Войти в почту

Невидимая, но очень важная: хранители трех московских музеев — о своей работе

18 мая — Международный день музеев, его празднуют с 1977 года. С 2002-го в России его отмечают особенно ярко и захватывающе — проводят акцию «Ночь музеев», которая стала одной из главных традиций праздника. В этот день mos.ru побеседовал со специалистами, чья работа, возможно, не сразу бывает очевидна посетителям, но без которой ни один музей просто не смог бы существовать.

Невидимая, но очень важная: хранители трех московских музеев — о своей работе
© Mos.ru

Хранители трех московских музеев рассказали, какие детские впечатления повлияли на выбор профессии, какие экспонаты из коллекций им особенно дороги и что в их работе приносит им самую большую радость.

Николай Крючков, главный хранитель Мемориального музея А.Н. Скрябина

Когда я был маленьким, мама возглавляла профсоюз работников связи и мы много ездили по Золотому кольцу России — удалось побывать во многих региональных музеях. Дедушка был коренным петербуржцем и, навещая родной город, первым делом шел в Эрмитаж. От деда мне досталась огромная коллекция семейных альбомов — больше тысячи черно-белых снимков и его фотоаппарат «Зенит», а от бабушки — миниатюрный бюст Ленина, подарок на их свадьбу. Так что, можно сказать, я с юных лет хранитель семейных реликвий и с годами все больше понимаю их ценность.

Дух нашего музея — настоящий дух эпохи Серебряного века, аутентичный облику мемориальной квартиры, в которой композитор провел последние годы жизни. Особый интерес в собрании представляют, разумеется, рукописи и нотные автографы, личная библиотека Александра Скрябина, рояль фирмы Bechstein, «световой круг» для исполнения симфонической поэмы «Прометей», бюст работы скульптора Серафима Судьбинина, фрак, в котором Скрябин выступал на последнем концерте в Петрограде. Кроме того, в коллекции есть рисунки и картины друзей композитора, собрание писем и фотографий, уникальная фонотека. Но мне особенно дорога картина «Портрет А.Н. Скрябина за роялем» Бориса Кустодиева. Оказалось, что на ее оборотной стороне есть рисунок, и для подтверждения его подлинности мы пригласили коллег из Третьяковской галереи. В процессе совместного исследования выяснилось, что на титульной стороне портрета отчетливо просматривается архитектура зала Санкт-Петербургской филармонии. Сейчас мы ищем дополнительную информацию об этой картине — направили запрос в Петербург.

Наш директор Александр Лазарев называет себя мажордомом, то есть управляющим, ведь хозяин места — сам композитор. И мы сохраняем традиции музея: по утрам приветствуем Александра Николаевича, а перед уходом домой прощаемся. Некоторые взрослые посетители, москвичи, которые впервые приходят к нам, иногда с удивлением узнают, что попали в квартиру выдающегося композитора, а не академика Константина Скрябина, чьим именем названа улица в Москве. В нашей музыкальной гостиной висит черно-белый портрет Александра Скрябина, и сотрудники любят шутить: когда музыканты на концертах, которые у нас регулярно проходят, играют хорошо, портрет остается неизменным, а если несколько фальшивят — автор на портрете краснеет.

Дом, в котором жил Скрябин: из чего состоит мемориальный музей композитораИстории вещей. Ищем старинные символы на фонаре Александра Скрябина

Когда посетители приходят к нам на акцию «Ночь в музее», сотрудники обязательно рассказывают, что после полуночи в квартире появляется дух Александра Скрябина: слышен скрип паркета, чувствуется движение воздуха от проходящей мимо фигуры, колышутся шторы на окнах, появляется светотень. Многие очень хотят, чтобы ночь еще продлилась: им не терпится дождаться чудесного мгновения и проверить это на себе.

Самое радостное в моей работе — возможность соприкоснуться с уникальным миром великого композитора, его наследием. А самое важное и ценное — момент окончания сверки коллекции. Мы, хранители, как бухгалтеры — постоянно инвентаризируем предметы в фондохранилище, проверяем, все ли в наличии, сверяем номера с учетными книгами, оцениваем сохранность предметов, определяем, чему требуется реставрация. Это невидимая посторонним, но очень важная для хранителей работа. А еще директор Пушкинского музея Елизавета Лихачева как-то сказала в одном интервью вещь, которая мне очень близка: «Наша задача в культуре — заниматься непрерывным просвещением».

Елена Жарова, хранитель музейных предметов первой категории выставочно-экспозиционного отдела объединения «Выставочные залы Москвы»

Самое яркое музейное воспоминание из детства — готическая библиотека Николая II в Эрмитаже, ее внешний вид и богатейшая коллекция. Очень люблю музеи-усадьбы и мемориальные музеи, нравятся современные выставки, то, как в них вписываются интерактивные элементы.

Наверное, это уже профдеформация, но, попадая в музей, обращаешь внимание на все: как показаны маленькие или двусторонние предметы, костюмы, смотришь на витрины, свет, цвет стен, этикетаж, приборы, контролирующие температуру и влажность, и другие детали. Всегда вдохновляют изящные и необычные решения общих для всех задач.

Фондовое собрание объединения «Выставочные залы Москвы» небольшое, оно состоит в основном из произведений живописи и графики современных авторов. Как бы пафосно ни звучало, но каждый экспонат проходит через руки и сердце хранителя — выделяя один, словно обижаешь невниманием другие. А иногда отношение к автору проецируется на произведение, хоть это и непрофессионально.

Самую большую радость мне доставляет работа с предметами: знакомство, описание, изучение, определение места хранения (у нас небольшое комплексное хранилище). Интересно, как кураторы, опираясь на некую идею — концепцию выставки, отбирают произведения и выстраивают из них экспозицию и привычный предмет раскрывается по-новому. Важно и ценно в работе хранителя то, что мы становимся связующим звеном, своеобразным мостиком между поколениями. Мы сохраняем не только предметы, но и прежде всего память о человеке или событии, художественные приемы и технические достижения.

Виолетта Микитина, заведующая научно-хранительским отделом «Музей керамики» музея-усадьбы «Кусково»

В детстве я больше любила не столько сами музеи, сколько экскурсионные поездки по городам России — в Суздаль, Сергиев Посад, Коломну. Я, конечно, ходила там и в музеи, но впечатление тогда было больше общее: и увлекательная дорога, и то новое и интересное, что можно узнать на месте. Желание работать в музее появилось после похода в пятом классе в Государственный музей керамики и усадьбу Кусково XVIII века, так тогда он назывался. В тот момент я еще ничего не знала о хранителях, но захотелось быть причастной к этому месту. Через шесть лет, поступая в вуз, выбрала факультет истории искусства Российского государственного гуманитарного университета, а после его окончания пришла работать в «Кусково».

Ходить в музеи люблю по-прежнему, и страсти к путешествиям только прибавляется. Из последнего очень понравились музеи в Туле, Рязани и Серпухове. Стараюсь посещать все профильные выставки, связанные с фарфором и стеклом, в Эрмитаже, бываю там часто. В Москве время от времени заглядываю в Дарвиновский музей, Музей космонавтики и Государственный исторический музей. И питаю большую слабость к московским особнякам — вдохновляюсь разнообразной работой коллег! Их удачные выставки, исследования, выступления на конференциях очень мотивируют.

Дух «Кускова» — дух старины, красоты и природы, и это под девизом графов Шереметевых «Бог хранит все». Мне он особенно близок сочетанием в одном месте и усадьбы, и музея керамики, архитектуры и французского регулярного парка. Среди предметов фонда русского и зарубежного стекла, который я храню, немало шедевров — от русского гравированного стекла до стакана Александра Вершинина, от венецианского стекла до ваз в технике травления. Один из моих любимых экспонатов — ваза фирмы «Братья Дом». Необычен сюжет декора: в лучах темно-малинового заката среди листьев баобаба порхают летучие мыши. По легенде, каждый цветок баобаба живет лишь одну ночь и своим ароматом привлекает летучих мышей, которые его опыляют. Как символ ночи этот мотив в 1890-е годы появляется в творчестве Эмиля Галле, а впоследствии — и в произведениях мануфактуры «Братья Дом».

За стеклом. История граненого стакана от Петра I до Петрова-ВодкинаДень стекольщика. Пять музейных историй о прозрачных шедеврах

За годы работы было немало забавных историй. Например, когда в прежние времена скульптуры в усадебном парке закрывали на зиму в дощатые «чехлы» (а не как сейчас — в прозрачные конструкции, позволяющие видеть, что под ними), дети на экскурсиях часто спрашивали: «А зачем вам столько ульев?» А еще хранители нашего музея для переноски предметов из фарфора и стекла используют плетеные корзины — это один из лучших способов. Кстати, в Эрмитаже сохранились подлинные корзины конца XIX века, в них переносили посуду из кладовых в другие помещения Зимнего дворца. Так вот, когда мы идем с корзинами, другие сотрудники при встрече обязательно шутят по этому поводу. За время моей работы в музее (а это почти 25 лет) сменилось немало специалистов, но шутки одинаковы: про Красную Шапочку и пирожки, про мачеху и подснежники, про грибы и ягоды. Но мы всегда улыбаемся — уже привыкли, идем дальше и очень аккуратно несем наши хранительские сокровища.

Работа хранителя разнообразна, но особенную радость мне приносит процесс комплектования фонда, когда коллекция пополняется новыми замечательными произведениями. Этому могут предшествовать поиски, сомнения и препятствия, но результат того стоит. А еще очень радуют итоги выставочной работы, когда в музее получается интересная экспозиция. И конечно, самое важное и ценное — люди и предметы, мои коллеги и наша уникальная коллекция.