Натюрморт Кассаны "Индюк, курицы, сороки и коза" пополнил коллекцию Пушкинского музея
Джованни Агостино Кассана – один из ведущих живописцев, работавших в жанре натюрморта в Венеции на рубеже XVII–XVIII веков. Обучался он в мастерской своего отца Джованни Франческо Кассаны, генуэзца по происхождению, во второй половине 1640-х годов переселившегося в Венецию вслед за живописцем Бернардо Строцци. Имя Кассаны значится в списках гильдии венецианских художников с 1687 по 1703 год. В зрелый период творчества он в основном специализировался на изображении кур, индюков, голубей и другой домашней птицы. Его работы пользовались успехом далеко за пределами Венеции и Генуи, куда живописец переехал в 1718 году. Картина, которую музей получил в дар, имеет интересную историю. Она происходит из собрания Марии Антонии Пессины де Бранкони (1746–1793), размещавшегося во дворце Лангенштайн недалеко от Хальберштадта. В сентябре 1945 года вся находившаяся там коллекция была отчуждена и в 1946-м передана в место сбора произведений искусства в замке Морицбург под Дрезденом. В 2005 году в результате реституции собрание было передано семье Рампау, наследникам прежних владельцев. Его возврат стал возможен благодаря подробной описи, составленной видным историком искусства Вильгельмом фон Боде, основателем берлинского Музея кайзера Фридриха. Презентация картины Джованни Агостино Кассаны Картина "Индюк, курицы, сороки и коза" приписывалась авторству римского художника Арканджело Резани (1670–1740). Как установила Виктория Эммануиловна Маркова, главный научный сотрудник отдела искусства старых мастеров ГМИИ им. А.С. Пушкина, доктор искусствоведения, такое определение оказалось ошибочным. Анализ живописной манеры, колористического строя и сюжета дали убедительные доказательства того, что в действительности автором картины является Кассана. Среди ближайших аналогий – работы из Академии Каррара в Бергамо, из собрания Молинари Праделли в Мараноди Кастеназо (Болонья) и из частной коллекции в Генуе, где также изображены петух, куры и другие схожие мотивы. Картина Кассаны "Индюк, курицы, сороки и коза" — это четвертый дар семьи Карисаловых Пушкинскому музею. Первым стали две уникальные погребальные урны культуры майя-киче VII–XII веков. В 2016 году меценат помог вернуть в коллекцию музея картину неизвестного художника XVII века "Любовная сцена в дворцовом интерьере";эта работа когда-то принадлежала великой княжне Марии Николаевне, дочери Николая I, жене герцога Максимилиана Лейхтенбергского, и хранилась в ГМИИ с 1925-го по 1931-й. В 2019 годуМихаил и Елена Карисаловы передали в дар музею 89 предметов античного декоративно-прикладного искусства (оружие, шлемы, расписные сосуды). Напомним, Михаил Карисалов — известный коллекционер и меценат, активно поддерживающий российские музеи. Его собрание богато и разнообразно — более двухсот предметов антикварной мебели, множество икон (в эмалевых окладах мастерских Ф.И. Рюкерта, П.А. Овчинникова, О.Ф. Курлюкова, И.П. Хлебникова и других). Особое место занимают предметы античного искусства, которые собирала мама Михаила Ирина, передавшая сыну свое увлечение коллекционированием. Михаил вместе с хранителями музеев помогает найти и вернуть туда произведения, которые когда-то принадлежали к музейным собраниям. Благодаря ему в Царское Село были возвращены: комплект из трех ваз в китайском стиле, когда-то входивших в убранство Александровского дворца; портрет Аристарха Петровича Кашкина (управляющего Царскосельским дворцовым правлением при Екатерине II); блюдо фабрики "Веджвуд" из интерьеров Императорской фермы; ваза из коргонского порфира; столик-бобик конца XVIII века и многое другое. Русскому музею коллекционер подарил исторические портреты; Юсуповскому дворцу на Мойке — портрет Феликса Юсупова; Государственному музею А.С. Пушкина — автограф И.С. Тургенева и изготовленное русскими мастерами в конце XVIII века бюро-цилиндр; Музею-заповеднику "Петергоф" — ряд живописных полотен и предметы антикварной мебели; Музею-панораме "Бородинская битва" — портреты участников Бородинского сражения;Историческому музею — десять уникальных резных ларцов работы мастеров Русского Севера;Музеям Московского Кремля в 2019 году – коллекцию русской резной кости; Мемориальному музею обороны и блокады Ленинграда — более ста двадцати фотографий времен Великой Отечественной войны. В 2019 году Михаил Карисалов передал в РГАЛИ ряд документов И.С. Тургенева из коллекции И.С. Зильберштейна: 38 писем самого писателя 1857–1882 годов, а также написанные к нему: 13 писем Г. Флобера (за 1873–1879-й) и 2 письма Э. Золя (1867 и 1883 годов).