«Даже логические позитивисты способны любить»: 10 философов с неоднозначными представлениями о любви

В биографиях философов и писателей часто встречаются скандальные романы, интриги, разорванные помолвки и внебрачные детей. Это отражается на их мировоззрении и профессиональных взглядах. Сайт The Big Think составил список мыслителей, для которых любовь сыграла важную роль в творчестве или образе жизни. «Теории и Практики» публикуют перевод материала. «Бояться любви — значит бояться жизни, и те, кто боится жизни, уже на три четверти мертвы»Бертран Рассел. «Брак и мораль» 3-й граф Рассел стоял у истоков аналитической философии, и некоторые его идеи по поводу современной любви (такие как поддержка прав сексуальных меньшинств) были настолько скандальными, что после того, как он их изложил в книге «Брак и мораль» (1929), никто не хотел брать его на работу. Он был женат четыре раза, а также заводил многочисленные романы, когда разъехался со своей первой женой. Рассел считал, что институт брака сам по себе прекрасен, но он не должен ограничиваться викторианскими нормами. До самой своей смерти он выступал за права гомосексуалистов, свободную любовь и новое мышление. «Страх одиночества или жизни без любви заставил женщин всех рас пассивно принимать сексизм и притеснение со стороны сексистов»белл хукс. Ain’t I a Woman? (1981) Американская писательница, феминистка и философ белл хукс после расставания с несколькими парнями пришла к выводу, что подходящий текст о любви, который помог бы ее мужчинам сохранить их отношения, до сих пор не написан. Она решила взяться за дело сама.В своей книге «Все о любви: Новые взгляды» (2000) хукс утверждает, что сегодняшнее определение любви выхолощено из-за слишком частого употребления этого слова. Отталкиваясь от идеи о том, что любовь — это глагол, она рассказывает, как можно усовершенствовать ее современную концепцию и устранить препятствия на ее пути. хукс с горячностью отмечает, что особую проблему составляет неравное обладание властью, а также различие в требованиях общества к мужчинам и женщинам, когда дело касается любви. «Даже логические позитивисты способны любить»Алфред Джулс Айер. «Profiles» (Кеннет Тайнен, 1989) Британский позитивист Алфред Джулс Айер занимал почетное место профессора логики в Оксфордском университете. У него было четыре брака и три жены. Убитый горем после смерти третьей супруги, Айер вновь женился на второй, Альберте Уэллс, за год до собственной кончины. Также у него было несколько романов и как минимум одна внебрачная дочь.Несмотря на все свои любовные связи, Айер защищал нормы романтического поведения. Когда ему было 77, он увидел, как чемпион в тяжелом весе Майк Тайсон пристает к девушке на вечеринке; философ отчитал молодого боксера и дал его жертве ускользнуть. «Понимаешь, начать кого-нибудь любить — это целое дело. Нужна энергия, любопытство, ослепленность… Вначале бывает даже такая минута, когда нужно перепрыгнуть пропасть: стоит задуматься, и этого уже не сделаешь»Жан-Поль Сартр. «Тошнота» (1938) Сартр был французским экзистенциалистом и партнером Симоны Де Бовуар. В соответствии с требованиями современной жизни и феминизмом второй волны, они состояли в открытых отношениях, которые за 50 лет то набирали обороты, то затихали. Кроме того, печально известны романы Сартра с его протеже, которые были гораздо моложе философа. Несмотря на то, что они с Симоной так и не поженились, его любовь к ней была очевидна, и в конце жизни он отмечал, как замечательно было знать ее столь долго. «Говорили, что я отказываюсь признавать ценность любви и материнского инстинкта. Это не так. Я просто просила, чтобы женщинам позволили испытывать их истинно и свободно, поскольку они часто используют их как оправдания и находят в них прибежище лишь для того, чтобы стать пленницами этого прибежища, когда чувства погаснут в их сердцах. Меня обвиняли в том, что я проповедую промискуитет, но ни при каких обстоятельствах, никогда и никому я не советовала спать лишь бы с кем лишь бы где»Симона Де Бовуар. «Сила обстоятельств» (1963) Партнерша Жан-Поля Сартра Симона Де Бовуар была по-своему романтичной натурой. На ее счету почти столько же романов, сколько и у него, и она с феминистической точки зрения критиковала мысль о том, что ее поведение неприемлемо. Тем не менее, ее лишили права преподавать из-за того, что она соблазнила нескольких своих учеников. Симона считала, что многие стороны любви, романтики и брака унизительны для женщины, и старалась жить так, чтобы решить эту проблему. Она сохраняла отношения с Сартром и при этом носила кольцо, которое подарил ее любовник Нельсон Олгрен. «Женись, и ты об этом пожалеешь; не женись, и ты обо этом тоже по­жалеешь; если ты женишься или не женишься, ты пожалеешь и о том, и о другом…»Серен Кьеркегор. «Или-или» (1843) Возможно, самый безнадежный романтик этого списка. Кьеркегор влюбился до беспамятства в девушку по имени Регина Ольсен, которая также была от него без ума. Он сделал ей предложение, но месяц спустя разорвал помолвку и почтой вернул ей обручальное кольцо. Его решение уничтожило обоих: она грозилась покончить с собой, он плакал ночами.Есть гипотеза, будто Кьеркегор боялся, что не сможет одновременно быть настолько хорошим мужем, писателем и христианином, насколько ему хотелось. Осознав это, он выбрал последние два пункта. Беспокойство по поводу жизней, которые мы не можем прожить, и стало основным предметом его размышлений. Этот роман повлиял на все его работы, и он, как и полагалось, всегда сожалел о случившемся. «Конечная цель всех любовных интриг, разыгрываются ли они на котурнах или на цыпочках, действительно важнее всех прочих целей в человеческой жизни»Артур Шопенгауэр Шопенгауэр хотя и воздавал хвалу аскетизму, но при этом изо всех сил пытался обзавестись пристойной общественной и личной жизнью. И если с первым ему неплохо помогали его связи, то в последним он был довольно неудачлив. Тем не менее, он оценивал любовь положительно и считал ее одной из главных мотиваций человека к действию. Его работы о «воле к жизни» стали предвестниками фрейдистских взглядов на подсознание. Несмотря на подобное отношение к любви, ему все же удалось найти и в ней повод для пессимизма. Он утверждал, что большинство людей выбирают себе отвратительных супругов, заводят слишком много детей и в итоге все равно становятся несчастными. «Никто не может научить вас любви. Любовь вы должны найти сами, внутри вашего бытия, подняв ваше сознание на высший уровень. Когда любовь приходит, вопрос об ответственности отпадает. Вы делаете что-то просто потому, что наслаждаетесь этим, вам нравится делать что-то для человека, которого вы любите»Ошо Раджниш. Сатчитананда (1988) Ошо Раджниш — индийский гуру, который во время своей жизни считался достаточно неоднозначной фигурой. В отличие от большинства духовных наставников, которые соблюдают целибат, Раджниш придерживался более либерального отношения к сексуальности, считая ее этапом на пути к преодолению полового влечения. Он указывал (как и Бертран Рассел до него), что подавление cексуальности приведет к обществу, помешанному на сексе. Как только человек удовлетворил свое желание, он может действительно сосредоточиться на вселенской любви. «Причина несчастных браков — недостаток дружбы, а не недостаток любви»Фридрих Ницше. «По ту сторону добра и зла» (1886) Фридрих Ницше трижды делал предложение одной и той же женщине, Лу Саломе. Ее отказы сломили его, и если не считать случайно проявленной симпатии к жене Вагнера, он окончательно отказался от своих романтических устремлений после того, как его отвергла Лу. Тем не менее, позже он подчеркивал, что единственным женатым философом среди великих был Сократ — это самый сильный аргумент против брака для интеллектуалов, какой он только мог придумать.Хотя Ницше прожил в одиночестве большую часть своей вменяемой жизни, он считал, что для большинства людей женитьба — это разумно, но ставил под сомнение их подход к этому вопросу. В работе «Человеческое, слишком человеческое» (1878) он предположил, что для мужчин более выгоден вариант нескольких браков подряд. Его (тревожно сексистская) позиция в отношении женщин заключалась в том, что для них предпочтительно замужество и семейная жизнь. «Любовь и сострадание — необходимость, а не роскошь»Далай-лама XIV Несмотря на то, что Далай-лама — монах, придерживающийся обета безбрачия, ему есть, что сказать о любви. Хотя он одобряет отказ от секса и брака, он осознает их привлекательность и использует связанные с ними проблемы, чтобы помочь понять его позицию. Для него величайшее назначение любви — это любить мир и всех, кто есть в мире, и неважно, сколько трудностей нам подбрасывает судьба.

«Даже логические позитивисты способны любить»: 10 философов с неоднозначными представлениями о любви
© Теории и Практики