В Санкт-Петербургской филармонии отмыли 150-летние люстры из металла и хрусталя

В Большом зале Санкт-Петербургской филармонии имени Шостаковича – санитарный день. Моют самые хрупкие элементы интерьера – 150-летние хрустальные люстры, передает корреспондент телеканала «МИР 24» Анастасия Глебов.

350-килограммовые произведения искусства из металла и хрусталя спускаются с потолка, словно легкие перышки. Люстры замирают в десяти сантиметрах от пола. Все готово к генеральной уборке.

«Я очень люблю историю и архитектуру нашего города. Действительно, это особое чувство, когда я приступаю к работе с такими экспонатами. Потому что этим люстрам уже больше 100 лет, это уже антиквариат», рассказал специалист по клинингу культурных объектов Михаил Черемисинов.

Они родом из XIX века. Тогда использовали свечи. Затем их сменил газ. Чистка была непростой – освобождали от воска и нагара. Когда в начале ХХ столетия засияли электрические лампочки, санитарный день стал намного легче.

Чтобы отмыть одну такую люстру, двум мастерам понадобится минимум четыре часа, так много здесь декоративных элементов. Уборка начинается сверху с помощью водно-спиртового раствора. Затем все протирают ветошью. Но включают только спустя 24 часа, чтобы не было короткого замыкания.

Только в годы блокады Ленинграда сияние хрусталя померкло, а звон подвесок стих – часть больших нитей сняли для безопасности. Но люстры на месте остались и все выдержали.

«Восстановлены люстры были только после войны, в 1948 году. Сначала ремонтировался, в 1946 году, Большой зал. Потом, в 1947 году, фасады и в 1948 году люстры», отметил заведующий музыкальной библиотекой Санкт-Петербургской академической филармонии имени Шостаковича Павел Дмитриев.

Уже десять лет их чистят и доводят до блеска одни и те же мастера. Другим в филармонии антиквариат не доверяют. Михаил Черемисинов перемыл сотни светильников, но таких крепких нигде не встречал. Говорит, они сделаны на века. Первое упоминание о люстрах датируется 1839 годом. Так что они, вероятно, старше этой даты.