Производство мебели выросло на 43% в Нижегородской области
Производство мебели в России в целом и в Нижегородской области в частности растёт рекордными темпами. Наращивать объёмы мебельщиков стимулирует высокий спрос. Однако скоро он может снизиться на фоне охлаждения на рынке недвижимости и роста стоимости самой мебели. В настоящем и будущем мебельного рынка разбирались вместе с экспертами. Новый максимум В IV квартале прошлого года объём выпуска мебели рос рекордными темпами. Об этом свидетельствуют данные Волго-Вятского Главного управления Банка России. Многолетний максимум был обновлён в Нижегородской и Пензенской областях. «Спрос увеличился со стороны граждан и гостиничного бизнеса, – сообщили в пресс-службе Волго-Вятского ГУ Банка России. – Особенно востребованной оказалась мебель среднего ценового сегмента». В Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России (АМДПР) подтвердили рост объёма производства мебели. По итогам 2024 года он составил 12,6% в натуральном выражении. Существеннее всего выросло производство деревянной мебели для спальни – это кровати, тумбы, шкафы – 44,1%. А вот в денежном выражении наибольший рост показала пластиковая мебель – 31%, а также офисная мебель из дерева – 27%. Совместное исследование Calltouch, банка «Точка» и hh.ru показало, что мебельная промышленность вошла в топ‑3 по скорости роста. Так, в III квартале 2024 года мебельная промышленность достигла «индекса здоровья бизнеса» в 54 балла из 100, что на шесть пунктов больше достигнутых в 2023 году показателей. Производство мебели в Нижегородской области выросло на 43,3% по итогам января. На фоне спроса На росте объёмов производства сказалось повышение доверия потребителей к российским производителям. Это может говорить о том, что отечественные мебельщики смогли качественно и количественно заместить иностранные компании мебели, ушедшие с рынка. Более того, отечественные мебельщики не только удовлетворяют спрос российского покупателя, но и активно экспортируют свой товар, несмотря на санкции. Просто европейские рынки сбыта были заменены на азиатские, а там наша продукция востребована, в том числе из-за доступных цен. Ещё один фактор роста – спрос на покупку жилья, который оставался высоким по крайней мере в начале 2024 года. А ведь порядка 10 – 15% продаж мебели связанно именно с меблировкой новых квартир. Пик спроса, как говорят сами мебельщики, приходится на первые месяцы года. К примеру, россияне активно занимаются обновлением интерьера в новогодние праздники. Второй пик – конец августа, когда отпуска заканчиваются, и начинается подготовка к новому учебному году. Любопытно, что в денежном выражении мебельный рынок вырос существеннее – на 17,3% по оценкам АМДПР. По словам президента АМДПР Александра Шестакова, расхождение между ростом в натуральном и денежном выражении на самом деле говорит о снижении темпов потребительского спроса, то есть люди стали реже покупать мебель, но за более высокую стоимость. И дальнейшее повышение цен может привести к ещё большему охлаждению спроса. Ценный момент Будущее мебельного рынка двояко, и мнения представителей мебельной отрасли расходятся. С одной стороны, сокращение ипотечных программ, инфляционное давление, рост стоимости непосредственно мебели могут охладить спрос потребителей, который толкал вверх объёмы производства. С другой – повышение уровня жизни и интереса к преображению домашнего интерьера может помочь мебельному производству поставить новые рекорды. Что будет происходить неизбежно, так это рост стоимости. Цены на мебель в этом году могут вырасти на 18 – 20%. Среди причин – увеличение себестоимости материалов, рост затрат на логистику, энергоресурсы. Так, гендиректор АМДПР Тимур Иртуганов отмечал, что мебельная отрасль в значительной степени зависит от импорта. Фурнитуру, ткань, лаки, краски мебельщики чаще всего закупают из-за рубежа, а это до 40% себестоимости самого предмета мебели. Кроме того, производители мебели испытывают трудности с производственным оборудованием. По словам Александра Шестакова, оно на 70% европейского происхождения, и в условиях санкций сложно находить запчасти и ремонтировать неисправности. Обновлять производственные мощности оказывается тяжело из-за высокой ключевой ставки. В итоге, по предварительным оценкам АМДПР, рынок мебели в России в этом году в денежном выражении хоть и вырастет ещё на 13%, но объём производства может не просто замедлиться, но даже снизиться. Что касается тенденций на мебельном рынке, то эксперты говорят о росте популярности персонализации, когда мебель делается на заказ под конкретный интерьер. Также продолжится рост онлайн-продаж мебели, особенно при наличии на сайте производителя возможности примерки с использованием технологий дополненной реальности.