В Волгограде открыта выставка лаковой миниатюры Федоскино и Мстёры
Шкатулки, перчаточницы, пудреницы и другие удивительно изящные вещицы представлены на витринах новой выставки «Классика в миниатюре. Художественные изделия мастеров Федоскино и Мстёры». Она открыта в Волгоградском музее изобразительных искусств им. И. Машкова и знакомит с ценными предметами из собственной коллекции музея. А еще это маленькое, но наглядное повествование о вековой истории знаменитых российских промыслов, которой нам всем можно гордиться.
Шкатулки треугольные и квадратные, пудреницы и перчаточницы, коробочки… Это тот случай, когда, казалось, простенькая галантерея на самом деле является предметом подлинного искусства. По словам организаторов выставки, впервые широкий круг зрителей сможет увидеть и по достоинству оценить коллекцию лаковых миниатюр мастеров Федоскино и Мстёры из музейных фондов. Но имейте в виду, выставка камерная – всего пара стеклянных витрин-шкафов. Зато история промыслов замечательная.
Наши музейные шкатулки украшены росписями-миниатюрами: например, портретами Пушкина и Чайковского, Галины Улановой на пуантах, сюжетными сценами «Морской бой», «Женщина с виноградом» по мотивам известных картин Брюллова и Айвазовского.
Искусство лаковой миниатюры берет начало в средневековой культуре Востока, откуда пришло в Европу. Родина лаков – Япония, Китай, Персия. Русские заимствовали секрет лаков у немецких мастеров.
Первое отечественное производство лаковых изделий в России основал купец Коробов в 1796 году в подмосковной деревне Федоскино. На фабрике делали козырьки (да-да!) и табакерки, затем – коробочки для вееров, кошельки, пасхальные яйца. Коробочки из папье-маше с нанесенными на крышку рисунками, залитые прозрачным лаком, приглянулись покупателям. Причем сначала на крышки миниатюрных коробочек под лак наклеивались бумажные картинки.
Зять и внук Коробова, купцы Лукутины, сделали ставку уже на художественное качество изделий, украшение бесподобной многослойной ручной росписью. Федоскинские лаки превратились в национальный бренд, как сказали бы мы сейчас. Русские мастера добились потрясающей техники росписи масляными красками, применяя профессиональные приемы живописцев. Подмалевок, прорись, лессировка, блики – росписи кладутся слоями. Каждый слой просушивался и лакировался. Сюда могли добавить перламутр, золотую фольгу, напылить серебро. Так и получался «драгоценный» эффект – шкатулки мерцали и сияли, как сказочные ларцы.
Сейчас федоскинские миниатюры по праву считаются одним из символов отечественного декоративно-прикладного искусства. Подмосковный промысел прославился на весь мир. Русская природа, русский фольклор и быт заняли прочное место в сюжетах росписей.
На выставке представлены миниатюры советского времени, которое формировало новые эстетические ориентиры для мастеров Федоскино.
Как заявила куратор выставки, кандидат исторических наук Елена Огаркова, мини-коллекция интересно характеризует эпоху.
«Интересно поразмышлять о том, насколько русские мастера, несмотря на исторические потрясения, войны и революции, резкие смены политических векторов, умели находить своего зрителя, поговорить с человеком о главных ценностях, поэтому, невзирая на небольшой формат и небольшое количество экспонатов, выставка может надолго привлечь внимание зрителей, – уверенно говорит Елена Огаркова. – экспонаты очень притягательны тем, что требуют остановиться, рассматривать и размышлять, сравнивать».
Мстёрская лаковая миниатюра – художественный промысел, возникший во Владимирской области и ставший визитной карточкой всей России. Произведения Мстёры, которые показаны на новой выставке, создавались по другим принципам. В основе художественного промысла Мстёры лежат традиции темперной живописи русских икон.
Отсюда унаследованы примечательные черты этой «школы»: тщательно прописанный пейзаж с тончайшими цветовыми переходами, красочное ковровое заполнение пространства рисунком, многофигурность… На такой шкатулке редко можно увидеть незаполненное рисунком место.
Мстёрская артель «Пролетарское искусство» возникла в 1931 году. Когда спрос на иконы резко упал, художники иконописных мастерских объединились и творчески перерабатывали прежние навыки и темы в актуальные советские. Иконописное дело новой власти было не нужно и попало под запреты, а художникам пришлось искать новые формы выражения. Они смогли сохранить все лучшее, что было. Технологию изготовления папье-маше позаимствовали в Федоскино. Ну а дальше выручил веками накопленный опыт. И работали уже не на досках, а на коробочках. По новым канонам из-под кисти мастеров выходили образы труда, революции, защиты Отечества. В сюжетах – славная история, былина и веселая песня, родные поля и перелески, сценки охоты и народных праздников. Рисовали, как и прежде, яично-темперными красками, поражая филигранностью работы, русским колоритом. аучный сотрудник отдела фондов музея Машкова Дарья Каширина объяснила, что уникальные предметы музей очень бережно хранит и не так часто показывает. «Мы не говорим об их материальной ценности, они для нас бесценны, хотя если зайти на официальные сайты, там стоимость современных изделий может достигать нескольких сотен тысяч рублей, – рассказывает Дарья Каширина. – Нередко эти предметы тонкой ручной работы сравнивают с изделиями Фаберже. В эти шкатулочки вложен долгий кропотливый труд. Это тонкая и кропотливая ручная работа. Над созданием одной шкатулки могут работать несколько мастеров, владеющие секретами промысла. Трудоемкий процесс может длиться от 3 до 6 месяцев. Если вы посмотрите на федоскинские коробочки и шкатулки на наших витринах, то увидите, что они как будто светятся изнутри благодаря использованию светоотражающих материалов – потали, сусального золота, металлического порошка, иногда – перламутра. Создается эффект удивительного переливчатого свечения. Мстерские лаки виртуозно исполнены, что требовало от умельцев необыкновенной усидчивости, аккуратности. Порой усердные мастера использовали лупу, чтобы прописать мельчайшие детали. На узоры так же наносилось измельченное сусальное золото, а чтобы добиться большего блеска, его полировали необычным инструментом – волчьим зубом, т. к. он имел идеальную природную гладкость. Рассказывать про эти уникальные творения можно бесконечно, но лучше один раз увидеть их вживую». Сорудники музея рассказали, что шкатулки российских промыслов очень капризны к температурному режиму, влажности и уходу. Слои лака требуют от хранителей уважения. Для экспонирования предметы берут только в перчатках. Каждый предмет показывался публике не более 2–3 раз, а все вместе они демонстрируются впервые. Эта маленькая выставка – поклон большому человеческому труду, создателям красоты. Экспозиция «Классика в миниатюре» размещена в зале «ХХ век. Открытые фонды», чтобы показать посетителям еще одну грань богатой коллекции музея Машкова, а вместе с тем открыть новые страницы родной истории и культуры.