В Волгограде открыта выставка лаковой миниатюры Федоскино и Мстёры
Шкатулки, перчаточницы, пудреницы и другие удивительно изящные вещицы представлены на витринах новой выставки «Классика в миниатюре. Художественные изделия мастеров Федоскино и Мстёры». Она открыта в Волгоградском музее изобразительных искусств им. И. Машкова и знакомит с ценными предметами из собственной коллекции музея. А еще это маленькое, но наглядное повествование о вековой истории знаменитых российских промыслов, которой нам всем можно гордиться.
Шкатулки треугольные и квадратные, пудреницы и перчаточницы, коробочки… Это тот случай, когда, казалось, простенькая галантерея на самом деле является предметом подлинного искусства. По словам организаторов выставки, впервые широкий круг зрителей сможет увидеть и по достоинству оценить коллекцию лаковых миниатюр мастеров Федоскино и Мстёры из музейных фондов. Но имейте в виду, выставка камерная – всего пара стеклянных витрин-шкафов. Зато история промыслов замечательная.
Наши музейные шкатулки украшены росписями-миниатюрами: например, портретами Пушкина и Чайковского, Галины Улановой на пуантах, сюжетными сценами «Морской бой», «Женщина с виноградом» по мотивам известных картин Брюллова и Айвазовского.
Искусство лаковой миниатюры берет начало в средневековой культуре Востока, откуда пришло в Европу. Родина лаков – Япония, Китай, Персия. Русские заимствовали секрет лаков у немецких мастеров.
Первое отечественное производство лаковых изделий в России основал купец Коробов в 1796 году в подмосковной деревне Федоскино. На фабрике делали козырьки (да-да!) и табакерки, затем – коробочки для вееров, кошельки, пасхальные яйца. Коробочки из папье-маше с нанесенными на крышку рисунками, залитые прозрачным лаком, приглянулись покупателям. Причем сначала на крышки миниатюрных коробочек под лак наклеивались бумажные картинки.
Зять и внук Коробова, купцы Лукутины, сделали ставку уже на художественное качество изделий, украшение бесподобной многослойной ручной росписью. Федоскинские лаки превратились в национальный бренд, как сказали бы мы сейчас. Русские мастера добились потрясающей техники росписи масляными красками, применяя профессиональные приемы живописцев. Подмалевок, прорись, лессировка, блики – росписи кладутся слоями. Каждый слой просушивался и лакировался. Сюда могли добавить перламутр, золотую фольгу, напылить серебро. Так и получался «драгоценный» эффект – шкатулки мерцали и сияли, как сказочные ларцы.
Сейчас федоскинские миниатюры по праву считаются одним из символов отечественного декоративно-прикладного искусства. Подмосковный промысел прославился на весь мир. Русская природа, русский фольклор и быт заняли прочное место в сюжетах росписей.
На выставке представлены миниатюры советского времени, которое формировало новые эстетические ориентиры для мастеров Федоскино.
Как заявила куратор выставки, кандидат исторических наук Елена Огаркова, мини-коллекция интересно характеризует эпоху.
«Интересно поразмышлять о том, насколько русские мастера, несмотря на исторические потрясения, войны и революции, резкие смены политических векторов, умели находить своего зрителя, поговорить с человеком о главных ценностях, поэтому, невзирая на небольшой формат и небольшое количество экспонатов, выставка может надолго привлечь внимание зрителей, – уверенно говорит Елена Огаркова. – экспонаты очень притягательны тем, что требуют остановиться, рассматривать и размышлять, сравнивать».
Мстёрская лаковая миниатюра – художественный промысел, возникший во Владимирской области и ставший визитной карточкой всей России. Произведения Мстёры, которые показаны на новой выставке, создавались по другим принципам. В основе художественного промысла Мстёры лежат традиции темперной живописи русских икон.
Отсюда унаследованы примечательные черты этой «школы»: тщательно прописанный пейзаж с тончайшими цветовыми переходами, красочное ковровое заполнение пространства рисунком, многофигурность… На такой шкатулке редко можно увидеть незаполненное рисунком место.
Мстёрская артель «Пролетарское искусство» возникла в 1931 году. Когда спрос на иконы резко упал, художники иконописных мастерских объединились и творчески перерабатывали прежние навыки и темы в актуальные советские. Иконописное дело новой власти было не нужно и попало под запреты, а художникам пришлось искать новые формы выражения. Они смогли сохранить все лучшее, что было. Технологию изготовления папье-маше позаимствовали в Федоскино. Ну а дальше выручил веками накопленный опыт. И работали уже не на досках, а на коробочках.