Из узелков плели историю страны: сюжеты коврового советского искусства

Всероссийский музей декоративного искусства приглашает всех, кто жил в СССР, и всех, кто о нем лишь слышал, на уникальную выставку «Ковер историй. Сюжеты коврового советского искусства».

Из узелков плели историю страны: сюжеты коврового советского искусства
© Вечерняя Москва

Посетители выставки узнают, как появился советский ковер, в чем его особенности, а главное, какие в нем зашифрованы культурные коды и смыслы. В семи залах представлены подлинные экспонаты из фонда музея. Эскизы для многих из них когда-то были созданы в ковровой лаборатории Научно-исследовательского института художественной промышленности.

— Ковер — символ счастья, благополучия, богатства и статуса. Как правило, это дорогая вещь ручной работы, — говорит заместитель директора по науке Всероссийского музея декоративного искусства, руководитель проекта «Ковер историй» Андрей Шаповалов. — И как любая статусная вещь, ковер в традиционной культуре того или иного народа обычно связан с мифологией. Всем, кто ее понимает, раскрывается целая вселенная, сотканная из знаков и символов.

Ковры появились около четырех тысяч лет назад. На пальму первенства претендуют, в частности, туркмены. Самый большой ковер, представленный на выставке, выполнен как раз в их традиционном национальном стиле. На буро-красном полотне изображена сетка из гелей-медальонов. Обычно такие гели на коврах символизируют разные народы Туркменистана.

Русская ковровая традиция зародилась в XVII веке. Считается, что это случилось в Курской губернии. На выставке можно увидеть классический образец, созданный в начале 1900-х годов. На черном фоне изображены букеты с ярко-красными розами. Традиционный курский ковер чем-то похож на павловопосадский платок.

— Русская вселенная — это рассказ о местных орнаментальных традициях, а еще — о богатстве, — подчеркивает Андрей Валерьевич. — Крупные цветы и зеленые листья — это и есть природа, сама жизнь.

Неудивительно, что ковер, который в 1939 году отправили на выставку в Нью-Йорке, выполнен в курской стилистике. Шедевр под названием «Рог изобилия» должен был продемонстрировать заокеанским товарищам, какой процветающей страной является Советский Союз. Посетителям музея показывают его впервые.

Изобилие и достаток — одна из главных тем советского ковроткачества, которое, как и другие виды искусства, отражало идеологию нового государства. В нем осваивали целину и строили города, в которых жили счастливые люди, развивали сельское хозяйство и запускали заводы. Сюжеты на коврах описывали быт и прославляли трудовые подвиги советского народа. Это могли быть достижения, например, в нефтяной промышленности или рекорды конкретного региона.

— Ковер «Иртыш» сделан на омской фабрике в 1959 году как географическая карта Западной Сибири, — приводит пример Андрей Шаповалов. — Внизу мы видим гигантский промышленный город Омск, в то время это уже город-миллионник, он занимает треть всего полотна. Выше — перекинутый через реку мост Транссиба. За ним — омские степи, которые возделывают трактористы. Здесь же мы видим Тобольск, древнюю столицу Сибири, слева — Тюмень, мощную сельскохозяйственную территорию. В лесу идет заготовка древесины, охотники добывают соболя. Еще выше — территория северных кочевников, ненцев, которые передвигаются по тундре на оленях.

Завершается «карта» Северным Ледовитым океаном с белыми медведями и атомными ледоколами. В него впадает Обь, притоком которой является Иртыш.

— Советский ковер — уникальный феномен, — продолжает Андрей Валерьевич. — Он не просто вбирает в себя культурные символы разных народов СССР, а наполняет их новыми, понятными советскому человеку смыслами. Яркий признак такого ковра — эклектика, смешение разных традиций. Особенно хорошо это заметно на изделиях, которые выпускали в республиках со своими давними ковровыми традициями. Присмотритесь, например, к дагестанским коврам советского периода и увидите не только классический орнамент, но и пастухов с упитанными овцами, женщин с кувшинами вина, детей, сидящих за партами, а также радиовышки и высоковольтные линии электропередачи.

Технический прогресс — еще одна важная тема советского коврового искусства. На выставке есть полотна, посвященные покорению космоса. Один из ковров сделали в Болгарии — в подарок советской делегации, которая в 1962 году приехала во главе с руководителем СССР Никитой Хрущевым. Он напоминает открытку, на которой изображены символы столицы вроде Спасской башни Кремля, но главное — спутники, бороздящие просторы Вселенной. В коллекции музея собраны примеры авторских, подарочных ковров. Как правило, они посвящены современным героям или какимто значимым событиям. На таких коврах могут быть запечатлены исторические моменты, например спасение папанинцев, советских ученых, дрейфовавших на льдине, или переход через пустыню Каракумы 30 туркмен ских всадников. Они хотели доказать, что лошади ахалтекинской и йомудской пород — самые выносливые в мире, и в 1935 году совершили легендарный конный пробег из Ашхабада в Москву, преодолев 4300 километров всего за 84 дня. Ковер, выпущенный два года спустя, поражает, с каким вниманием к деталям выполнена работа.

— Качество ковра зависит от двух факторов: длины ворса и количества узелков на квадратный метр. В хорошем ковре — от 200 тысяч узелков, в этом — почти 400 тысяч, — уточняет Шаповалов. — Это практически картина, которая написана мелкими узелками.

Ковер — это еще история и про уют, который обустраивает советский человек. В 1960–1970-е годы в стране массово строят жилье. Люди переезжают в отдельные квартиры-хрущевки, и начинается погоня за коврами. Несмотря на запуск промышленного производства, они были по-прежнему дорогие. Но семьи копили деньги и стояли за ними в очередях. Ведь это не просто вещь, которую можно положить на пол, чтобы было теплее, или повесить на стену, чтобы стало красивее, а символ достатка и выражения индивидуальности.

— Советский человек отличался тем, какой у него был ковер и какой хрусталь стоял в польской, чешской или какой-нибудь еще стенке, — подчеркивает Шаповалов.

Современные молодые люди, услышав про ковер, скорее всего, начнут морщить носы — мол, такое может висеть только у бабушки. А ведь когда-то о ковре мечтала едва ли не каждая советская семья! С распадом СССР мода на ковры ушла. Но где-то в глубинах нашей памяти все еще хранятся истории о коврах. Освежить воспоминания до 13 октября можно на выставке.

ФАКТ

Пазырыкский ковер — самый старый из ныне существующих ворсовых ковров. Он сделан на рубеже V–IV веков до нашей эры и найден во время археологических раскопок на Алтае в 1949 году. Редчайший экспонат хранится в Государственном Эрмитаже.

КРАСИВЫЙ ПЫЛЕСБОРНИК

Хороший советский ковер стоил минимум 500 рублей при средней зарплате 100–120 рублей. Каждый год под ковром скапливалось до трех килограммов пыли, а также миллионы насекомых и микроорганизмов. Может быть, поэтому в советских семьях существовала традиция: перед Новым годом сделать генеральную уборку и хорошенько выбить ковер. Во дворах, как правило, стояли удобные перекладины, а в коридорах лежала специальная выбивалка.

БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПОРТРЕТ

В советской традиции были распространены ковры-портреты. В основном это были изображения деятелей искусства и вождей. Так, при реставрации павильона № 1 «Центральный» на ВДНХ на одном из забытых складов нашли ковер с портретом Ленина. Когда-то он висел в экспозиции, а сегодня представлен на выставке в Старом Английском дворе «Находки в реставрации». До конца недели еще можно успеть посмотреть на него.

КСТАТИ

Самой популярной моделью советского ковра в свое время стала «Русская красавица», которую сделали на Люберецком ковровом комбинате. Издалека он выглядел как восточный ковер, но стоило подойти поближе, как на полотне «распускались» розы и другие цветы.