Ещё

Как устроена чеченская свадьба 

Фото: «Это Кавказ»

Брак в Чечне — это не просто союз мужчины и женщины, это объединение двух семей, а семьи в регионе большие. Так что молодожены никак не могут заявить, что свадьба — их личное дело. Нет, это дело общественное и даже политическое. Может, именно поэтому чеченские свадьбы чаще других попадают в новости.

Знакомство

Современная чеченская молодежь знакомится в вузах, на работе, на свадьбах.

— Чтобы молодых знакомили родители, это большая редкость, — говорит этнограф, кандидат исторических наук Залпа Берсанова. — Раньше парень и девушка могли присмотреться друг к другу на коллективных работах (белхи) и на вечеринках (синкъелрам). Белхи созывались, когда нужна была помощь сельчан — построить дом, перекрыть крышу, обработать урожай чеснока или кукурузы. Хозяин готовил для помощников угощение, устраивал танцы — это был настоящий праздник труда. А синкъелрам — это «праздник души», где молодежь танцевала, знакомилась, соревновалась в остроумии. Сейчас традиции почти угасли, встречаются очень редко, в самых патриархальных селах. Теперь молодежь все чаще знакомится и общается по интернету.

Объявление о намерениях

Решив пожениться, парень и девушка сообщают об этом родственникам. Парень приносит своей матери кольцо или платок, который девушка дала ему в знак согласия.

Будущая свекровь идет к матери невесты и сообщает радостную весть. Та, как правило, уже все знает, но этикет есть этикет, и она, взмахнув руками, говорит что-то в духе «какая неожиданность, но так тому и быть».

— Этот досвадебный визит не считается обязательным, если молодые договорились между собой и семьи тоже не против их брака, — отмечает Залпа Берсанова. — А вот если избранница не соглашается идти замуж или у ее семьи есть сомнения, мать парня идет к матери девушки с дипломатической миссией.

Договорившись, матери семейств сообщают о решении детей своим мужьям. С этого момента запускается сложный механизм под названием «Подготовка к свадьбе», в нем участвуют даже дальние родственники.

Сватовство

Сватать невесту идут старейшины рода — два-три уважаемых человека из родственников жениха.

— Они его поручители, и, если брак разрушится по его вине, они скажут, что он их опозорил. Прежде старейшины действительно держали ответ за судьбу невестки перед ее родными, сегодня их функция скорее формальная, — говорит этнограф.

Сваты обычно приходят не к родителям девушки, а в дом старейшины ее рода. Если хозяин посчитает нужным, он приглашает к разговору отца невесты. При первом визите сватов обычно вежливо выпроваживают под тем предлогом, что нужно поговорить с девушкой. О ее мнении узнают при помощи женщин: матери, сестры, снохи. Если она согласна, при втором визите сватов назначается день свадьбы.

У чеченцев, придерживающихся традиций, не принято неволить девушку. Она свободна в выборе. Но бывает, что ей приходится подчиняться решению родителей вопреки своим чувствам.

Сбор чемоданов

Пока семья жениха подсчитывает потенциальных гостей и ищет ресторан для торжества, невеста приступает к самому ответственному предсвадебному делу — сбору чемоданов. Выражение «собирать чемоданы» в Чечне используется именно для описания процесса покупки и упаковки приданого. Не путать с Дагестаном — там чемодан для невесты собирает и дарит сторона жениха.

Приданое состоит из предметов одежды, драгоценностей и подарков для родственников будущего мужа. Раньше, во времена отсутствия моды и наличия дефицита, приданое собирали с самого рождения дочери. Золотые украшения, отрезы тканей, верхняя одежда — все это покупалось или принималось в виде подарков от ближайшей родни.

Сейчас процесс упростился, зато уровень чемоданной конкуренции сильно возрос. Вся Чечня обсуждает, одежду какой марки купила в приданое дочь таких-то, сколько шкатулок с золотом было упаковано и где она приобрела шубу.

— Недавно мы выдавали замуж племянницу, — рассказывает жительница Грозного. — У нее было 7 чемоданов и 12 огромных подарочных пакетов. Правда, невесте было около 30 лет, она после вуза, работает в хорошем месте, сама купила себе все, что хотела. Понятно, что к 16 годам невеста вряд ли соберет столько вещей. Она вообще может быть бесприданницей. Но подарки свекру, свекрови, братьям и сестрам жениха должна принести обязательно.

Свадебный наряд

Отдельная статья расходов — свадебное платье. Цены за его прокат — от 30 тысяч до бесконечности. Средней считается сумма 100 тысяч рублей.

И не надо думать, что это пустая заносчивость, стремление поразить окружающих.

— Большая семья должна блюсти свою репутацию. И дорогие свадьбы — не хуже, чем у соседа, — тоже работают на образ семьи. Это неплохо, ведь хорошая репутация семьи — это и экономический ресурс, и брачный. Если ты богат, все готовы отдать своих дочек за твоего сына, — отмечает Екатерина Капустина, заведующая отделом этнографии Кавказа Музея антропологии и этнографии РАН.

Калым

Если приданое — вещь хотя и нужная для престижа, но не обязательная, то выкуп за невесту должен быть непременно.

— В прошлом году я женила своего младшего брата, — рассказывает чеченка Аза. — В калым вошли 50 тысяч рублей, 25 пачек чая «Гринфилд», 25 пачек сахара, 5 кг лучших конфет. Сейчас решением муфтията калым ограничили. Это сделано, чтобы даже безработные парни могли создать семью. Денег должно быть до 30 тысяч рублей, продукты и вовсе исключены из калыма. Но все же людям хочется угодить новым родственникам, и они прилагают к деньгам и чай, и сахар, и конфеты. Также в калым может входить и баран, но он должен быть красивым, с крутыми рогами. Над хилым бараном люди будут смеяться и говорить, что родители жениха — скупердяи.

Заключение брака

В давние времена свадьбы игрались осенью и зимой — после сбора урожая. Сейчас сезон свадеб в Чечне длится круглый год, прерываясь только на время священного поста в месяц Рамадан.

Регистрировать брак в загсе именно в день свадьбы в Чечне не принято. Молодые пойдут туда только через какое-то время. Есть семьи, в которых муж с женой так и не поставили заветные штампы в паспорта, но это никого не смущает. Ведь главный свидетель создания новой семьи — общество.

И, конечно, духовенство.

— Законность брака закрепляется обрядом никях. Мулла по отдельности спрашивает у невесты и у жениха, по согласию ли вступают они в этот брак или нет. По нормам шариата, никях производится в присутствии одного свидетеля с каждой стороны. Недавно появилось новшество: мулла требует от жениха и невесты справки, что они не инфицированы ВИЧ. Без этих документов брак не заключается, — рассказывает Залпа Берсанова.

Свадьба

В день свадьбы родственники и друзья жениха собираются и едут за невестой. В кортеже может быть до 20−50 машин. Количество их не всегда зависит от благосостояния жениха. Он может быть бедным, но иметь много друзей и родственников, и они все обязательно приедут на свадьбу.

В дом невесты едет только молодежь. Усадив девушку и ее ближайшую родственницу в самую лучшую машину, процессия направляется к месту проведения торжества, где невесту встречает свекровь. Родственников невесты на свадьбе не бывает.

— Для них это вовсе не такой праздник, как для стороны жениха. Раньше невесту нередко провожали со слезами: ведь она уходит в чужой дом, иногда в чужое село, — поясняет этнограф.

Гости танцуют лезгинку, затем прерываются передохнуть и подкрепиться, затем снова танцуют. Так продолжается до вечера. Невеста все это время стоит в специально отведенном для нее месте в стороне от танцев, выслушивает родственников жениха, которые походят поздравить ее, пожелать счастливой семейной жизни и сфотографироваться с ней.

Невеста не танцует. Она может улыбаться, но не должна разговаривать. Всем своим видом должна демонстрировать максимальную скромность.

Жених все торжество проводит в отдельной комнате с друзьями. Главная его задача — не попасться на глаза старшим мужчинам из своего рода.

— Это обычай избегания, — поясняет Залпа Берсанова. — Молодым людям предписано стыдиться того, что им предстоит совместная жизнь. Все, что может хоть как-то намекнуть на их близость, считается неприличным. Это важнейшая норма поведения, и не только на свадьбе. Девушке никогда не придет в голову рассказывать парню о других мужчинах, которые обращали на нее внимание или сватались к ней, — это нескромно. Друг парня никогда не похвалит красоту его невесты и тем более не выскажет ей комплимент — для него она нечто настолько запретное, что он и помыслить не может о ней как о женщине. Поэтому невеста и не танцует — мужчины не должны любоваться ею в отсутствие ее жениха.

Развязывание языка

Раньше свадьбы длились три дня. Сейчас, когда их принято проводить в банкетных залах, — один. После застолья невесту привозят в дом жениха. Свекровь вручает ей конфету, чтобы отношения были сладкими. Потом невесте дают подержать ребенка — обычно мальчика, чтобы у нее родились сыновья.

Все это время девушка должна молчать — пока вечером не состоится обряд «развязывания языка». Родственники и друзья жениха преподносят невесте подарки — чаще всего деньги, задают вопросы, просят у нее стакан воды и разрешения выпить эту воду — в общем, делают все, чтобы девушка заговорила. Поведение невесты зависит от ее характера и выдержки — она может не подать воду, пока мужчина не положит ей на поднос желаемую сумму, а может дать напиться за символический подарок. Обычно старшим родственникам воду подают по первой просьбе и желают «напиться воды во благо», а друзьям жениха приходится раскошеливаться и долго просить разрешения выпить воды.

Вот только не надо подозревать невесту в жадности: собранные деньги она все равно отдаст свекрови.

Поход к роднику

На второй или третий день, когда гости разойдутся, новые родственники веселой толпой ведут невесту к роднику, если, конечно, такой есть поблизости. В городе этот ритуал по понятным причинам не проводится, а в селах все еще популярен.

В воду бросают лепешку, и один из родственников жениха должен выстрелить в нее.

— Считается, что девушку, впервые пришедшую к роднику, может подстерегать водяной. Лепешка служит приманкой, а выстрел должен убить его. После этого невеста может спокойно ходить за водой, — объясняет Залпа Берсанова.

Знакомство с родителями

Но свадебные ритуалы на этом не заканчиваются. Через месяц, а иногда и через два-три, молодая жена в сопровождении свекра и свекрови отправляется в отчий дом с подарками для своих родителей и родственников. Вечер проходит в беседах за праздничным столом. Это официальное знакомство родителей, и лишь после него девушка может посещать отчий дом и гостить у родных.

И, наконец, визит молодого мужа к родителям жены. Дата назначается принимающей стороной, гость не имеет права просить перенести встречу на другое время. В день Х зять приходит в сопровождении сестры, брата и близкого друга. Он проходит в комнату, где накрыт стол для мужской половины родственников, но не может присоединиться к застолью, пока не услышит приглашения от старшего родственника жены. Мужчины могут подтрунивать над зятем, и он должен все стойко и молча снести. Отведав угощение, он оставляет на столе подарок, чаще всего деньги.

Все это время женщины в другой части дома ждут, когда зятя приведут знакомиться с ними. Мужчину ждет нелегкое испытание. Ему могут подложить пересоленную еду, связать шнурки ботинок или заявить: «Мы думали, ты красивее».

— В прежние времена мужчины ни в коем случае не подшучивали над зятем, только женщины, — рассказывает Залпа Берсанова. — Они могли вместо дома, где накрыт стол, отвести его в курятник, могли налить в его обувь мед. Поэтому установилось правило, что зять может не снимать обувь. Он должен очень сдержанно реагировать на все эти издевательства. Ведь проверяется его терпение и выдержка, столь необходимые в семейной жизни. Но можно отшучиваться, и зятья стараются давать остроумные ответы на все замечания «гостеприимных» родственниц.

Хорошо забытое новое

Свадебные ритуалы, как и прочие обряды, со временем меняются, приспосабливаясь к новым условиям жизни. Обычно они регулируются общиной, но в современной Чечне их регулирует власть. Для этого разработан специальный свадебный протокол. Рамзан Кадыров раскритиковал привычку молодых чеченцев отмечать свадьбу стрельбой из оружия в воздух. Местное министерство культуры постановило, что невеста не должна разрезать свадебный торт, гости на свадьбе должны быть исключительно трезвыми, а молодые девушки не могут танцевать лезгинку с непокрытой головой.

— Традиции меняются, что-то уходит, что-то трансформируется, странно предполагать, что нынешние традиции чеченского народа были неизменны на протяжении веков, — говорит Екатерина Капустина. — Есть какие-то установки более важные или более архаичные, более устойчивые, есть знаки времени. Для исследователя это вопрос не значимый — культура живая, она развивается, в том числе и в духе времени. А вот для авторов национальных проектов важно кодифицировать традиционную культуру в виде исторической монографии или республиканского закона — у кого какие ресурсы. Для простого народа традиционной становится их локальная традиция, которая может отличаться даже в рамках такой моноэтничной Чечни.

Читайте также
Новости партнеров
Больше видео