Войти в почту

Что там, «За крышей»? Новый ресторан от команды «Фриков» на заводе «Рассвет»

© Владимир Гридин

Вначале был ЦУМ. Вернее, не всем нам знакомый люксовый универмаг, а его предшественник, универсальный магазин «Мюр и Мерилиз». Основанный шотландскими предпринимателями Арчибальдом Мерилизом и Эндрю Мюром, торговый дом занимался продажей галантереи, дамских шляп и мебели, но в конце XIX века решено было перейти к торговле розничной. Для этого был построен по проекту архитектора Романа Клейна на знакомом всем москвичам месте большой трехэтажный магазин, но через шесть лет случился пожар, а в 1900 году второй, уничтоживший магазин дотла.

Знакомый нам семиэтажный дом «Мюр и Мерилиз» в готическом стиле открылся в 1908 году. Его построил все тот же Клейн при участии инженера Владимира Шухова, того самого, что через десятилетие построит гиперболоидную сетчатую башню телерадиоцентра на Шаболовке. Чтобы оправиться от удара и собрать деньги на строительство, фирме пришлось сосредоточиться на торговле по каталогам и производстве мебели. Все тот же Роман Клейн для мебельно-столярной фабрики «Мюр и Мерилиз» спроектировал и построил в 1902 году здания с огромными цехами, большими окнами, украсив фасады деталями в стиле неоготики. Фабрика напоминала замок с высокими башнями и стрельчатыми окнами. Здесь по проектам известных художников своего времени создавали не только отдельные предметы мебели, но и целые интерьеры, расходившиеся по всей стране. Именно в честь этой фабрики уже после революции, когда ни ее самой, ни «Мюра и Мерилиза» не осталось, Оружейный переулок, где она находилась, переименовали в Столярный.

© Владимир Гридин

В советские годы бывшую «фабрику мебели и бронзы» переоборудовали под завод авиационной промышленности. Сначала тут делали деревянные винты и самолетные лыжи, а позже перешли на приборостроение и металлоконструкции для самолетов. Клейновский замок оброс практичными и безликими корпусами советской постройки. Какое-то время назад квартал «Рассвет», как его стали называть по имени, начали заселять гастроэнтузиасты, от бистро Alma Кати Плотниковой и пиццерии «+39» Донато и Таты Паризи до череды сменяющих друг друга баров, кафе, лапшичных et cetera.

Приятная атмосфера уединенности в самом центре Красной Пресни придает кварталу особый шарм, который, впрочем, грозят нарушить планы застройщиков. Прямо в его центре должны построить напоминающий огромный винт бизнес-центр из трех разновысотных крыльев. Так отдадут память месту, где работали Сергей Королев, Семен Лавочкин, Николай Камов и другие известные авиаконструкторы. На месте других корпусов завода построят элитное жилье. А вот исторический корпус Клейна восстановили, освежили, обнаружили и укрепили все сохранившееся. И именно в нем-то и открылся ресторан «За крышей» с кухней под руководством шефа Марата Калайджяна, баром и прекрасной даже в осеннюю хмарь террасой.

© Владимир Гридин

Найти его непросто. От входа в квартал из Столярного переулка надо повернуть вправо, дойти до краснокирпичного здания, пройти вдоль его фасада налево и перед муралом «Небо там» обнаружить крыльцо. Ищите лифт — и на третий этаж. Сразу за дверью ресторана вы попадете на кухню. На ее стойке можно будет увидеть противень с канеле или лоток с очищенными овощами, приправы, продукты — сразу станет понятно, что процесс идет, еда готовится, и сразу загнанное московским бешеным ритмом сердце оттает и улыбнется. Осмотрев все, что там только что напекли и наварили, оказываешься в зале, который выглядит так, будто кто-то захотел устроить дачу в лофте. Флорентийские дизайнеры Сабрина Биньями и Алессандро Капелларо (архитектурное бюро B-arch) замиксовали тут антикварные столы и стойки XIX века, винтажную посуду Ginori и детали в духе русского лубка вроде жостовских подносов и тарелок в стародачном стиле. Клейновские окна арками в стиле индустриальной готики добавляют всему безусловного шика, а за полетность отвечает терраса в свечах, травах и занавесях — идеальное место для свидания или вечеринки под открытым небом.

© Владимир Гридин

Вы уже поняли, что с атмосферой тут полный порядок? Значит, самое время выпить вина. Ничего индустриального в винной карте вы не найдете — только фермерские вина ручной работы с бережным отношением к природе. Даже русские и вина Нового Света отражают эту идею. Предпочтения сомелье явно на стороне французских вин из Луары, Юра, Савойи, с юга Франции. Именно в этих местах несколько десятков лет начался ренессанс фермерского виноделия. Особняком стоят вина Бургундии. Это и статус, и деньги, и уровень насмотренности. Есть исторические домены, неоклассика — современное поколение бургундцев и авангард — виноделы новой волны с авторским стилем. Внимание уделено не только известным винам, но и базовым шардоне и пино-нуар. Есть разделы с малыми аппеллясьонами — Бургонь-Алиготе и Анжу-Гаме. Именно вина из этих микрозон и этих сортов демонстрируют новые тенденции в бургундском виноделии. Без игристых тоже не обошлось. Ресторан старается показать всю палитру существующих стилей, от ныне модных петнатов всех мастей до традиционных кремана, зекта, кавы и современной Шампани. Знатокам предлагается отдельный лист с особо редкими винами.

© Владимир Гридин

Еда вся очень заточена под вино, которое здесь явно предпочитают в ярком кислотном стиле. Поэтому во вкусах преобладают жирное и кисловатое: глотнул, закусил, глотнул, закусил — на этих качелях тут можно развлекаться бесконечно.

© Владимир Гридин

С чистой совестью могу рекомендовать кубанские помидоры с персиками: они хороши сейчас сами по себе, тут достаточно пары капель оливкового масла. К летним овощам добавлен мягкий сыр, и это хорошо, а вот овощной салат заправлен смесью сметаны и лимонного сока да со щавелем — кисло!

© Владимир Гридин

Тесто во всех его формах и видах — явный фаворит на кухне. Оладьи с икрой, яичным салатом и сметаной качественно утолят голод, но их время придет весной, мы вспомним о них к Масленице. Фокачча с кантабрийскими анчоусами идеально подойдет к любому вину, а вот гужеры с копченым сулугуни, трюфелем и салом — ход неожиданный, и справятся с ним лишь те, кому по вкусу соленое и жирное. Пельмени со свининой и прошутто подойдут тем, кому уже надо сфокусироваться, а совершенно чудесные канеле на десерт — всем и каждому, кто не чурается сладкого.

© Владимир Гридин

Компаниям, которые сюда приходят, советуют брать блюда в стол: запеченную лопатку ягненка, тюрбо, стейки, кастрюлю буйабеса, говяжье ребро с тушеной фасолью. Большое общее блюдо еще сильнее сближает за столом даже малознакомых людей — истина древняя, как вино.

«За крышей» для многих окажется идеальным рестораном. В центре, но локация незаезженная, яркая, запоминающаяся архитектура индустриальных зданий с историей, атмосфера полной оторванности от рутины. Ожидайте усиления: через несколько месяцев рядом появится «Винный склад» и пара винно-культурных проектов.

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в нашем телеграме и в «Дзене».