Историческое здание газеты "Правда" в Москве отреставрируют
Почти два десятка лет комбинат газеты "Правда" после пожара в 2006 году ждал реставрации. Между тем архитектурой этого восьмиэтажного здания, построенного по проекту Пантелеймона Голосова, внешне похожего на океанский лайнер, восхищался даже Ле Корбюзье.
Участь его, конечно же, тревожила журналистов "РГ", ведь здание не только расположено по соседству с редакцией нашей газеты, но именно там у многих начинался путь в профессию. И вот, наконец, полтора года назад нашелся инвестор, который взялся восстановить комбинат "Правды", приспособить его к использованию в современных условиях. Что же сейчас происходит в этом доме? Когда в нем снова появится жизнь, и какой она будет? Об этом корреспонденты "РГ" узнали, побывав на экскурсии в этом памятнике конструктивизма.
Сапоги не пригодились
Гидов у нас было два: глава Мосгорнаследия Алексей Емельянов и представитель инвестора Олег Дедков. "Комбинат Правды - объект культурного наследия, настоящий памятник российской журналистики и промышленности. Для своего времени - 1930-х годов - передовое предприятие в Европе, - напомнил Алексей Емельянов. - Нам очень важна его судьба, поэтому мы пристально следим за работами на объекте, контролируем каждый шаг в процессе его реставрации". По словам руководителя Мосгорнаследия, в настоящее время завершаются научно-исследовательские работы, цель которых - изучить, каким памятник был в первозданном виде, в активной фазе находятся противоаварийные работы. Олег Дедков добавил: "В планах у нас к концу года представить в Мосгорнаследие документацию на реставрацию отдельных элементов здания - несущий каркас и фасады".

Полукруглый вестибюль главного входа - отправная точка в историю. "Когда мы вошли сюда впервые, наткнулись на горы мусора, - вспоминает Олег Дедков. - У лестницы валялась газета. Нагнувшись, я увидел, что это выпуск газеты "Правда" от 1912 года. Выяснилось, что когда после пожара из подвала выносили архив, один экземпляр просто обронили".
Ни грязи, ни мусора нет сейчас и на других этажах. Так что белые сапоги, которые нам предложили надеть перед входом: "Ремонт все-таки, запачкаетесь", явно были ни к чему. Даже от пожара осталась лишь копоть на стенах в районе возгорания на шестом этаже и ниже. "Все лишнее вывезено, - продолжал Олег Дедков. - Ценные сохранившиеся исторические элементы и предметы интерьера бережно демонтированы, хранятся в специальном помещении и ждут своего часа".
В итоге взору открылся редкой красоты и четкости каркас здания, построенного по прогрессивным технологиям. Железобетонные конструкции достойно выдержали и пожар, и долгое забвение. Да и строили "Правду", как показало обследование, из бетона повышенной прочности - марки В-25. Еще более удивительно для той поры, что здание было оборудовано механической приточно-вытяжной вентиляцией. Украшали его и огромные панорамные окна, которые в 1930-е еще только входили в архитектурный обиход. Даже "опенспейсы" - рабочие пространства открытого типа, относительно недавно появившиеся в современных редакциях, размещались в "Правде" наряду с обычными кабинетами. "Это не музей, а абсолютно живой дом, редкий пример памятника на все времена", - говорит Олег Дедков.

С партийной роскошью
Немало открытий сделали реставраторы во время исследовательских работ. "Я не мог даже представить, что серое снаружи здание может оказаться таким ярким внутри, - признался глава Мосгорнаследия Алексей Емельянов. - Все этажи были выкрашены в разные цвета. Колонны, покрытые васильковым, зеленым, бежевым оселковым мрамором, уникальные светильники, оригинальная мебель. Весь обстановочный комплекс спроектировали и изготовили для "Правды" в мастерской №12 Моссовета". Мастерская эта была создана по инициативе Лазаря Кагановича. Руководил ею художник Наум Боров, по проекту которого оформлен перронный зал и северный вестибюль станции подземки "Охотный ряд". Сейчас в одной из комнат, превращенной в склад, собраны остатки былой "партийной роскоши": художественная лепнина, светильники, изготовленные по проекту Абрама Дамского, первого разработчика типового советского осветительного оборудования. На каждой детали - бирка, что откуда взято. Изготовленные в соответствии с оригиналом, эти элементы интерьера, когда придет время, вернутся на свои места.
Так же как, например, подоконники из мрамора, взятого с облицовки Храма Христа Спасителя во время его демонтажа. Покрытый зеленым сукном стенд для гранок, на котором рассматривались полосы свежего номера газеты, и дубовые двери лестниц с интересными пропорциями, порталами, петлями - тоже решено сохранить.
Во время экскурсии самый большой интерес вызывает, конечно, кабинет главного редактора "Правды". Точнее, по современным меркам, его апартаменты - с блоком комнат для помощников, приемной, кухней, комнатой отдыха, ванной и личным выходом для владельца кабинета на черную лестницу. Но изысканный интерьер в новом здании, запроектированный в стиле советского ар-деко, главному редактору (им был тогда Лев Мехлис) показался недостаточно богатым. В результате стены кабинета и зала редколлегии обшили дубовыми панелями. Когда же панели сняли, под ними обнаружились те самые обои линкруста, наклеенные на газеты 1935 года на разных языках братских народов СССР, в том числе на идише. А вот почему ни в самом здании, ни у антикваров не удалось найти ни одного предмета оригинальной мебели, специально изготовленной в тридцатые для "Правды", до сих пор загадка. До наших дней дошли лишь типовые столы и стулья производства семидесятых годов. "Не берусь предположить, что ее растащили, так как в те годы расстрел ждал и за меньший проступок", - говорит Олег Дедков. Тем не менее посидеть на креслах той поры корреспондентам "РГ" удалось. Их пока только два - одно обычное, рядового корреспондента, а второе - из обстановки кабинета колосса советской журналистики - Михаила Кольцова. Их восстановили по историческим фотографиям.

Еще не так давно бытовало мнение, что памятники конструктивизма строились из недолговечных материалов, и их практически невозможно реставрировать. И тем не менее, как показал опыт, Москве это удается. Уже восстановлены Дом культуры им. Русакова, знаменитый Дом Наркомфина, клуб завода "Каучук". В работе находятся кинотеатр "Ударник", Дворец культуры завода "Серп и молот", готовится к открытию Дом Мельникова.

На очереди и Дом Правды - под таким названием войдет в новую жизнь после реставрации комбинат газеты "Правда". Олег Дедков надеется, что пустовать обновленное здание не будет, в нем привлекает все: архитектура, расположение почти в центре Москвы, в сердце Белорусского делового района, интересная история... У общественного центра, который планируется открыть в нем, будет много функций. Деловые люди смогут там арендовать площади для ведения бизнеса, журналисты, которые написали под этой крышей свои лучшие материалы, могут снять номер в гостинице и вспомнить молодость, а их юные коллеги своими глазами увидят, в каких условиях ковалась идеология Советского Союза. В роскошных залах, расположенных в торцах здания, можно будет посидеть с друзьями в одном из ресторанов, или снять зал, чтобы отметить какой-то свой праздник. Найдется место и любителям спорта: в подземном пространстве рассматривается возможность размещения физкультурно-оздоровительного центра с бассейном. "Мы замерили, как раз войдут 25-метровые дорожки для плавания", - поделился Олег Дедков.

Справка "РГ"
В восьмиэтажном здании, построенном в 1935 году для выпуска газеты "Правда", в советские времена также размещались редакции газет "Комсомольская правда", "Советская Россия" и "Сельская жизнь". После пожара в 2006 году здание вывели из эксплуатации. В апреле 2018 года были утверждены охранное обязательство, предмет охраны и границы памятника, которые должен соблюдать новый собственник комбината, выигравший торги Дома.РФ в конце 2023 года.
