Наградили лауреатов конкурса среди молодых художников «Архитектура дипломатии»

В бывшем усадебном доме графа Остермана наградили лауреатов конкурса среди молодых художников «Архитектура дипломатии». Гостей принимал Всероссийский музей декоративного искусства, который вот уже больше 40 лет располагается в памятнике архитектуры конца XVIII–XX веков.

Наградили лауреатов конкурса среди молодых художников «Архитектура дипломатии»
© Вечерняя Москва

Место для проведения торжественной церемонии оказалось символичным. По условиям всероссийского конкурса, который в этом году прошел в третий раз, участникам нужно было изобразить столичные памятники архитектуры, используя элементы национального декоративно-прикладного искусства.

— Наша организация управляет огромным количеством особняков — жемчужинами архитектуры, которые были построены в XIX–XX веках, а некоторые и раньше, — сказал начальник Главного производственно-коммерческого управления по обслуживанию дипломатического корпуса (ГлавУпДК) при Министерстве иностранных дел России Вячеслав Фатин. — И, конечно, нам хочется, чтобы о них знали как можно больше людей, для чего мы и проводим этот конкурс. Нам важно показать красоту особняков через творчество молодежи.

В конкурсе участвовали как профессиональные художники, так и любители. К теме творческого задания — совместить архитектуру и русские народные промыслы — они подошли с креативом. Организаторы получили больше 80 заявок от молодых художников из 20 регионов России. Лауреатами стали десять авторов, среди которых преподаватель детской школы искусств Анна Чурилова. Она изобразила особняк Коробковой, который стоит на Пятницкой улице.

— Я видела его вживую, поэтому опиралась на личные впечатления, — поделилась лауреат. — Долго думала, какой взять промысел, очень боялась, что получится как-то вычурно или непонятно, поэтому остановилась на гжели.

Работа выполнена в узнаваемых бело-голубых тонах. В окнах дома заметны традиционные цветочные узоры, а над крышей, словно огромная луна, «висит» круглая тарелка.

Мотивы гжельской росписи читаются и в одной из работ Анастасии Федуловой. Девушка рисует, сколько себя помнит. С отличием окончила Санкт-Петербургский государственный университет по специальности «художник-реставратор» и сейчас учится в магистратуре Политехнического университета Петра Великого по направлению «коммуникативный дизайн».

— Меня заинтересовала история особняка Кекушевой, загадочное исчезновение огромной скульптуры льва, которая так и не нашлась. Ее воссоздали по сохранившимся эскизам, — пояснила выбор объекта Анастасия. — И вот эту потерю, хрупкость я и хотела изобразить. Поэтому скульптуру льва нарисовала в виде фарфоровой статуэтки с росписью гжель. Кстати, такие же статуэтки я коллекционировала в детстве. Сам особняк я представила как вышивку в технике «нижегородский гипюр». Это тоже очень хрупкий, тонкий материал.

Работа выполнена в холодных оттенках, в отличие от второй картины Федуловой, на которой изображен дом купца Игумнова. Вдохновившись яркими интерьерами особняка, художница взяла за основу цветное михайловское кружево, которое мастерицы плетут на тоненьких кленовых палочках-коклюшках, и «огненную» хохлому.

— Этот красивый петух, напоминающий птицу Феникс, возрождает пламя русской культуры, — обозначила главные смыслы Анастасия.

К слову, она участвовала в конкурсе «Архитектура дипломатии» в третий раз и в третий раз получила награду.

— Это вдохновляет и мотивирует творить дальше, — призналась лауреат.

Третий раз подряд участвует и побеждает в конкурсе и Норик Мусоян. Будущий архитектор-реставратор перешел на пятый курс Московского государственного строительного университета. В этом году он прислал на конкурс сразу три работы, две из которых выполнены графикой.

— Мне нравится работать с композицией, люблю насыщать передний план героями. Вот, например, на фоне дома Вертовского изображены девушки, которые занимаются ткачеством, — рассказал Норик. — А здесь уже более интересная композиция, своего рода рекурсия: картина в картине. Мы видим мастерскую резчика по дереву. Вот он сидит, делает игрушки. У него распахнуто окно, через которое открывается прекрасный вид на особняк Миндовского.

Принцип рекурсии Мусоян использовал еще в одной своей работе, выполненной акварелью. По замыслу художника мы видим живописцев, которые решили украсить стену внутри особняка изображением дома усадьбы Грачевых. Элементы его интерьеров, например колонны ионического ордера, также присутствуют на картине.

— Работы победителей очень продуманные, красиво выполненные, что, конечно же, откликается нашему музею, ведь мы — за красоту, ей посвящены все наши экспозиции, — отметила директор Всероссийского музея декоративного искусства Елена Титова и подчеркнула, что конкурсное задание было сложным, но художники мастерски с ним справились.

Работы лауреатов какое-то время будут представлены в музее. Также они пополнят галерею ГлавУпДК при МИД России в особняке на Пречистенке. А к Новому году уже по традиции выйдет календарь с картинами победителей.