Жуткая правда: как живут пары-дауншифтеры

Слово “дауншифтинг” (“жизнь ради себя”, отказ от навязываемых обществом ценностей) в XXI веке постепенно начало приобретать популярность, добравшись в итоге и до России. В 2016 году “страной-дауншифтером” Россию назвал глава Сбербанка Герман Греф - правда, полностью исказив смысл этого термина.

Что касается народа, то всё больше жителей крупных городов начали отказываться от карьеры и уезжать в экзотические края. Самым популярным вариантом стало “жить на сдачу квартиры” (почему, собственно, позволить себе такое в России и могут в основном жители Москвы и Санкт-Петербурга).

Однако так ли привлекателен подобный “свободный” образ жизни? “Умный журнал” предлагает вам ознакомиться с реальными историями “дауншифтеров” и ответить на этот вопрос самим.

“Прощайте, нормальные”

© anews

Проект с таким названием (Goodbye normals, что можно перевести и как “Прощайте, нормы”) возник в России в начале 2013 года и состоял из двух людей. Как водится, это были мальчик и девочка, и решили они отправиться в путешествие по всему миру. Участникам, Ольге Тимановой и Никите Дёмину, было около 25, и финансировать свою поездку они решили тем самым классическим способом - сдачей московской квартиры в аренду за 30 тысяч рублей.

Как полагается, путешественники освещали свой путь в интернете всеми возможными способами, и вскоре их история попала в прессу. Однажды пара решила воспользоваться своей растущей популярностью и собрать денег по сети. Для передвижения по Африке им требовалась машина, стоившая 150 тысяч рублей. Люди откликнулись, и необходимая сумма была собрана. Правда, этот случай стал разовым исключением - всё остальное Ольга и Никита покупали самостоятельно.

Прошло более полутора лет, и внезапно идиллическая история закончилась. В конце октября 2014 года Тиманова опубликовала в соцсетях рассказ о том, что на самом деле происходило в течение всего этого времени. Пожалуй, данное повествование может служить прекрасным образцом того, как радужные планы не выдерживают столкновения с суровой действительностью.

Первой загвоздкой, как водится, оказались деньги. Как рассказала Тиманова, они с Никитой с самого начала путешествия не смогли жить на 30 тысяч рублей. Выход оказался очевидным: взять у родителей. По словам Ольги, от своих она получала 500-600 долларов ежемесячно. По всей видимости, для них это было серьёзной суммой. К тому же, они тревожились о дочери. В результате мать Ольги перенесла сердечный приступ (как написала дочь: “От всех наших проблем”).

Отец Никиты - по-видимому, куда более состоятельный человек - тоже не оставлял сына без помощи. Например, он оплачивал все перелёты счастливой парочки путешественников (по всему миру). Он же добавил 50 тысяч рублей в тот успешный сбор средств, который они устраивали для покупки машины.

© anews

Помимо финансовых, у пары возникли трудности и в личном общении. А именно, в своём тексте Ольга рассказала о множественных случаях рукоприкладства со стороны своего молодого человека. По её словам, она даже сбилась со счёта, сколько раз это повторялось. Дело нередко доходило до синяков, а однажды Никита якобы затащил Ольгу в душ и заставлял лежать под холодной водой.

Любопытно, что, несмотря на все эти страдания, Тиманова вновь возвращалась к возлюбленному. В последний раз она вернулась к нему в Бразилию после трехмесячной реабилитации у психолога в Москве. Но там её ждало очередное “разочарование”, после которого она всё-таки решила прекратить их “романтическое путешествие” окончательно.

В своём ответном заявлении Дёмин признал, что они брали деньги у родителей, “сколько позволяла совесть, здравый смысл и возможности”. Обвинения в систематических избиениях он отверг, сознавшись только в том, что “хватал и толкал” свою девушку, после чего она однажды упала, ударилась и получила синяк. Заявление Ольги, по его мнению, было продиктовано “психологическим расстройством”.

Скандал, завершивший путешествие двух романтиков, дошёл даже до центральных СМИ: сюжет о нём показали на телеканале “Россия-24”.

Подача истории телевизионщиками вызвала критику со стороны Никиты и ещё 16 тревел-блогеров. В частности, они утверждали, что ТВ специально прививает аудитории “страх к самостоятельным путешествиям”.

Замуж за музыканта

Российский интернет полон историями о том, как много люди выиграли, отказавшись от рутинного городского образа жизни и переехав в экзотическое место, вроде Гоа или Таиланда. Однако есть и обратные случаи. Взглянуть на них более интересно, так как это позволяет лучше понять возможные риски при таком коренном жизненном перевороте.

К примеру, успешный в прошлом московский экономист Ольга так и не смогла найти себя в тропическом индийском раю, куда переехала по настоянию мужа-музыканта:

“Денег, которые мы получаем от сдачи квартиры, нам хватает, чтобы ни в чем себе не отказывать. Мы снимаем прекрасный двухэтажный дом на берегу океана, вокруг роскошная природа, но я не могу целыми днями бездельничать, я буквально с ума от этого схожу. Мне не хватает моих родных, моих друзей, я мечтаю о московских пробках и морозах”.

Пейзаж на Гоа

При этом муж Ольги чувствует себя прекрасно: сочиняет музыку с единомышленниками, которых нашёл на новом месте, занимается йогой и прочим саморазвитием. Возможно, из этого можно сделать вывод, что людям творческих профессий подобная перемена чаще идёт на пользу, чем тем, кто занимается более узкоспециализированной деятельностью, по умолчанию привязанной к конкретной стране.

Ещё один успешный московский карьерист, менеджер по имени Владимир, стал буквально одержим идеей бросить всё и уехать в Таиланд. В итоге он даже дошёл до нервного срыва:

“Такого со мной никогда не случалось: я неделю пил, отключил телефон, а в пятницу в разгар рабочего дня в состоянии алкогольного опьянения явился на работу и высказал коллегам и руководству все, что я думаю про офисное рабство и корпоративную этику”.

Таиланд

В итоге мужчина всё-таки реализовал свою навязчивую идею. Однако на новом месте он постепенно понял, что это “не его”. Причина была та же - отсутствие привычной деятельности:

“Прошёл месяц, и я вдруг понял, что я «наелся» всего этого. Мне так захотелось домой, захотелось работать, что-то делать. Я понял, что дауншифтинг — это не моё”.

В итоге он вернулся в Москву и устроился ещё на одну хорошую работу, причём всю его предыдущую хандру и навязчивые идеи как рукой сняло.

А вот ещё один дауншифтер из России, Евгений Нестеров, уволившийся из офиса и уехавший осваивать сёрфинг на Бали, своим выбором доволен.

Отель на Бали

Правда, он считает, что, принимая подобное решение, необходимо соблюдать несколько правил:

“Жить и отдыхать — это две разные вещи. Во второй приезд остров уже не казался таким чарующим и загадочным, я стал чаще замечать то, что мне не нравится, но я смог адаптироваться с помощью нескольких жизненных правил... Первое — это составить распорядок дня… Нужно обязательно иметь работу, пусть и удалённую. Нет ничего деструктивное для ума, чем непонимание, чем заняться сегодня и где достать денег на аренду дома завтра… Ну и главное — поставить перед собой цель. Ради чего вы готовы 365 дней в году жариться под солнцем, уехать от друзей и близких, сталкиваться с большим количеством мусора на дорогах, воровством и "днём сурка"?”.

С милым - рай в вонючем фургоне

Историю о позитивном, но очень непростом трёхмесячном погружении в дорожную романтику рассказала британской прессе молодая австралийская пара. 23-летняя Кассандра Кларк и её 25-летний жених Майкл Копп решили отметить помолвку, устроив себе путешествие по восточному берегу своего континента в фургоне. Благо, для этого подвернулся повод - жениху-музыканту предложили играть в ряде баров, что давало возможность подзаработать.

Уже через семь дней Кассандра подхватила очень пикантный недуг - вагинальный кандидоз. С трудом добыв нужный крем в провинциальной аптеке, ей пришлось прибегнуть к помощи Майкла для лечения:

“Мало что может сравниться c неловкостью, когда ты должен лежать, вздёрнув ноги кверху, а он в это время помогает тебе применить этот крем”.

Вскоре у возлюбленных сломался холодильник в фургоне, поэтому им пришлось покупать еду не больше, чем на день. Хотя даже это было непросто - на улице стояла 45-градусная жара.

“Путешествие в этом фургоне самым напряжённым испытанием для наших отношений, которое только можно было придумать”, - говорит Кассандра. Особенно непросто было ей делить жизненное пространство с, как она выразилась, “пахнущим мужчиной”.

На кандидозе проблемы девушки со здоровьем не закончились. В ходе путешествия она умудрилась подцепить ещё и гастроэнтерит, который описывает как “худшую вещь, которую я когда-либо испытывала”. На этот раз для лечения ей даже пришлось полежать в подвернувшейся больничке.

Подводил и сам фургон. Мало того, что машина пожирала кучу бензина, что оказалось неприятным сюрпризом для небогатой пары, так ещё и требовала постоянного ремонта. Однажды для того, чтобы в очередной починить автомобиль, им пришлось купить билет на самолёт, полететь домой и две недели работать на фабрике.

Правда, самым тяжёлым для Кассандры стали не финансовые и медицинские трудности, а психологическая проблема. Её очень угнетало, что Майкл зарабатывает для них деньги концертами, а она “сидит и ничего не делает”. Это рождало в ней чувство собственной никчёмности и бесталанности. В конце концов девушка смогла убедить себя, что, оказывая жениху поддержку, она тоже участвует в общем деле.

Несмотря на все пережитые сложности, свою трёхмесячную поездку влюблённые оценивают как невероятный и крайне ценный опыт. Помимо прочего, по их словам, “они очень сильно выросли, и теперь их отношения стало просто невозможно разрушить”.