Solid water: про удачу, zero waste и очень красивую посуду из стекла

Мы поговорили с сооснователем бренда Анастасией Михайленко и расспросили ее о том, как «вырастить» из маленькой мастерской крупное производство.

Solid water: про удачу, zero waste и очень красивую посуду из стекла
© Roomble.com

— Расскажите, как возникла идея создавать стекольное производство.

Наша компания началась с мечты. Никакой стратегии, никакого бизнес-плана. Просто два человека, я и Анатолий Николаев, очень хотели заниматься производством посуды и аксессуаров. Настолько сильно хотели, что заняли на год у родственников 300 000 рублей, закупили самые необходимые станки и 1 ноября 2014 года сняли 17-метровое помещение под мастерскую.

Кстати, у нас с Анатолием общий бэкграунд — мы оба по образованию художники. Я художник-дизайнер по работе со стеклом. Анатолий — реставратор витражей.

Основатели бренда Анастасия Михайленко и Анатолий Николаев

— Что означает ваше название?

Solid Water — это метафора. Точный перевод с английского — «твердая вода». Текучая, мощная стихия, которая создает атмосферу, буквально паря в воздухе. Может быть жидкой, может быть твердой. Совсем как стекло. Атмосферу наши предметы тоже создают, да еще какую!

Стекло — наш основной материал, но совсем недавно мы подключили и другие — дерево и мрамор. И все же сердце отдано стеклу, благодаря ему нас запомнили.

Работаем мы в технике моллирования. Суть ее сводится к прогибанию листового стекла при высокой температуре для придания ему различных форм. Кроме того, мы часто работаем со вторсырьем. У нас есть целая коллекция предметов из винных бутылок.

— Вторичное производство сейчас на пике трендов. Экотема вам всегда была близка?

Со вторсырьем связана целая история. Я много лет с семьей прожила в Хельсинки, а там экоповестка актуальна давно. Сортировка мусора, вторичное производство — все это было частью моей жизни и воспринималось как нечто естественное.

Когда я переехала в Питер, здесь эта тема только зарождалась. И первые наши изделия из бутылок кто-то даже называл «мусорными». Но прошло буквально несколько лет — и мы оказались на вершине всех трендов. И производство у нас локальное, и подходы экологичные, и дизайн оригинальный. Да, из бутылок и до нас делали посуду, но к тому времени мы уже начали придумывать собственный дизайн.

— Предприниматели часто говорят, что на одной усердной работе до вершины не доберешься, удача тоже важна. Разделяете это мнение?

Запуск нашей первой коллекции из винных бутылок совпал с резким падением курса рубля. Большинство представителей направления HoReCa закупали посуду в Европе. А в связи с падением курса цены буквально за один день взлетели на 50%.

Мы реализовывали свои первые блюда через маленькие магазинчики. Там и встретили су-шефа ресторана сети пятизвездочных отелей Four Seasons. Тогда этот ресторан только запускался в Петербурге, и представители этой сети искали местное производство, которое смогло бы взять на себя изготовление посуды по их дизайну. Мы убедили их, что справимся, но нам понадобится время. (Кстати, с представителями Four Seasons мы до сих пор сотрудничаем и кроме коллекций с их дизайном производим для них и собственные оригинальные предметы.)

Это, конечно же, было огромной удачей. Небольшие компании годами добиваются внимания таких клиентов, а мы, можно сказать, с них начали.

Ресторанная тема оказалась очень интересной. Шефы ведь и сами художники — они создают гастрономические шедевры и нуждаются в достойном оформлении своих блюд. Мы вложили много интеллектуальных и творческих ресурсов в осмысление их логики и ожиданий. И года через полтора-два сделали 5 собственных оригинальных коллекций. Сейчас их уже 14.

С тех самых пор мы активно ориентируемся на HoReCa. Это наши основные клиенты. Хотя сегодня мы работаем и с розницей. Нашу посуду в ресторанах, отелях и кафе шефы используют как «полотна» для своих работ. Им постоянно приходится удивлять гостей, поэтому востребованность таких оригинальных предметов только растет. Как и круг наших клиентов. Сейчас он охватывает территории от Калининграда до Петропавловска-Камчатского, от Мурманска до самого юга нашей страны. Казахстан, Узбекистан… С недавних пор у нас есть представительство в Дубае.

— Расскажите, как устроено ваше производство.

Сейчас производственные мощности Solid Water располагаются на площади 200 м. Это уже наше третье расширение, третья версия. Растем мы органично, изучаем опыт коллег и учимся на собственных ошибках. В свое время мы очень вдохновились книгой об организации производственных процессов в компании NISSAN. Старались интегрировать ее идеи у себя.

Наш сооснователь Анатолий Николаев взял на себя функции технического директора. Он продумывает организацию рабочих процессов таким образом, чтобы мастера не нахаживали лишние тысячи шагов по территории, чтобы все процессы проходили в максимально комфортных условиях.

Сейчас у нас безотходное производство. Некоторое время назад мы нанимали подрядчика, который вывозил 200–300 кг осколков, — они неизбежно появляются при стекольном производстве. Сегодня мы из этих осколков делаем предметы для коллекции Freeze. Получается хоть и дорого, но очень красиво. Сервировочные доски с текстурой льда привлекают внимание как ресторанных шефов, так и обычных покупателей.

Кстати, экоидеи производства «проросли» и в повседневность нашей компании. Все наши сотрудники тоже активно вовлечены в экопроцесс. Мы разделяем мусор на 12 фракций и вывозим его на такси. Это не PR-ход и ни в коем случае не навязанные действия. Все сугубо по любви и на добровольной основе.

— Вы часто сотрудничаете с другими брендами?

За 10 лет существования у нас было много разных коллабораций и с небольшими, и с крупными компаниями. Но больше всего запомнились две. В 2021 году H&M HOME открыл невероятно красивый бутик на Большом проспекте Васильевского острова и пригласил на свою площадку несколько локальных брендов. Мы были среди тех, кто продавал свои предметы на площадке очень крутого, всемирно известного бренда.

Для строительной компании «Самолет» мы сделали целую коллекцию из длинных винных бутылок синего цвета. Эти предметы и сейчас можно приобрести через сайт компании, в разделе «Мерч».

Кстати, совсем скоро у нас намечается еще одно очень интересное сотрудничество — со свечным производством.

— На вашем сайте есть раздел Second sale — это какой-то особенный вид распродажи?

Как и на любом производстве, у нас бывает брак. Правда, у нас он минимальный и мало влияющий на эстетику продукции. Это может быть какая-то незапланированная точка на поверхности или отход от задуманного размера на пару миллиметров. Подобные предметы очень жаль выбрасывать, но в продажу они пойти не могут — мы ратуем за безупречное качество.

А несколько лет назад мы подсмотрели идею у западных коллег — Second Sale. Распродажа предметов «второго сорта». С тех пор дважды в год мы организуем собственный маркет — его наши постоянные покупатели очень ждут и буквально коробками закупают продукцию с 30%, 40%, а иногда и с 50% скидкой.

Мы каждый раз с большим трепетом ждем этого события. Для любой компании очень ценно — вот так лично встречаться с клиентами, да еще по такому приятному поводу.

Читайте также: 9 лучших российских деревянных домов В гостях у Roomble: архитектор коттеджей с видами на море Александра Фёдорова До конца января продлится распродажа в магазинах Williams Et Oliver