Тина Канделаки: Мужчина — государство, которое вы рейдерским способом должны захватить

Известная ведущая, журналист, общественный деятель Тина Канделаки начала год с выпуска второй книги о красоте и здоровье. О своем отношении к литературе, феминизму и потенциале современной женщины продюсер телеканала «Матч-ТВ» рассказала «Вечерней Москве». — Тина, когда мы в последний раз делали интервью, вы вычеркнули в статье слово «писательница» как определение. Тогда речь шла о первой вашей книге, а сегодня вы представляете уже второе издание. Все еще не считаете себя писательницей? — Конечно же нет. Писательница – Джоан Роулинг, писательница – Астрид Лингрен. Я никакая не писательница, я журналист, который может собрать воедино свои мысли при помощи редактора и дать удобный лайфхак по тому, как ухаживать за лицом и телом. — Есть ли желание написать не только про свой опыт работы с телом и мышлением, но и художественное произведение? — Нет, никакой претензии на художественное писательство у меня быть не может, потому что я никогда не считала, что обладаю литературными талантами и оставлю это дело людям, которые могут профессионально писать книги. И делают это блестяще. А я, в свою очередь, с удовольствием эти книги приобретаю и читаю. — Все же в каких-то направлениях искусств, жанрах есть желание себя попробовать? — Нет. Более того, готова дополнить список талантов, которыми я точно не стану утомлять публику: абсолютно точно не планирую писать книги, абсолютно точно не планирую записывать музыкальные альбомы и начинать петь, не планирую танцевать. И даже несмотря на то, что режиссер Давид Кочаров уговаривает меня сняться в роли камео (небольших актерских ролей в качестве приглашенной звезды – прим. «ВМ»), я даже с этим повременю. Хотя это единственное, что может действительно случиться. Но во всех других художественных жанрах на сцене больших и малых театров меня ждать не стоит. — Какие художественные книги на вас произвели неизгладимое впечатление, и вы готовы их порекомендовать к прочтению? — Во-первых, «Трилогия желаний» – цикл романов Теодора Драйзера, Фитцджеральд «Ночь нежна», Джек Лондон «Мартин Иден», Лев Толстой «Анна Каренина», произведения Набокова. Вообще читать очень любила в детстве и очень жалею, что в современной жизни читать столько же не удается. — Если бы вам дали на выбор литературное произведение и сказали, что вы его автор, какое бы вы выбрали? — Очень сложный вопрос. Меня часто спрашивают, какие книги меня сформировали. Когда я читаю Толстого, у меня полное ощущение, что я вижу, про что он пишет: так точно он попадает слогом в сердце. Но говорить о том, что я вижу себя автором «Анны Карениной» или моих любимых сказок, написанных Астрид Линдгрен, или вижу себя автором произведений Урсулы Ле Гуин, – это глупости. Я не могу себя видеть великим писателем, я даже не могу видеть себя героиней романа, потому что это слишком сослагательное наклонение. Я себя вижу только благодарным читателем, который счастлив, что огромное количество женщин и мужчин в литературе оставили после себя невероятные истории. И читая их, тебе каждый раз кажется, что ты лично участвуешь в этом аттракционе. — Классика или современность? — А зачем себя ограничивать? Мы, слава богу ,живем в мире, где можно себя не ограничиваться в контенте. — Вы часто рекомендуете подписчикам посмотреть тот или иной сериал, кино. Какие бы вы выделили за последние пару лет – те, что действительно отвечают духу времени? — Ввиду моей работы с IVI мне очень много приходится смотреть сериалы. Из последних, которые зацепили, могу выделить следующие: «Mr. Robot» — невероятно атмосферный сериал о мире, где виртуальная реальность прямо влияет на то, что мы видим и то, во что мы так наивно верим. Прямо скажу, оторваться невозможно. «Почему женщины убивают» — несколько иллюстраций из разных эпох, раскрывающие обоюдоострые взаимоотношения мужчин и женщин. «Самый громкий голос» — история взлета и падения сексиста, насильника и одновременно титана американского телевидения эпохи Трампа Роджера Айлза. Рассел Кроу и Сиенна Миллер невероятно хороши. «Утреннее шоу» — еще одна ода сильным женщинам и очередная история из-за кулис американского телевидения. Игра Дженнифер Энистон и Риз Уизерспун стоит того, чтобы посмотреть. — Кто он, герой нашего времени? А героиня? — Произведение Мити Глуховского и одноименный фильм «Текст» очень хорошо задает вопрос про героев нашего времени. Опять-таки мы живем в эпоху, когда вопрос не имеет никакого смысла – герои стали меняться очень быстро, появляются каждые 15 секунд. Если сегодня герой Грета Тунберг, то завтра уже героем станет кто-то другой. Вчера, например был такой корейский герой PSY, сегодня его уже все забыли. В 2020 он уже никому не интересен. Эти герои будут появляться кумулятивно, из разных точек и совершено неожиданно. Вдруг появляется Грета Тунберг, несет полную чушь, но в Давосе на нее смотрят и слушают взрослые дяди. Завтра этим героем может быть карлик, который снялся в сериале «Игра престолов» и решил бороться за права менее удачливых и успешных карликов. Для моего поколения фильм «Курьер» был манифестом о герое нашего времени. Герой Минаева в «Духлесе» сегодня актуален? Нет. Нет героя нашего времени, есть герой данного часа, данного дня или дней. Эта особенность времени, связанная с технологиями, которые ускоряют все: как употребление продуктов и информации, так и потребление одних людей другими. — Вы не раз высказывались о том, что в России феминизм имеет весьма специфичный окрас с искаженным смыслом. Причем вступали в серьезную полемику по этому поводу. Тина Канделаки все-таки феминистка? — Когда мне задавали раньше этот вопрос, я всегда отвечала «Нет, я не феминистка». Но недавно в разговоре с близким другом мы нашли более точное понятие, которое применимо ко мне и моей деятельности. Я феминистка, но я адепт так называемого позитивного феминизма. То, что делаю я, до меня делали тысячи женщин в истории человечества. Позитивный феминизм — это не отрицание того, что ты женщина. Наоборот, всяческое доказательство того, что женщина – абсолютный и равноценный конкурент мужчине с точки зрения борьбы за лучшие возможности, ресурсы, проекты и многие другие традиционно мужские сферы влияния. Если это называется феминизмом, то я позитивный феминист, который ни в коей мере не считает, что небритые подмышки есть олицетворение феминизма. Проявление феминизма, это когда вы счет можете в ресторане с мужчиной разделить или, еще лучше, пригласить мужчину на ужин в ресторан. — Сейчас появилась тенденция учить женщин (это касается различных тренеров по личностному росту) разыгрывать из себя слабых, чтоб рядом мужчина чувствовал себя настоящим самцом. Как вы относитесь к подобного рода тренингам и тренерам, а также женщинам, которые готовы заплатить деньги за умозрительное счастье? — Я всегда спрашиваю в таком случае, можно ли справку на тренера, который продает эти курсы. Неужто этот тренер счастлив в своей личной жизни? Коучинг – это хорошо, просто не надо воспринимать все, что тебе говорят, как аксиому. Всегда интересно послушать, как кто-то дает инструкции по созданию идеального мира вокруг себя. Но чтобы найти сильного мужчину и запрыгнуть под его крыло, тренинг не нужен. Нужно быть просто красивой и с высоким уровнем интеллекта. Потому что только умная и красивая женщина сможет спродюсировать «захват чужих ресурсов». Мужчина, который чего-то добился и все деньги начинает тратить на вас, это как отдельная страна, отдельное государство, которую вы рейдерским способом должны захватить. Рейдерство – тоже путь, я таких женщин-рейдерш уважаю, это абсолютно приемлемая для меня модель поведения. Причем это путь сильных женщин, потому что женщины, которые захватили кошелек своего мужа, это, поверьте мне, совсем не слабые существа. — В чем сила и возможности современной женщины? — Возможности женщины бесконечны. Никогда у нас не было таких возможностей как сейчас. — Многие скептики склоняются к мнению, что желание реализоваться у современной женщины – огромная помеха в создании полноценного общества. А как считаете вы? — В мире, где удаленный доступ дает большие возможности работать даже во время беременности, уже никаких гендерных особенностей нет. Главная гендерная особенность была в чем? В том, что женщины уходили в декрет. Мужчины в декрет не уходят, поэтому их стаж не прерывался. А у женщин в самом расцвете лет стаж прерывался несколько раза на полтора-три года. Сейчас же можно оставаться конкурентоспособной в течение всех важных периодов жизни. — Современный мир с точки зрения подхода к профессионализму, гендера очень сильно изменился. Ваши наблюдения и прогнозы? Мы идем к полной унификации? — Сегодня мир огромных возможностей, который очень сильно меняется. Приходят новые профессии, которые будут востребованы, наступает цифровизация. Кто будет креативнее – мужчины или женщины – это спорный вопрос. Да и вообще он состоит вот в чем: что будут делать люди, когда большая часть профессий будет автоматизирована? Поэтому делить мир на мужчин и женщин уже бессмысленно. Надо делить мир на тех, кто имеет профессии будущего, и на тех, кто будет иметь профессии прошлого. — Есть наблюдение, что мужчины сегодня все больше проявляют эмпатию, становятся сенситивными и не боятся показывать слабость. Для российской женщины такой типаж приемлем? Время брутальных самцов прошло? — Вы знаете, каждому свое. В современном мире в эпоху «дайверсити» (многообразия – прим. «ВМ») всего: пола, цвета кожи и так далее, наверное, становится нормальным, что мужчины становятся более женственными, а женщины – более мужественными. Мне, конечно, тяжело было бы с таким мужчиной, именно поэтому я вышла замуж за человека, который сильнее меня. — Политика тоже претерпевает значительные изменения. Все больше женщин становятся главами государств. А принцы не хотят быть частью монархии, им важнее простое человеческое счастье. Это похоже на разрушение прежнего режима, не сулит ли это нам апокалипсис? Или это просто поиск новых форм? — Ничто не ново под луной. Даже монархи в новейшей истории России отрекались от престола не раз. В России последним был великий князь Михаил Александрович, в чью пользу отрекся российский император Николай II. В Японии в прошлом году отрекся император Акихито. В Великобритании отрекался коронованный император Эдуард VIII. В том же списке отречений только в XX веке есть короли Испании, Бельгии и Нидерландов. Перечитав историю, понимаешь, что многие вещи, которые тебе кажутся новейшим трендом, на самом деле существуют уже 2 тысячи лет. Нет никакого Меган-гейта, положившего начало новому тренду. Просто не все хотят исполнять роль посланника Бога на земле. Кому-то ближе жизнь простого человека. — Еще одна тенденция – женщины перестали бояться выходить замуж за мужчин младше них. Психологи говорят, что мужчины другого уже поколения хотят видеть рядом с собой не домохозяюшку, а состоявшуюся женщину, с которой есть, о чем говорить. — Здесь это связано со здоровьем, потому что сейчас, благодаря медицине женщина даже в 40 лет остается крайне активной. Появился вопрос соответствия биологического возраста. Я еще много лет назад видела в Лос-Анджелесе и Голливуде женщин с молодыми мужьями. В современном мире, где личная жизнь перестала быть чем-то сакральным, благодаря эпохе Тиндера и Инстаграма, люди настолько быстро сходятся и расходятся, что скорость контакта уже заменила качество. И кто с кем сошелся или разошелся, уже не является темой для дискуссии. — Что вы цените больше всего в своих отношениях – с супругом, детьми? Прислушиваетесь ли вы к ним? — Для меня семья – всегда самое сакральное и ценное, что может быть. Молодость ума зависит от пластичности твоего восприятия. Если ты не готов слушать и слышать своих детей, ты уже неадекватен их поколению. Я очень ценю время, которое мы проводим вместе. Что касается супруга, то мы продолжаем обогащать друг друга эмоциями, знаниями, идеями, наконец. И этот контакт очень ценен для нас обоих. — Как модернизировались отношения между современными молодыми людьми? Диджитал сильно влияет на коммуникацию. Это смерть романтики и настоящих чувств? Или все пойдет на пользу? — Я много раз об этом говорила, что от момента знакомства до того, как человек все знает о вас, проходит всего несколько дней. И все благодаря соцсетям. Да, скоро Тиндер заполонит мир, но это является частью прогресса. Уверена, что цифровые технологии будут и дальше служить главному инстинкту нашего вида – размножению. — Вы много раз рассказывали про секреты красоты. Первая в списке – дисциплина. И все же, главный секрет, без которого все остальное не имеет значения? — В основе этого секрета лежит осознанное стремление добиться качественного проживания жизни. «Я хочу прожить жизнь насыщенно, достойно и оставить после себя след, который не исчезнет с первым приливом» — вот стартовая позиция, на которую вы можете нанизать все остальные элементы. — Какое ваше главное хобби, от чего вы еще, кроме спорта, получаете колоссальное удовольствие? — Я люблю читать и работать. Кроме того, я люблю создавать и потреблять качественный контент. То, что раньше, в далеком детстве, доставляло мне только удовольствие – чтение и просмотр фильмов – сегодня приносит деньги. Это самые большие хобби класса с восьмого. — Кем вы восхищаетесь? — Мама. Мама у меня – женщина мощнейшая, сильнейшая и оказавшая самое большое влияние на мое воспитание, восприятие. И вообще на все, что связано со мной. Я могу привести миллион исторических личностей. Я обожаю Эсте Лаудер, как ориентир идеальной бизнесвумен. Мария Склодовская-Кюри, как гигантский пример мужества, ума и интеллекта. Я обожаю Урсулу Ле Гуин, потому она как инопланетянка — прилетела, создала миры и оставила их нам в подарок. Но кого бы я ни называла, круче моей мамы быть не может. Глядя на нее, я понимала, что хочу быть сильной женщиной. А теперь я еще восхищаюсь своей дочкой. — Напоследок. Самый романтичный поступок, который совершили ради вас? — Романтичнее того, что сделал мой муж — рискнул и женился на мне — я ничего назвать не могу. Есть много примеров неожиданностей, сюрпризов, подарков и так далее. Я могу сказать, что мужчины влюблялись в меня легко, но жениться на мне — это самый большой и ответственный поступок, потому что заранее понятно — легко со мной не будет. Читайте также: Ольга Красько: Мы с Мэрилин Монро безумно похожи

Тина Канделаки: Мужчина — государство, которое вы рейдерским способом должны захватить
©  из личного архива Тины Канделаки