Войти в почту

Сергей Евдокимов о карьере в продуктовом дизайне и престижных наградах: интервью со старшим дизайнером Aitarget

Сергей Евдокимов – Senior UI/UX Designer, получивший несколько международных наград. В интервью «Свободно прессе» он рассказал о роли дизайна в развитии бизнеса, поделился секретами успешных проектов и своими подходами к их созданию. Также Сергей дал несколько рекомендаций начинающим специалистам для развития в этой сфере.

Сергей Евдокимов о карьере в продуктовом дизайне и престижных наградах: интервью со старшим дизайнером Aitarget
© Свободная пресса

«СП»: Сергей, расскажите о вашей роли в Aitarget и о ее влиянии на результаты компании.

– В Aitarget мы разрабатываем и внедряем различные рекламные сервисы, и за дизайн таких продуктов отвечаю я: участвую в разработке стратегий, улучшении процессов и достижении целей компании. Например, при тестировании новых идей в формате MVP я отвечаю за проектирование и оптимизацию продуктов, что непосредственно влияет на бизнес-показатели.

В целом моя задача – не рисовать по готовому ТЗ, а разрабатывать решения и идеи для роста продуктов компании, делать их удобными для пользователей и обеспечивать их коммерческий успех.

Например, в проекте AiData я занимался редизайном сайта, что значительно улучшило наши бизнес-показатели. Также я отвечаю за лендинги, e-mail рассылки, креативные баннеры и другие элементы, которые увеличивают конверсию и привлекают новых клиентов.

Кроме того, я запускал проект Trafficcino, SaaS-сервис для малого бизнеса, который позволяет продавать товары через различные соцсети с помощью одностраничных лендингов. Там я был арт-директором и создавал с нуля весь дизайн, который впоследствии получил несколько престижных наград.

Сейчас мы разрабатываем приложения для Telegram. Одно из них – Fortune Cookies, использующее ИИ для создания персонализированных предсказаний. Это приложение быстро стало популярным и было отмечено Telegram в центре приложений – его дизайн также делал я.

«СП»: При этом ваш прошлый проект, страховая онлайн-платформа Mafin, с самого начала создавался с фокусом на удобство и простоту, и это в первую очередь зависит от дизайна. Компания занимала первые места в рейтингах страховщиков – какие дизайнерские решения позволили этого добиться?

– Mafin была одной из первых компаний в России, предложившей простой и полностью удаленный процесс покупки страхового полиса. Я работал над этим продуктом с самого начала и отвечал за дизайн сайта, а также проектировал полный путь клиента до покупки продуктов.

Нашей целью было убедить пользователей в том, что страховые продукты могут быть удобными, быстрыми и при этом надежными, и дизайн играл в этом ключевую роль.

Мы стремились показать наш продукт более дружелюбным. Отходили от привычного консервативного стиля, характерного для страховых компаний, в сторону более современного, скругляя элементы и используя популярный тогда стиль с flat-иллюстрациями. Это решение позволило нам выделиться среди конкурентов и привлечь внимание пользователей.

Важной частью моей работы было проектирование анкеты для покупки полиса ОСАГО, которая должна была заменить чат-бота, сократить время анкетирования и уменьшить количество отказов. Анкета работает на сайте и сейчас, спустя несколько лет.

Важным фактором нашего успеха стала простота покупки страховых полисов – полностью онлайн, без посещения офиса. Я сделал так, чтобы визуальная составляющая сайта и все процессы были удобными и простыми, и требовали от пользователя минимум усилий и времени.

«СП»: Расскажите подробнее о международных премиях, которые вы упомянули – я знаю, что среди них были Indigo Awards, Muse Creative Awards и др. Какие из них вы считаете главными?

– В Indigo Design Awards я получил два золота и бронзу в категориях “UX, Interface & Navigation”, “Website Building Software” и “Digital Tools and Utilities”. Кроме того, у меня было два серебра в Muse Creative Awards и номинация на UX Design Awards. Все это я получил за проект Trafficcino, который получился действительно сильным. Это инновационный продукт для американского рынка. Мы хотели протестировать идею и сделать MVP, поскольку на рынке рекламных сервисов ничего похожего еще не было.

Для меня важны все из них, поскольку этот проект я делал полностью самостоятельно, без помощи других дизайнеров. Это стало отличным шансом показать свою работу на высоком уровне, конкурируя с лучшими профессионалами.

«СП»: И вы ведь сами были в жюри конкурсов дизайна, расскажите об этом подробнее – какие существуют объективные критерии оценки в таких конкурсах?

– После побед в нескольких конкурсах меня пригласили в жюри престижных мероприятий, таких как Dawey Awards, W3 Design Awards, Communicator Design Awards и Orpetron. Это позволило мне посмотреть на процесс судейства изнутри.

При оценке дизайна я руководствуюсь несколькими объективными критериями. В первую очередь, это базовые правила композиции, колористики и типографики. Работы рассматриваются с точки зрения визуальной привлекательности, удобства использования и инновационности.

И конечно, мы всегда анализируем, насколько дизайн соответствует потребностям целевой аудитории. Но высшие оценки получают работы, которые выделятся среди остальных своим необычным подходом к UI или UX.

Вообще, это очень полезный опыт – работа в жюри расширяет кругозор и дает мне возможность посмотреть на свои и чужие работы под другим углом.

«СП»: Каковы вообще критерии эффективности продуктового дизайна? На что вы сами смотрите, оценивая результаты своей работы?

– Они бывают очень разными – все зависит от цели проекта. Мы можем улучшать UX, сократив время для достижения пользователем ключевой цели, повышать продажи, привлекать подписчиков, чтобы собрать базу, или доносить до пользователя какую-либо ценность. Отталкиваясь от этих целей, мы определяем, как измерить эффективность. И чаще всего нам помогает сухая статистика.

Но если говорить не о конкретном проекте, а о продуктовом дизайне в целом, эффективность оценивается по следующим показателям:

– Удобство использования: хороший дизайн интуитивно понятен и учитывает различные сценарии применения.

– Доступность: например, если мы делаем международный продукт, то должны учесть, как дизайн будет выглядеть для пользователей из арабских стран, которые читают справа налево. Или если нашим продуктом будут пользоваться слабовидящие, то необходимо подумать о читабельности шрифтов и размерам элементов.

– Функциональность: дизайн должен быть гибким и легко адаптироваться под различные условия и требования.

– Эстетика: конечно, все должно выглядеть привлекательно и соответствовать общему стилю бренда.

– Экономическая эффективность: нужно учитывать затраты на производство, чтобы работа была экономически оправдана.

При этом я всегда слежу за тем, чтобы на всех этапах разработки продукт тестировался и учитывал мнение пользователей.

«СП»: Вы сказали, что в Trafficcino создавали продукт с нуля, из каких этапов состоит этот процесс?

– В первую очередь нужно было провести тщательное исследование рынка и конкурентов. Мы изучили сервисы, решающие похожие проблемы, провели анализ целевой аудитории и кастдев-интервью, чтобы понять потребности и ожидания пользователей.

На основе этих данных я создал бренд и стиль будущего продукта, разработал логотип, выбрал подходящие шрифты и цвета. Затем я сделал несколько лендингов на Tilda для рекламы нашего продукта. В результате A/B тестирования был выбран лучший вариант.

Пока мы собирали лиды и подтверждали гипотезы, я работал над прототипом для самых сложных страниц SaaS, создавал дизайн и собирал дизайн-систему. Поскольку это был MVP, и времени на разработку у нас было мало, мы не тратили его на тестирование на этом этапе, а уже с готовыми решениями быстро запускали продукт.

То есть процесс включал несколько ключевых этапов: исследование рынка и аудитории, создание бренда и стиля, разработка и тестирование лендингов, создание прототипов и дизайн-системы, а также быстрый запуск MVP для получения обратной связи от пользователей.

«СП»: Расскажите, как вы учились продуктовому дизайну, и как рекомендовали бы делать это эффективнее всего?

– Я прошел большой путь от фрилансера, который делал простые сайты и маркетинговые материалы, до арт-директора, отвечающего за все дизайн-решения в продукте. Начинал как самоучка, изучая материалы по видеоурокам и книгам, но настоящий прорыв произошел, когда я начал работать в своей первой компании, Mafin. Работа в коллективе с опытными специалистами и наставниками позволила мне быстро расти профессионально.

Молодым дизайнерам я бы посоветовал как можно скорее начинать учиться у лучших. Попасть стажером в крупную компанию, даже за символическую плату или вообще бесплатно, – отличное решение. Опыт, полученный в таких условиях, бесценен.

При этом я и сейчас продолжаю учиться. Постоянно прохожу новые курсы по 3D-графике в Blender, разработке сайтов в Webflow и другим аспектам дизайна. Важно всегда находить что-то новое для изучения и оставаться в курсе современных трендов и технологий.

Я думаю, что базовые навыки можно освоить и без формального образования. Используйте видеоуроки по Photoshop или Figma и начинайте создавать свои проекты. Полезно копировать хорошие работы с платформы Behance для развития насмотренности. Повторяя успешные дизайны, вы учитесь правильной типографике, колористике и компоновке элементов.

Конечно, конкуренция среди начинающих дизайнеров всегда была высокой. Но не стоит этого бояться. Если вы увлечены своей работой и готовы упорно трудиться, вы обязательно добьетесь успеха. Процесс становления может занять несколько лет, но настойчивость и страсть к делу обязательно приведут к результату.