Войти в почту

Священник рассказал, в каком случае в христианстве могут позволить многоженство

Тема любви и брака становится особенно актуальной в преддверии Дня Святого Валентина. Несмотря на то, что этот праздник не является православным, «Вечерняя Москва» поговорила с протоиереем Русской православной церкви, главным редактором православного молодёжного журнала «Наследник» Максимом Первозванским о любви, ее современных выражениях, о том может ли одни человек состоять в отношениях с несколькими партнерами. — Что такое любовь и можно ли ее разделять между несколькими людьми? — Смотря, что мы вкладываем в понятие «любовь». Дело в том, что мы и картошку любим, и родину, и жену, и детей, и кошку. К сожалению, при всем богатстве нашего языка, в отношении любви он беден и одним и тем же словом мы называем разные чувства. Конечно, сильные чувства могут возникнуть и в необычном формате — почему нет? Речь ведь не о том, насколько этим людям приятно находиться вместе, насколько они хотят друг друга. Просто именно с христианской точки зрения, подобный формат не позволяет вырасти в любовь с большой буквы. — А может ли быть любовь в многоженстве? — Конечно, все мы свободные люди в свободной стране и каждый имеет право строить свою жизнь так, как считает нужным, однако, христианство осуждает и многоженство, не допускает его, как форму жизни. Впрочем, такие отношения менее осуждаемы, чем блудные. Интересно, что в современном обществе ситуация ровно обратная: если блуд не является строго порицаемым, то к многоженству относятся именно так. Хотя, в исламе, например, это вполне допустимо. Но там речь именно о вступлении в брак с приданием соответствующего статуса, с принятием мужчиной на себя полной ответственности за женщину, детей и их воспитания. В христианстве тоже был один эпизод, когда католическая церковь допустила многоженство: в XIX веке в Парагвае более 90 процентов мужчин оказались убиты, остались только старики и инвалиды и церковь пошла на такой шаг для восстановления народа. Потери были ужасные и многоженство стало временной мерой. — Как определяет любовь православие? Где грань между страстью, влюбленностью и любовью с большой буквы? — Строгого определения в церковных канонах, догмах нет, но есть цитаты из священного писания. Во-первых, «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» и «Любовь есть совокупность совершенства». Поэтому, когда православный человек говорит о любви, речь именно об этой совокупности. О любви-дружбе, любви-милосердии, привязанности, эросе, заботе. Но самое главное — жертва. Жертвенное чувство, главной целью которого является счастье любимого. Все это вместе и есть совершенный образ высокого чувства, которое и должны испытывать люди. А именно формы любви обусловлены исторически, экспериментально проверено, что нетрадиционные отношения оказываются гибельными для развития чувства. — Какие, например? — Сейчас даже многие верующие, которые ходят в церковь, считают возможными интимные отношения до брака, они надеются, что это позволит им лучше узнать человека, присмотреться к нему. В православии же это, напротив, считается преступлением против любви — она не возрастает, а только уменьшается. Когда женщина соглашается на подобный формат, это лишь минимизирует шансы на то, что чувство вырастет в истинную любовь и закончится браком. Так же и с отношениями на троих, пятерых. Мы все это прошли еще в 70-е, видели «шведские семьи», но ничем хорошим это не заканчивалось. Какое-то время это позволяет сделать отношения яркими, эмоционально окрашенными, но финал все равно не самый позитивный. Кроме того, подобное прямо запрещено Богом и церковью. Читайте также: Священник заявил, что пластические операции делают ради «блуда»

Священник рассказал, в каком случае в христианстве могут позволить многоженство
© Вечерняя Москва