Керамика русских сказок: Ольга Емельянова о бизнесе и творчестве
— Как вы пришли в керамику? Помните свое первое изделие?
К керамике я пришла не сразу. У меня много разных увлечений, и после работы архитектором я какое-то время продолжала в этой сфере крутиться. Получила образование в ландшафтном дизайне, занималась дизайном интерьеров. У меня даже был beauty-блог о натуральной косметике.
А потом я решила вернуться к творчеству. Мне этого не хватало. Я начала рисовать. Как-то увидела на просторах Pinterest очень красивую посуду — и заинтересовалась, кто и как ее создал. Я заметила, что в Москве набирает популярность керамика. Причем в каком-то более спокойном, ремесленном формате. Мастера создают изделия наполовину у себя дома, наполовину в мастерской на оборудовании.
Это уже не фабричное производство — не Гжель и не Дулёво. И я решила попробовать. Люблю основательно ко всему подходить, поэтому нашла курсы и после первого занятия буквально кричала своему мужу, что все, я нашла себя, нашла свое, я больше вообще ничего не хочу искать! Керамика действительно стала моей любовью с первого взгляда. Я сразу почувствовала, что буду заниматься этим профессионально. И возможно, всю жизнь. Это меня зажгло. Я с самого начала делала все, что приходило мне в голову. После нескончаемых ограничений, которые я получала от заказчиков, мне очень хотелось оторваться в творческом плане.
И все же архитектурная тематика была сильна. Первые мои изделия дышали именно ею. Я как-то сделала сложный, красивый пряничный домик. Он получился волшебным и очень новогодним. До сих пор у меня дома стоит.
— Когда вы решили, что пора открывать свою мастерскую?
Честно говоря, решала не я. Мастерская открылась сама. В какой-то период начал появляться спрос, люди стали замечать мою керамику, и она им понравилась.
Первым моим крупным заказчиком было «Золотое яблоко». Оно стало для меня бустом, и я взяла помощника. Мастерская сначала самоорганизовалась у меня в гараже на загородном участке. Дальше — больше: мне понадобился второй помощник — и понеслось…
Домашние мощности быстро себя исчерпали, и я поняла, что пора расширяться и открывать пусть и небольшое, но уже свое, самостоятельное производство.
— Как архитектурный бэкграунд помогает в творчестве и бизнесе?
Я бы сказала, это полностью заслуга моего образования и архитектурного бэкграунда. Именно это помогло мне выстроить приятный, лаконичный бренд, который пользуется спросом.
И за это особую благодарность я хочу выразить своим преподавателям МАрхИ — это Орса Юлий Николаевич, который научил меня работать с графикой, и Лежава Илья Георгиевич, от него я получила знания о том, как работать с формой и пространством. Их вклад в меня помог придумать и воплотить в жизнь «Лукоморье».
— Почему вы выбрали сказочную тематику? Есть ли потребность работать в более широком поле тем?
Это моя любимая тема. Я очень люблю фэнтези и русские сказки. Обожаю все волшебные миры, в которые можно погрузиться и немножко оторваться от реальности. Сказки вырвались из моего сердца. Я не думала над тем, каким будет мой бренд, все случилось нативно.
Я как-то села накидывать эскиз тарелочки — и мне захотелось нарисовать Бабу-ягу. С этого и началось. Потребности работать в более широком поле у меня нет. Тема русских сказок и символов настолько огромна, что я даже не вижу смысла куда-то еще уходить.
— Вы постоянный участник маркетов. Расскажите, насколько это эффективная стратегия для малого бизнеса.
Ох, про маркеты я вообще могу очень много и долго рассказывать. Я очень люблю в них участвовать. Правда, был у нас период усталости. Это ведь очень трудозатратно. В будни идет активная подготовка, а потом все выходные стоишь на ногах за прилавком. Я даже подумывала отказаться от участия в этом мероприятии.
Но потом посмотрела на маркеты под другим углом. Мы ведь встречаемся с аудиторией лицом к лицу. Видим живую реакцию на наши изделия, на новинки. Можем пообщаться и даже в дальнейшем внести какие-то корректировки в свою работу. И конечно, личный контакт с покупателем — для мастера бесценная штука. Теперь мы завсегдатаи маркетов, участвуем почти каждый месяц. И кстати, это всегда плюс 100–200 человек живой, заинтересованной аудитории, понимающей формат ручной работы.
— «Лукоморье» представлен и на маркетплейсах — перспективное ли это направление?
Из маркетплейсов мы представлены только в «Золотом яблоке». Хотя я не знаю, можно ли его так назвать. На WB и Ozon мы вряд ли когда-нибудь появимся. Я не раз слышала нелестные отклики от других керамистов, которые пытались работать через эти площадки. Публика оказалась по большей части не готова, и в отзывах, к примеру, на «мятый стакан» писала, что «пришел брак, все помято».
Поэтому мы выбрали для себя «Золотое яблоко». Там и ребята рассказывают о нашей керамике, да и сама аудитория более лояльно относится к ручной работе. Думаю, с маркетплейсами просто нужно уметь работать. И правильно их выбирать.
— Что для вас самое сложное в бизнесе? А что больше всего вдохновляет?
В бизнесе для меня самое сложное — это сам бизнес. Это ведь текучка и никакого креатива. Я только сейчас потихонечку начинаю возвращаться в творческий процесс, выделяю себе конкретные дни, когда я могу заняться разработкой новых коллекций, изделий, рисунков.
Бизнес-задачи сжирают почти все время. Причем не только рабочее, но и личное, и свободное. Процессы идут в режиме 24/7.
Финансы, налоги, работа с поставщиками, работа поставщиком… Мастерская тоже не может функционировать без моего участия. Я сейчас стараюсь грамотно выстраивать процессы — таким образом, чтобы бизнес мог работать без меня хотя бы какое-то время. Чтобы просто в отпуск съездить. Потому что вдохновляет меня именно хороший, качественный отдых.
Я очень люблю путешествия. Даже короткие — одним днем. Съездить, например, в Суздаль. Посмотреть красоты, посидеть у реки. Или даже в лес за грибами отправиться, с семьей по дачному поселку погулять. Все это круто восстанавливает энергию, и мне снова хочется что-то создавать.
— Расскажите о команде. Для своих изделий вы не используете печать, каждая иллюстрация уникальна, у ваших мастеров, должно быть, золотые руки!
Вот это, наверное, была самая сложная задача — собрать классную команду. Конечно, ротация сотрудников у нас все равно происходит, но сейчас мы как-то особенно здоровы укомплектованы. Да еще перед началом сезона.
Я обожаю своих девчонок, руки у них действительно золотые. Мы все нацелены на результат и во главу угла ставим качество. Поначалу, конечно, приходилось каждому объяснять эту идею, что главное — не скорость и не количество, а безупречность. В нашей трактовке, разумеется. На наших изделиях можно заметить отпечатки пальцев — и они прекрасны.
Бывали сотрудники, которые поначалу пытались их затирать и шлифовать. Но нет! Это же главный показатель ручной работы! Поэтому никакого деколя. Там умирает душа. Каждый наш предмет должен пройти через максимальное количество рук. Напитаться их теплом.
— Ваши предметы представлены в Третьяковской галерее — это очень впечатляет. Расскажите эту историю.
Это прост невероятный опыт! После участия в выставке для президента я думала, что меня уже ничем не удивишь.
Я подавала заявку на конкурс «Россия. Горизонты» — 2024 и прошла в финал еще с 160–180 участниками, работающими в русском стиле. Когда нам сообщили, что мы должны предоставить свои работы для участия в выставке в Третьяковке, я не поверила. Я думала, нас в какой-нибудь подвал поставят. У меня было убеждение, что при жизни в Третьяковскую галерею никто не попадает.
Открытие было роскошное, но осознала я, что мои изделия выставлены ТАМ, только когда вышла из здания. Мне очень приятно, что мои работы оценены так высоко и что мы так часто становимся финалистами различных конкурсов. Именно это больше всего мотивирует создавать что-то новое.
— Что посоветуете начинающим керамистам?
Я очень люблю начинающим керамистам советовать поменьше смотреть на других керамистов. Это убережет психику от того, что всегда есть кто-то круче, и защитит от банального копирования. Когда я начинала выстраивать бренд, я смотрела на других только как на бизнес-модель. Ни в коем случае не рекомендую вдохновляться чужими работами. Это путь в никуда.
Лучше искать ресурс в каких-то смежных темах — ходить на выставки, гулять, заниматься спортом, путешествовать, находить яркие эмоции. Там и живет вдохновение, и оно помогает создавать уникальные, классные предметы.
Сайт студии: lukomorie.studio
Читайте также: В гостях у Roomble.com: Борис Уборевич-Боровский Как и зачем дизайнеру работать со СМИ: авторская лекция от профи В гостях у Roomble: «Точка дизайна» Степана Бугаева