Как за 10 лет изменилось положение женщин в бизнесе
29 октября 2019 года в ЦУМе прошло торжественное празднование 10-летия с момента выхода первого журнала Forbes Woman в России. Центральным событием вечера стала дискуссия о том, как изменилось положение женщин в бизнесе за эти 10 лет. Спикерами выступили Марина Жигалова-Озкан, старший вице-президент, директор департамента маркетинга и коммуникаций Сбербанка, и Ольга Наумова, генеральный директор логистической компании «Лорус SCM», экс-генеральный директор «Магнита». Мы выбрали лучшие цитаты дискуссии. Удалось ли преодолеть гендерные стереотипы в бизнес-сообществе? Есть ли место инклюзии и диверсификации кадров в российских компаниях? И существует ли на самом деле стеклянный потолок в женской карьере? «Есть всем известная статистика: компании, в советах директоров которых есть женщины, показывают лучшие финансовые результаты. Потому что мужской и женский взгляд на работу компании может различаться. У нас разный опыт, и это для любого бизнеса только плюс». «Важно, чтобы в руководстве компании были люди разных поколений. В нашем мире постоянно происходят перемены — и если компанией управляют люди одного поколения, то они рискуют упустить огромное количество изменений. Я бы рассматривала вопрос «diversity and inclusion» не только как гендерный, но и как поколенческий. Если ты хочешь, чтобы твой продукт был релевантным для разных аудиторий, ты должен мыслить категориями этих аудиторий. Поэтому создавать товары и услуги должны люди с разным опытом, правилами и принципами управления». «Традиционно в голивудских студиях работали, преимущественно, мужчины. Когда я пришла в компанию Disney 13 лет назад, я была первой женщиной — руководителем региона. За эти годы роль женщины очень сильно поменялась: и в компании Disney, и в выпускаемом ею продукте. Во всех последних ключевых фильмах студии женщины являются главными героинями. Будь то супер-герои Marvel, «Звездные войны» или принцессы, которые теперь не сидят и не ждут принца, а сами на коне ищут свое предназначение и счастье». «Я считаю, что стеклянный потолок в России — в голове и сознании. Если мы себе говорим, что это именно тот уровень, до которого мы дойдем, а дальше — все, значит, мы и дойдем только до этого уровня. Вспоминаю одну из первых своих работ — мне было 25 лет, я была в совете директоров судоходной компании, в которой работало 15 тысяч человек. И в принципе я считала, что это нормально. Так что ограничения — только внутри нас». «Часто женщина осознанно выбирает стиль жизни. Ведь чтобы продвигаться по карьерной лестнице и достигнуть успеха, нужно много работать. А это отнимает время. И это — тот выбор, который мы должны делать: пользу семьи, близких и детей, либо работы. И часто я вижу, что это осознанный выбор женщин — проводить больше времени с близкими, и я отношусь к этому с большой симпатией. У каждой из нас такой выбор существует. Но он может и отличаться в разных жизненных обстоятельствах, то есть его невозможно сделать раз и навсегда». «Поддержка любимого и близкого человека позволяет самореализовываться, является основой, базисом для вдохновения и движения вперед. Если мужчина самодостаточный и уверенный в себе, он всегда примет рядом с собой сильную женщину». «Если в данный момент ты находишься рядом со своим ребенком, необходимо полностью посвящать время ему. Когда мой сын был маленьким, то в течение рабочего дня я выделяла время, чтобы, например, забрать его из садика и хотя бы полчаса-час провести с ним. По вечерам я сначала укладывала его спать, и только потом принималась за работу. И сейчас, когда я спрашиваю его, уже почти взрослого, было ли у него ощущение, что ему не хватало меня в детстве, он отвечает — нет. Мы все в нашем безумном графике можем выделить время, когда будем полностью посвящены близким». «Чтобы построить компанию с нуля, требуется отречение от всего. Наверное, в силу наличия детей и других обстоятельств, женщине сложнее сделать этот шаг — и хотя кажется, что в этом суждении я обращаюсь к стереотипам, в этом есть доля правды. Мне кажется, очень часто желание оставаться в тени — это решение женщины. Ведь даже не все мужчины хотят быть лидерами. Многие с радостью занимаются другой работой и реализуют себя не через лидерство, управление проектами и бюджетами». «Я сама ощущала помощь и поддержку женщин, с которыми я познакомилась благодаря Forbes Woman. С которыми по жизни мы идем вместе, принимая определенные решения, поддерживая друг друга, оставаясь близкими людьми. Женская дружба ` очень сильная. Есть огромное количество стереотипов про зависть, но это совершенно не так». «В будущем со страниц СМИ важно говорить о персональной свободе. О примерах женщин, которые делали ошибки, но чего-то добились. Успешная женщина — это не обязательно та, кто может руководить армией. Она может реализовывать себя совершенно в другом направлении. Вы должны ломать стереотипы о том, что «женщина успешна, только если она генеральный директор корпорации». Абсолютно нет, она может обрести себя в совершенно другом роде деятельности. Важная задача медиа — объяснять, что ролевые модели могут быть абсолютно разные». «Я вижу интересные изменения на уровне молодежи. Вижу готовность девочек рассматривать свою жизнь не только как «жизнь на кухне». Мне кажется, поменялось отношение нового поколения к тому, как можно самореализовываться, какие задачи нужно решать. И это то, что послужит основой для изменений в последующие 10 лет». «Я бы не сказала, что сейчас абсолютно весь бизнес действительно всерьез воспринимает вопрос «diversity and inclusion» — в отдельных случаях это просто хайп. Проблема в том, что мы мало говорим на языке цифр, а ведь существует много разных бизнес-показателей, на которые влияет, ведет ли компания политику диверсификации. И зная об этом, наши мужчины перестанут улыбаться при упоминании проблемы гендерного неравенства и начнут осознавать, что гендерное разнообразие действительно позволяет компаниям двигаться вперед». «В ритейле работает огромное количество женщин, их количество в компаниях может достигать 80%, но при этом, чем выше ты поднимаешься по карьерной лестнице в торговом бизнесе, тем больше ты видишь костюмов. То, что этими бизнесами управляют мужчины, на меня произвело большое впечатление, и я считаю, этим и объясняется необходимость об этом говорить — чтобы поднимать самооценку женщин, которые работают в этих компаниях и думают, что у них нет шансов вырасти». «Я сторонник максимального равноправия. Выбирать, сколько времени проводить с близкими, на что тратить свои силы, где есть место творчеству — должен абсолютно каждый человек, вне зависимости от гендера. Плохо то, что мы видим до сих пор, как школьникам забивают головы стереотипными формами поведения. Если ты делаешь карьеру — то ты несчастная и никому не нужная. Это потолок, который в голову вкладывают. Сейчас нам, находящимся в центре Москвы, кажется, что мы эту проблему на уровне всей страны преодолели. Но чем больше мы удаляемся от столице, тем чаще мы с этой проблемой сталкиваемся снова». «Оглянитесь, сколько за последние 10-20 лет появилось разных помощников, которые все больше и больше избавляют женщин от необходимости заниматься домашним хозяйством «врукопашную»: с ведром, тряпкой, веретеном!» «Мне кажется довольно странным заводить семью, в которой вы будете преодолевать чье-то сопротивление. Я вообще за партнерские отношения, и мне повезло. Я вообще стараюсь строить с людьми именно такие отношения. Мы и так в жизни преодолеваем слишком много сопротивлений». «Детей прежде всего нужно любить. И дети должны быть счастливы. Если они самодостаточны, имеют стержень, характер, то надо им просто дать возможности расти, как они хотят. У меня перед глазами много сценариев «тяжелой материнской любви», которая убивает всякий выбор. Вы только представьте: вот маленький ребенок, и вот вы — со всем своим характером, которого хватает на большие трудовые коллективы — по полной программе начнете его воспитывать. Я, честно говоря, стараюсь быть подальше от этого в отношении своих детей и просто хочу, чтобы они были счастливы, и были теми, кем они хотят быть, а не теми, кем я хочу, чтобы они стали». «Мы живем в первом поколении бизнеса. И то время, когда закладывались состояния — это время войны. Женщины сильны в созидании, а не в разрушении. Поэтому на вершине бизнеса мы видим сейчас поколение тех, кто хорошо воевал». «Как правило, люди считают, что, «вот у нас вырос мальчик, он должен управлять бюджетами, а девочке зачем себя через это реализовывать, если есть другие прекрасные формы». Это тоже стереотипы. Каждая личность индивидуальна и должна сама решить, кто она». «Появление большого количества женщин на главных бизнес-позициях показывает всевозможные и разнообразные модели поведения. Это дает понять девочкам, которые только начинают карьеру — да, в этой компании возможен карьерный рост, все возможно». Фото Pixabay