"Открывать внутреннюю суть". Уникальная коллекция камней рыбинца Александра Коробкова.
Александр Александрович Коробков. Александр Александрович, когда и как у вас впервые возникла мысль о своей коллекции? Как и сколько лет она собиралась? Мысли о коллекции вообще не возникало, коллекция оформилась сама по себе со временем, просто образцы камней собирались и накапливались. Активное собирательство началось с 1978 года, после того, как я впервые съездил на Урал, в Свердловск, ныне Екатеринбург, в столицу Урала, как принято теперь говорить. В Свердловске жил мой средний брат, а коллекционирование камня, поездки за минералами по окрестностям городаи области, да и гораздо дальше, были повальной болезнью. И вот с этих пор я и заболел этой самой "каменной болезнью". Хотя по-детски камень меня заинтересовал еще с восьми лет. С тех пор я много раз бывал в Свердловске и немало поездил по области с братом на его машине в поисках камней. Бывал также и в других регионах тогдашнего СССР. На Кавказе, в Карелии, Украине, Пермском крае, где когда-то жил. Работа моя была связана с частыми командировками. По профессии я инженер-механик по специальности "металлорежущие станки и инструменты". Таким образом, мой коллекционерский стаж насчитывает 46 лет. С тех пор я собрал не только минералы и горные породы, но и литературупо камням, справочники, атласы, определители, монографии по отдельным минералам, популярные издания, альбомы и так далее. Может возникнуть вопрос, почему такое, в общем-то, экзотическое увлечение камнем. Однако, во-первых, надо помнить, где я когда-то жил и где жили мои родные. Второй брат, старший, жил в Перми, и я часто ездил на Урал. Во-вторых, я с детства был человеком увлекающимся, и, помнится, с юных лет всегда что-то собирал. Марки, значки, монеты, жуков, бабочек, потом увлёкся астрономией, дань которой отдал в зрелом возрасте. Мастерил астрономические приборы, телескопы, наблюдал звёздное небо и тому подобное. Вы сказали при знакомстве, что, будь камни вашей профессией, было бы не так интересно… А почему? А если бы минералогия стала таковой?.. Вообще я считаю, что хобби, увлечение человека ни в коем случае не должно быть связано с его работой. Работа — в каком-то смысле принудительное занятие. Его зачастую не выбирают, это способ существования. А хобби – это творчество, любимое занятие. Да и скажите на милость, какое хобби можно извлечь из металлорежущих станков? Это профессия, которую, кстати говоря, я тоже люблю и которая помогает мне в жизни, так как я являюсь еще профессиональным токарем и фрезеровщиком. Как камни появляются в вашей коллекции и сколько их сейчас? Да, вернемся, собственно, к моей коллекции. Сейчас она насчитывает свыше трех тысяч образцов и располагается в десяти книжных шкафах. Коллекция представляет собой общеминералогическое собрание. Она каталогизирована и в значительной степени обработана. Камни появлялись и появляются в коллекции всеми доступными способами. Много собирал сам, обменивался с коллегами, что-то дарили, некоторое количество покупал, бывало, и выпрашивал. В последние 2-3 года значительно прибавил к коллекции образцы в виде халцедонов различного вида и окраски. Этот очень живописный поделочный камень я собирал прямо в Рыбинске на различных автостоянках, которые покрыты разноцветной галькой. Так вот, к моему немалому удивлению, в составе этой гальки обнаружилось большое количество собственно халцедонов, самые различных, часто очень прихотливых окрасок, а также его разновидностей – агатов, яшм, декоративных рисунчатых кремний, сердоликов. Откуда привезено было это разнообразие камней поделочного сорта — неизвестно, но в наших краях, на Верхней Волге, я их раньше не встречал. И вот после определенной обработки — шлифовка, полировка до зеркального блеска, они здорово пополнили мою коллекцию. Ну и вообще, прогуливаясь по берегам Волги, я не ленился нагибаться и поднимать заинтересовавший меня камень. Уверяю, что зачастую попадались очень неплохие образцы. Кварцевые щетки, яшмы, рисунчатые кремни, кальциты, видимо, притащенные сюда в древние времена ледником. Есть ли у вас любимый камень, один или несколько? Какие, почему? Я никогда не делю камни на красивые и некрасивые, более ценные и менее ценные, любимые и пасынки. Конечно, мне далеко до музеев, до известных на всю страну любителей камня, но я считаю, что камень неповторим, он уникален, каков бы он ни был. Другого такого не встретишь в природе. Можно говорить только о более выразительных или менее выразительных образцах. А хороших или плохих камней не существует. Моя коллекция состоит преимущественно из кабинетных образцов. Это камни от 7 на 10 сантиметров до 10 на 12 сантиметров. Есть небольшое количество музейных образцов размером 15 на 15, 15 на 20 и более крупных образцов, а также так называемые микромаунты сантиметра на полтора и тамбнейлы – от английского "сустав большого пальца", то есть размером 2 на 2,5 сантиметра. Есть некоторое количество любительских камнерезных изделий, шкатулки, декоративные письменные приборы, панно, вазы и тому подобное. Отдельно скажу об уральских самоцветных горках. Это ныне забытый, но возрождающийся вид камнерезных изделий, возникший на Урале и состоящий из основания, на котором в произвольном порядке безо всякой системы монтируется коническая горка или скала, состоящая из разных самоцветов, наклеенных на каркас. Подбор минералов здесь не имеет никакого значения, тем не менее, горка являет собой весьма живописное изделие, достойно представляющее мир минералов. Отдельные камни здесь могут быть как природного вида, так и приполированные. Горка Вы успешно обрабатываете камни. А как и у кого вы учились этому сложнейшему занятию? Кстати, все ли камни нуждаются в обработке? Об обработке камня скажу следующее. Существует класс цветного и поделочного камня, который гораздо лучше выглядит и смотрится, будучи отполированным. Технология обработки камня – это довольно сложная вещь, и я не буду здесь ее касаться. Достаточно сказать, что камни, обладающие определенным рисунком, такие, как агаты, те же халцедоны, малахит, чароит, рисунчатый кремень и некоторые другие в полированном виде усиливают рисунок, выявляют его и дают возможность как бы проникнуть в глубину камня, тем самым многократно увеличить его красоту и притягательность. Ряд других камней, не обладающих рисунком, такие, как одноцветные халцедоны, нефрит, лазурит и прочие, также в результате полировки усиливают свой цвет, делая его более ярким и насыщенным, и позволяют как бы глубже проникнуть в камень свету, усиливая его просвечиваемость. В моей коллекции до четверти всех образцов имеют плоскую полировку или полировку выпуклую в виде полусферы. Все это позволяет говорить об увеличении декоративности и красоты минерала. Много в коллекции также образцов в виде отдельных природных кристаллов, друз и щеток минералов, а также образцов руд, слюд, аморфных образований, которые представлены в своем природном обличии и не нуждаются ни в какой обработке, кроме чистки и мытья. А овладел я технологией обработки камня самоучкой, в основном, хотя истоки этого дела проистекают из статей "Отличное дело любительства", опубликованных в начале 70-х годов прошлого века в журнале "Наука и жизнь" и написанных известным ныне коллекционером и обработчиком камня Александром Николаевичем Коробковым. Хотя фамилии у нас и одинаковые, но он живет в Москве, является участником многих, в том числе и международных выставок, а его работы – непременные атрибуты многих книг по любительскому камнерезному делу. Однако я счел эти публикации знаком свыше, заинтересовался этим делом и в дальнейшем дошел до этого умения придать камню зеркальный блеск сам. У вас ведь проходили выставки? Можете о них немного рассказать? Моя коллекция дважды выставлялась в нашем Рыбинском историко-художественном музее, но, может быть, из-за несоответствия профиля музея предмету выставки особого интереса не вызвала. А дело, скорее всего, в следующем. В России культура камня и интерес к нему утеряны, как и ко многим другим сферам. На повестке дня другие сиюминутные, меркантильные интересы, а вопросы культуры находятся в загоне. Отсюда вытекает логичный вопрос о музеях вообще и музеях минералогического толка в частности. "Роза ветров" Да, расскажите, пожалуйста, о крупнейших музеях этой тематики. Крупнейшие минералогические собрания в России известны. Это музей Ферсмана в Москве, музей самоцветов там же, музей МГУ и коллекция музея землеведения имени Вернадского, музей минералогии при Горном институте в Санкт-Петербурге, там же геологоразведочный музей имени Чернышёва на Васильевском острове. Это, кстати, крупнейший музей в России. Горный музей при Горном институте в Екатеринбурге, там же частный минералогический музей Пилипенко. А также минералогические музеи в старых университетских центрах России: в Перми, Челябинске, Нижнем Новгороде, Казани, Омске, Томске и других. Ещё есть музеи в минералогических заповедниках страны. Например, Ильменский заповедник в Челябинской области, рядом с Миассом. Нужен ли городу, где вы живёте, музей минералов? И шире: чему учит минералогия, общение с камнями? В нашем славном городе Рыбинске – столице бурлаков — элементарно просто организовать такой музей, так как в запасниках Рыбинского музея-заповедника имеется отличная коллекция, причем большая, образцы минералов и горных пород музейного уровня. Имеются площади для развертывания этой коллекции при желании. Вот только желания, а скорее всего, финансовых средств для этого нет. Не будет и окупаемости этого музея при мизерном интересе граждан города к описываемому предмету. Все описываемые и упомянутые музеи камня влачат сейчас жалкое существование, в отличие от зарубежных хранилищ. Но вышеупомянутые крупнейшие музеи страны существуют хотя бы при государственных уважаемыхструктурах – Академии наук Российской Федерации, университетах и других, и, очевидно, финансируются в рамках финансирования этих учреждений. В то же время известно, как финансируются культура и наука в провинциальных городах, поэтому еще и такую обузу им не выдержать. В случае же Рыбинска выручить могут толпы туристов, которые сейчас прибывают в город на автобусах и также по воде с круизных теплоходов по Волге. То есть музей такого толка может существовать на принципах самоокупаемости, но вряд ли вызовет интерес. Так, окинут скучающим взором. Что вы знаете о своих коллегах — коллекционерах-минералогах? Хотя бы в России… Я вхожу в справочную книгу "Коллекционеры России". Там перечислены все известные на момент издания этой книги коллекционеры разного рода. Раздел "Коллекционирование минералов" — один из самых маленьких. Мои коллеги там есть, но я давно уже не поддерживаю с ними никаких контактов, да и то многие из них не коллекционеры в чистом виде, а так называемые "ювелирщики", которые занимаются бизнесом на камнях, и я ничего общего с ними иметь не хочу. Вернемся к вопросу, чему, по вашему мнению, учат минералогия и общение с камнями? Разглядеть красоту камня, даже если на первый взгляд он обыкновенен и невзрачен. Получается, минералогия учит смотреть в корень, открывать внутреннюю суть любого предмета и явления. И шире: видеть красоту и разнообразие природы, всё её великолепие. Между прочим, у великого поэта Гёте была коллекция минералов и горных пород, насчитывающая 18 тысяч экземпляров. От редакции: мы все же хотим надеяться, что Александр Александрович пессимистично смотрит на вещи, и в условиях развития и всяческой поддержки внутрироссийского туризма его коллекция, в сочетании с достоянием Рыбинского музея-заповедника, сможет стать еще одним брендом города. Ведь то, что эксклюзивно, всегда востребовано. Но для этого нужна консолидация усилий с теми, в чьей компетенции такое решение. Надеемся, что наша публикация привлечет внимание рыбинских властей к потрясающему предмету.