В России тоскуют по IKEA, наш бизнес проворонил важный момент

Несмотря на то, что 59% россиян в возрасте от 18 до 44 лет перешли на отечественные аналоги зарубежных брендов, значительная часть граждан ожидает возвращения наиболее знаменитых компаний, передает ТАСС со ссылкой на исследование сервиса онлайн-опросов Anketolog.ru. Так, 90% опрошенных ждут возвращения IKEA, чуть менее половины ждут, что в магазины вернется одежда и обувь от Zara и H&M (48% и 46% соответственно).

В России тоскуют по IKEA, наш бизнес проворонил важный момент
© Свободная пресса

Большинство (84%) россиян убеждены, что отечественные бренды смогли хотя бы частично заменить ушедшие бренды, но при этом полагают (74%), что зарубежные компании снова зайдут на российский рынок. Две трети опрошенных по-прежнему доверяют импортным брендам, что может говорить о достаточно стабильном спросе в случае возвращения компаний.

IKEA является крупнейшей розничной сетью торговли товарами для дома. В марте 2022 года компания сообщила о приостановке продаж, а в июне того же года начала финальную распродажу. К осени 2023 года IKEA продала российские предприятия по производству мебели отечественным компаниям.

Экономист, директор Института нового общества Василий Колташов в разговоре с «СП» подчеркнул, что уход бренда привел к буму продаж мебели на заказ в интернете и ускорил развитие российского мебельного производства.

IKEA сковывала этот процесс. Если даже компания вернется, то это не изменит ситуацию, потому что в сферу интернет-торговли вышло много фирм, которые предлагают россиянам мебель в разных стилях (скандинавский минимализм, офисная мебель, копии итальянских моделей и т. д.).

IKEA сможет снова предоставить вещи от разных компаний, это будет куда удобнее, чем ходить по маленьким магазинам. Однако российские потребители на фоне развития интернет-торговли, которое ускорилось во время пандемии, уже не хотят никуда ходить. И это проблема для IKEA, у которой до ухода из России была плохая интернет-доставка, они это делали долго и за плату. Поэтому придется стараться больше.

«СП»: Что тогда IKEA сможет предоставить потребителям?

IKEA строила бизнес на трех китах. Во-первых, она продавала мебель, которую можно собрать своими руками, и она была относительно качественной. Например, за счет металлической фиксации ножек стола они не будут отваливаться в отличие от некачественной мебели, которой сейчас на рынке полно.

Во-вторых, компания предлагает товары разного вида в одной квартире. То есть IKEA продавала образ современного жилища, которое наполнялось множеством вещей. О них люди не знали до этого или не очень представляли, зачем и где конкретно такие предметы нужны. Естественно, шли продажи не только важных товаров, но и попутного хлама.

В-третьих, IKEA концентрировала товары в одном месте, что было очень удобно.

В России дела с крупными супермаркетами обстоят не очень. К примеру, у нас нет подобных IKEA крупных магазинов одежды, в которых можно набрать одежду всех видов. Такой подход ограниченно реализован только в крупных «Ашанах», но такого масштаба как, к примеру, в Walmart у нас нет. Предполагается, что в поиске одежды нужно ходить по разным магазинам, сконцентрированным в огромных торговых центрах. Кому-то такое нравится, но мне кажется, что большинству такой подход надоел.

То есть крупных непродуктовых сетевых супермаркетов у нас практически не было. Поэтому российские предприниматели не только не заняли нишу IKEA, но и не использовали данную возможность.

«СП»: Каковы шансы того, что IKEA вернется на российский рынок?

– Европейским брендам, в том числе и IKEA, будет проблематично возвращаться в силу политики Брюсселя, им просто не позволят. Пока скорее будут стараться возвращаться американские компании, возможно бренды из Южной Кореи тоже. В целом, бизнесу из тех стран, которые находятся под американским «колпаком», президент США Дональд Трамп скорее всего позволит вернуться на российский рынок, чтобы зарабатывать на нем.

Экономист, ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников рассказал, что, судя по опросу, попытки замены IKEA были предприняты, но существенного замещения мебельного бренда не произошло.

– Это может быть связано с тем, что деревопереработка не до конца смогла заполнить пустующую нишу не сколько по объемам, сколько по качеству. Также замещение было ориентированно на готовую мебель в силу сложностей с международными расчетами. Надо учитывать, что в деревообработке значительная доля импортного оборудования. IKEA стандартно ориентировалась на легкую сборную мебель, и данную потребность отечественная деревообработка еще не закрыла.

«СП»: Получается, IKEA в качестве ресурсной базы использовали скандинавские страны?

– Завозили отчасти из этих государств, но использовали и российские древесные ресурсы. Главное, что у компании были собственные технологии обработки древесины. После ухода IKEA в таком же масштабе технологии и разработки мы не смогли закрыть.

Получилось в определенной степени закрыть потребности в готовой мебели. Для деревообработчиков это выгоднее, ведь готовая мебель дороже отдельных комплектующих. Но бизнесу в этой сфере нужно тщательно изучать потребности людей и спрос.

«СП»: Смогут ли белорусские производители помочь в закрытии ниши?

– Они тоже будут ее закрывать готовой, а не сборной мебелью. Плюс у них есть специализация на кухонной мебели.

«СП»: Есть ли возможность у маркетплейсов зайти на нишу IKEA?

– Они являются преимущественно посредниками. В какой-то мере смогут заменить, но для этого маркетплейсам придется серьезно работать со своими собственными подрядчиками и изготовителями.

Они могут составить хорошую конкуренцию даже IKEA, если будут отработаны все отношения между производителями и маркетплейсами. Пока что есть взаимные претензии по ценами, особенно у производителей. Они могут считать, к примеру, что маркетплейсы завышают цену продажи и одновременно занижают цены для поставщиков.

Есть и масса других вопросов. Неслучайно, 20 февраля Минэкономразвития внесло закон о платформенной экономике. К сожалению, сфера маркетплейсов пока находится вне четких регулятивных правил, к примеру, с точки зрения жесткой конкуренции маркетплейсов с Почтой России.

Та бизнес-среда, в которой деревообработчики используют маркетплейсы, пока не может закрыть нишу IKEA, хотя нельзя сказать, что ничего не происходит в этом направлении. Но в целом для улучшения ситуации надо дополнительно развивать и повышать качество, производительность деревообрабатывающей промышленности, ориентировать станкостроение и машиностроительную отрасль на национальное производство для создания в том числе комплектующих для мебели.