«Продала квартиру в Подмосковье и вернулась в родной город. Не жалею»
Принято считать, что россияне – если не все, то в подавляющем большинстве – мечтают поселиться поближе к Москве. А вот героиня нашей истории, наоборот, переехала из ближнего Подмосковья в большой провинциальный город – и ничуть об этом не жалеет. Она считает, что междугородный обмен в ее случае обернулся сплошными плюсами: обменяла «двушку» на трехкомнатную, и на ремонт осталось.
Движение в противотоке
Жительницей Подмосковья Ирина стала только после 45 лет, хотя она, как и многие, с юных лет стремилась «в Москву, в Москву». Окончив в своем родном Нижнем Новгороде мединститут, мечтала уехать в столицу, сделать карьеру. Но вышла замуж за военного, и ей пришлось работать не в престижных столичных клиниках, а в медсанчасти. В военных городках, где она жила с мужем, к ней обращались по разным поводам – с ангинами, сердечными приступами, переломами, вызывали к роженицам. Несмотря на такую обширную практику, Ирине не удалось стать серьезным специалистом в какой-то одной сфере медицины. Муж, дослужившись до командира части, получил право на военную пенсию и на двухкомнатную квартиру. Супруги рассмотрели несколько вариантов и остановились на новостройке, которую возвели специально для военных недалеко от Москвы, в городском округе Красногорск.
Как говорит Ирина, после оформления этой квартиры в собственность предлагала мужу ее продать и вернуться на родину, поближе к родным. Взрослая дочь, тоже окончившая вуз в Нижнем Новгороде, осталась там, вышла замуж, ей досталась в наследство от бабушки квартира. «Когда дочь родила, я уговаривала мужа – давай переедем в Нижний. Поможем, повозимся с внучкой», – рассказывает она. Но супруг идею не поддержал. Он рассуждал по-другому: «Пока мы работаем, надо жить здесь, больше возможностей». У него и после военной службы дела шли неплохо, знакомые помогли найти место, где пригодился опыт руководящей работы.
А вот у Ирины, несмотря на востребованную профессию, с карьерой так и не сложилось. Оказалось, что ее опыт больше соответствует должности фельдшера. Пробовала устроиться участковым врачом в городскую поликлинику – показалось сложно. Не хватало знаний о современных препаратах, стандартах лечения. Конечно, можно было напрячься, подучиться, но как признается Ирина, в ее возрасте как-то неловко было оказаться в роли неумелого новичка. В конце концов она нашла место в подмосковном санатории, но работала не врачом, а администратором.
На работу ездила на электричке, в противоположную от Москвы сторону. Каждый день выходила из дома в 6 часов, в переполненной маршрутке полчаса ехала на станцию МЦД (всего 3 километра, но пробки!), потом еще полчаса на электричке. Час туда, час обратно – для жителей Подмосковья это немного, да и в электричках свободно, когда едешь «против потока». Но с возрастом такие поездки давались все труднее.
«Уезжали с мужем ранним утром, возвращались вечером. В будни времени свободного почти нет, в выходные – домашние дела, магазины. Одно и то же. В отпуск и на длинные праздники всегда ездили в Нижний, повидаться с родными. Может быть поэтому друзей на новом месте у нас так и не появилось, только знакомства по работе. Ну и соседей некоторых знали, здоровались. Вот и все», – вспоминает Ирина. Такой образ жизни ее не очень устраивал.
Пока жили вдвоем с мужем, было терпимо. Но супруг скоропостижно скончался от инфаркта, не дожив до 60. После его смерти Ирина еще два года работала на прежнем месте, пыталась справиться с горем. Но одиночество и отсутствие близких оказались невыносимы, здоровье стало ухудшаться. Решила перебираться в Нижний, поближе к дочери.
В новую жизнь
«Казалось, что я с этим ни за что не справлюсь, – рассказывает она. – Квартиру продавать страшно, цены подскочили – кто купит за такие деньги? Что я сама смогу купить себе в Нижнем? Вдруг обманут? Как я буду собирать вещи? Куда девать мебель, которую не возьму с собой? Спать не могла из-за беспокойства». В конце концов за дело взялась дочь, которая разместила на специализированном сайте объявление о продаже подмосковной недвижимости. Двухкомнатную квартиру площадью 56,5 кв. метров выставили за 8 млн рублей[1]. Звонков от покупателей не было. Тогда решили обратиться к риэлтору из местного агентства. С его помощью квартиру удалось продать. Он дал объявления на нескольких площадках, а также убедил понизить цену до 7,5 млн рублей. За эту сумму квартиру приобрела молодая семья, приезжие из Чувашии.
«Вот так получилось, что они сюда, а я – отсюда, почти в ту же сторону, откуда они приехали, – говорит Ирина. – У них маткапитал, ипотека на 20 с лишним лет». Покупателей не смутило качество ремонта, и они не просили освободить жилье от старой мебели. Наоборот, сказали: «Все, что вам не нужно, оставляйте, нам все пригодится». «Я уступила эти полмиллиона, потому что квартира нам досталось с муниципальной отделкой, и мы особо не вкладывались, – делится Ирина. – Да и тянуть с переездом больше не хотелось. Я посмотрела цены в Нижнем Новгороде, поняла, что вырученных денег хватит, чтобы купить жилье в районе, где живет дочь».
Район, о котором идет речь, старый, ведь в нем когда-то жили родители нашей героини. Новых домов здесь практически не строят, жилой фонд в основном состоит из тех самых пятиэтажек, которые в Москве попали под реновацию. В Нижнем Новгороде о ней пока нет и речи, квартиры в таком фонде активно продают и покупают. Вот и Ирина решила купить «трешку» в доме по соседству с тем, где проживала дочь. Двухкомнатных в ближайших домах в продаже не было, а в однокомнатной тесновато, даже одной. «И потом, деньги дешевеют, а недвижимость дорожает, – рассуждает героиня. – Пусть будет трехкомнатная. Пригодится».
Глаза боятся – руки делают
Итак, за 5,5 млн рублей она приобрела «трешку» в хрущевке. Площадь жилья не намного больше, чем в подмосковной «двушке» – всего 59,2 кв. метра, первый этаж, квартире требовался ремонт. Но последнее обстоятельство Ирину не смутило: «После продажи подмосковной квартиры и покупки «трешки» у меня осталось 2 млн рублей, – говорит она. – Половину я сразу отложила на счет, на оставшуюся сумму сделала недорогой ремонт. Работа мастеров здесь обходится дешевле, правда, цены на мебель такие же, как в Москве. Но я часть мебели перевезла с собой».
Как отмечает героиня нашей истории, продажа и покупка квартир, а также переезд, которые так ее пугали, на деле оказались не такими уж страшными. Сделки организовали через «Дом.Клик», все расчеты провели в банке. Дочь и зять помогли собрать вещи, для их перевозки вызвали специальную службу. Часть вещей до заселения в новую квартиру хранилась в квартире дочери, часть – в гараже.
Несколько месяцев, пока готовилась сделка по покупке жилья в Нижнем Новгороде, а затем шел ремонт, Ирина жила у дочери. Переехав, наконец, в свою «трешку» со свежей отделкой, она перечисляет плюсы, полученные в результате междугороднего обмена: «Я живу в большом городе. Чтобы попасть в центр, мне нужно сесть в трамвай и проехать 10 минут. Из Подмосковья в центр Москвы я добиралась больше часа, даже после появления МЦД (полчаса маршрутка, полчаса электричка, 25 минут метро). А театров, музеев, выставок в Нижнем Новгороде тоже достаточно, только выбирай. Рядом с моим домом большой парк, где мы вечером гуляем вместе с дочерью и внучкой. По выходным они приходят ко мне в гости. Я боялась, что не смогу устроиться на работу, но и это получилось, помогли родственники со стороны покойного мужа, причем на работу хожу пешком. Мне все нравится».
История Ирины, конечно, не совсем типична, но ее случай далеко не единственный. Хотя в направлении «от Москвы» сделок немного, но все же тенденция к росту есть. Так, по данным «Инком-Недвижимость», доля продавцов, которые продают квартиры в Москве, чтобы переехать в другой регион РФ, сейчас не больше 5% в общем объеме на столичном рынке.
«В основном едут на юг, поближе к морю и солнцу – востребованы Сочи, Анапа, Геленджик, территории Крыма. Также на сегодняшний день наметилась тенденция возвращения из Москвы в свой регион по месту рождения в связи с возможностью удаленной работы, – отмечает Наталия Борзенкова, руководитель офисов «Митино» и «Крылатское» «Инком-Недвижимость». – Это связано с различными факторами – желание быть ближе к родным, более привычный климат и меньшие затраты на проживание; кроме того, регионы сейчас активно развиваются, многие города выглядят не хуже, чем столица, и так же, как и Москва, комфортны».
[1] Все цены приводятся на период лета-осени 2022 года, когда происходили описанные события.
Покупатель меняет стратегию. Что будет с ценами на недвижимость во второй половине 2024 года?
В апреле средняя стоимость квартиры на вторичном рынке упала
Спешите сдать свою квартиру. Ставки аренды будут расти до осени
Подписывайтесь на наш Дзен-канал МИР КВАРТИР, чтобы не пропустить важное в недвижимости