад это пятиэтажное здание поставили на охрану, и теперь оно везде фигурирует, как «Дом, в котором в 1897-1901 годах жил Петр Николаевич Лебедев». Построен он в 1880-м, неоднократно перестраивался и до революции, и в советские годы.
«Было время, Кремль охраняли львы Елизаветы». Где увидеть самых известных хищников Москвы
В самом начале XIX века, еще до наполеоновского нашествия, здесь проходила граница усадьбы купца Лозакова, где находился флигель, часть которого была поставлена по отрегулированной красной линии Маросейки.
Пожар 1812 года не затронул каменную усадьбу, после него были возведены новые постройки, между флигелями располагался главный въезд на территорию усадьбы. Затем их объединили в одно здание с аркой. С 1883 по 1898 год здание перешло семье купцов Лебедевых, из которой и вышел Петр Николаевич Лебедев, знаменитый физик-экспериментатор, создатель русской физической школы, профессор МГУ.
В 1898 году при новом владельце из Санкт-Петербурга, предпринимателе Кольде, который торговал электротехническими приспособлениями, дом полностью перестроили по проекту архитектора Юдицкого. Корпус расширили, надстроили до трех этажей, проездную арку заложили и первый этаж отдали под магазины. Дом был оформлен в стиле модерн и стал доходным, квартиры в нем начали сдавать.
Потом это здание перешло к новому владельцу — Эмилю Шиллингу. После революции дом национализировали и в 1930-х надстроили еще два этажа. Он много перестраивался, поэтому включает в себя элементы зданий разных эпох, от допожарной Москвы XIX века, до включений сталинской эпохи.