Личный подход, ответственность и авангард: путь в профессии дизайнера Анны Шалаевой
Анна, расскажите немного о своем пути, о том, как вы пришли в дизайн.
Я с детства была очень активной, неусидчивой и творческой натурой, но при этом любила точность и цифры. Перед поступлением в вуз рассматривала широкий спектр направлений — от театрального до института информатики. Но это было до того, как однажды отец спросил меня, хочу ли я быть дизайнером-архитектором (это была его детская мечта). И я поняла, что эта профессия сочетает в себе все то, что я люблю: свободу, креативность, общение с людьми, творчество и точность благодаря работе с цифрами. Поступила в институт на вечерний и сразу стала работать, так как не было сил ждать еще 5 лет до начала практики.
Ваш первый реализованный проект — как это было и какие эмоции вам пришлось пережить?
Это было очень сложно, эмоций было через край, в том числе страхов и неуверенности в себе. Но я считаю, что это было классное боевое крещение, после него мне было уже ничего не страшно.
Вы работаете и с жилыми, и с общественными пространствами. В чем различие в подходе к их проектированию?
У этих интерьеров разные цели и задачи. Но одно их объединяет — интерьер должен быть функциональным. А вообще, жилые интерьеры — это разные сценарии комфортной жизни человека или семьи. Общественный интерьер часто должен производить «вау»-эффект, чтобы люди хотели его фотографировать и возвращаться туда. Там должна быть особая атмосфера, такое пространство, которое многие не решаются позволить себе дома.
Какими качествами — профессиональными и личными — должен, по вашему мнению, обладать дизайнер интерьера?
Умение брать на себя ответственность, широкая насмотренность, знание истории искусства и, конечно, эмпатия (ведь мы много работаем с людьми и для людей). Еще, думаю, смелость и подкованность в предпринимательском деле.
Можете назвать ваш любимый стиль, в котором вам хотелось бы делать больше проектов?
Однозначно авангард. Очень любимое мною время ярких идей и людей. Один из моих самых интересных проектов в этом стиле — квартира в стиле 60-х с духом авангарда. Заказчик купил однокомнатную квартиру в ЖК «Наследие», с перспективой сдачи в аренду. Хотел сделать необычный ремонт, который выделил бы его объект на рынке съемной недвижимости. Нам это удалось, и, кстати, проект потом был выбран для публикации известным интерьерным журналом Architectural Digest (AD).
Еще очень люблю датский стиль — за его глубину цветов.
Как вы работаете с цветом? Чувствуется ли влияние трендов или чаще выбор цвета решает определенную задачу?
Есть мои тренды и тренды моих клиентов. Я не привязываюсь к моде и цветам года, потому что это очень быстро проходит. Предпочитаю создавать интерьер, который в первую очередь нравится моему клиенту и пропущен через призму моей насмотренности и вкуса.
Что определяет концепцию будущего проекта? Приведите пример, когда концепцию определило какое-то увлечение клиента.
Чаще всего принимаю во внимание личность клиента, но бывает, что и среда задает стиль. Так, опять же, было в моем авангардном проекте в стиле 60-х, где ЖК «Наследие» своей архитектурой задал стиль нашему проекту. Посмотреть его более детально можно на моем сайте annashalaeva.com в разделе «Жилые проекты».
Но чаще всего интерьер — это все-таки проекция личности клиента. Так, у меня был бразильский интерьер для девушки, влюбленной в Бразилию и работающей в посольстве Бразилии, был интерьер-шкатулка для любительницы шинуазри, винтажа и всего французского, были уютные интерьеры в датском стиле для людей, ценящих тепло и комфорт, стремящихся к настроению умиротворения в доме.
Многие дизайнеры со временем приходят к проектированию предметов интерьера. А как у вас складывается с предметным дизайном?
У меня есть своя коллекция стеклянных ваз, их тоже можно увидеть на моем сайте. Я часто придумываю мебель для своих интерьеров, но пока в тираж ничего не запускала. Жду предложений по сотрудничеству.
Интересно ли вам развиваться в этом направлении, какие сложности вы видите для себя?
Безумно интересно. У меня такой характер, что мне довольно быстро все надоедает и хочется нового, смены картинки. А в профессии дизайнера я уже 19 лет — и до сих пор не надоело. Ведь каждый проект — это новый мир, целая вселенная, опыт всегда разный. Я работала с очень интересными людьми, в том числе со звездами, такими как Юлия Паршута, Сергей Жуков, Елена Швец, Александр Терехов и другими.
Главная сложность, думаю, быть честной с собой и работать, творить только для тех, с кем чувствуешь общее настроение.
Есть ли у вас хобби или дело, которое вас радует, помимо дизайна?
Да, много работая с людьми, я увлеклась психологией, сейчас прохожу обучение в магистратуре НИУ ВШЭ по психоанализу в бизнес-сфере. Безумно интересно, как работает психика человека, что им движет, как можно развивать свой бизнес, команду и работу с клиентами. Я очень люблю архитектуру, путешествия и прогулки. А еще — проводить время в эстетичных интерьерах, поэтому все мои близкие всегда просят моего совета — куда пойти, чтобы провести вечер в красоте.
Кто из коллег-дизайнеров вас вдохновляет и мотивирует?
Пьер Йованович.
Проект вашей мечты — какой он? Что-то очень для вас интересное, над чем очень увлекательно было бы поработать.
Мечтаю сделать бутиковый отель где-нибудь на море. Создать пространство, где в красоте и комфорте можно было бы отдохнуть душой и телом. Что-то столь наполненное и выразительное, чтобы запомнилось на долгие годы. В свое время таким примером стал для меня отдых в отеле Parco dei Principi Hotel, который был построен в Сорренто великим итальянским архитектором и дизайнером Джо Понти.
Какой совет дадите начинающим дизайнерам?
Берите на себя ответственность, не бойтесь, пробуйте, общайтесь, обязательно все обсуждайте со своими клиентами. Помните: люди делают ремонт в среднем пять раз в жизни. И они переживают, это нормально. Вы, будучи профессионалом, можете существенно облегчить им жизнь, взяв решение всех вопросов на себя. И они будут вам благодарны за это.
Читайте также: Керамика русских сказок: Ольга Емельянова о бизнесе и творчестве Станислав Перминов о столярном производстве и правилах бизнеса «Алтай Традиции»: Анна Поломошнова — о том, как в бизнесе рождаются смыслы