Женщина тоже человек
Непринуждённый разговор на серьёзную тему, приуроченный к 8 Марта Дмитрий Стрелков журналист 6 марта 2020 Сексуальная ориентация, пол, гендер. Эти понятия всё чаще становятся для современного человека не тождественными. В меняющемся обществе, где индивидуальное удостаивается всё большего внимания и уважения, нюансы личного характера начинают играть важную роль. В том числе и социальную. Старожилы помнят, что 8 Марта — праздник не столько про тюльпаны и веточки мимозы, сколько про равенство и права. Мужчина-корреспондент «Сусанина» Дмитрий Стрелков решил пообщаться с женщинами Ижевска для того, чтобы узнать их взгляды на интересующий вопрос. Словарный запас История борьбы женщин за свои права в Ижевске не знает относительно ярких моментов. По словам историка-краеведа Игоря Кобзева, на память приходят лишь имена известных женщин: доктора химии Богдановской, максималистки Посаженниковой, женсоветов 1930-х годов. Фото: porebrik.media Один из родников на набережной Ижевского пруда называется Полковницким ключом, а не Полковничьим. Значит, название произошло от жены или вдовы полковника, которая была главной в доме. Есть в архивах фото демонстрации женщин в Ижевске. Часть исследователей считает, что на ней события 1917 года на Угольной улице у башни Ижевского оружейного завода. Есть в столице Удмуртии и улица 8 Марта. В 1920-е годы появились в городе фабрики-кухни и прочие атрибуты коммунального, коммунистического быта. В их создание были включены и женсоветы из неработающих жён инженеров, имевших домработниц. На плакатах демонстрантов тех лет можно было увидеть лозунги «8 марта — день восстания работниц против кухонного рабства», «Долой гнёт и обывательщину домашнего быта!» Ведь быт женщины прошлых лет отчасти действительно ассоциировался с кухонным рабством, когда не было водопровода, холодной и горячей воды, канализации, мусоропроводов и прочих полуфабрикатов. Приходилось готовить на дровяной печи. А для этого надо было наколоть дрова и воды натаскать. И готовить не на двоих-троих, а на всю большую семью. Главной собеседницей в познании темы феминизма для автора статьи стала добрая подруга и журналистка Наталья Ломаева. Она не только придерживается обсуждаемых взглядов, но и сильна в теории. Обогатив в процессе общения тезаурус и автора этих строк. Самое общее определение феминизма — борьба женщин за права и возможности женщин. В современной российской фем-повестке — экономическое, трудовое и социальное неравенство, репродуктивные права (в том числе право на доступную контрацепцию и доступный, легальный и безопасный аборт), борьба с гендерным (психологическим, физическим, сексуальным) насилием. Наталья Ломаева журналистка По её словам, важно отметить тот факт, что феминистская повестка включает борьбу за права гомосексуальных и бисексуальных женщин, в том числе — за физическую и социальную безопасность, юридическое и правовое равенство. Для обывателя всегда важны, к сожалению, клише. Которые до сих пор неискоренимы, начиная от оценочных суждений соседских старушек, которые на лавочке стигматизируют проходящую нестандартно выглядящую молодёжь. Какие же «атрибуты» присущи сторонницам феминизма? Использование феминитивов в речи, пожалуй, самый заметный, хотя и не обязательный «атрибут» феминисток. Нас объединяют общие ценности и цели, понимание, что проблемы, с которыми сталкиваются многие из нас — не индивидуальные, а системные и стремление изменить к лучшему положение женщин в обществе. Формальные атрибуты при этом не требуются. Наталья Ломаева журналистка Наверное, стереотипы о феминистках есть, но собеседница их не отслеживает. По её мнению, феминистки могут выглядеть как угодно. Более того, феминизм борется за право женщин выглядеть так, как им хочется. Минутка истории. Активную борьбу женщины в новое время начали с завоевания для себя избирательного права, а также права собственности и доступа к образованию. Может быть современному читателю покажется странным, но ещё лет 150-200 назад женщина не могла свободно поступить в вуз, распоряжаться наследством и даже оставить себе ребёнка после развода. Одними из первых таких активисток были суфражистки — участницы движения за предоставление женщинам избирательных прав. Практически во всех странах мира это право у женщин уже есть, поэтому суфражисток сейчас не осталось. Следующий этап развития современного общества, эмансипация женщин — приобретение права на образование, оплачиваемый труд, распоряжение деньгами и собственностью. Такие права у женщин есть далеко не везде в XXI веке. Потому слово «эмансипе» где-то ещё используется. Что же значит для самой женщины — быть феминисткой? По словам Натальи Ломаевой, в целом феминизм заинтересован в расширении, а не ограничении прав женщин. Поэтому не накладывает обязанности зарабатывать миллионы или не работать вообще. Феминизм стремится к тому, чтобы у женщины была возможность — в зависимости от того, чего она хочет — и сделать карьеру, и получать такую же зарплату за ту же работу, что и коллеги-мужчины, или быть домохозяйкой; и выйти замуж по своему выбору (или не выходить, или жениться на женщине, или жить одной), и, если хочет, рожать детей, получать путевки в детский сад и другие меры поддержки, а если не хочет — то не рожать детей и не получить клеймо «несостоявшейся женщины». Наталья Ломаева журналистка Собеседница считает, что для женщины быть феминисткой — это освободиться от навязанных стандартов и завышенных несправедливых требований. «Хозяйке на заметку»: мужчина-феминист — это примерно, как мужчина-лесбиян. Так как феминизм — женское движение, мужчина может быть союзником, так называемым про-феминистом, но именно феминистом быть не может по определению. Личное восприятие Ещё одна собеседница, пиар-специалист Юлия Мокрушина, уверена, что у феминизма, как и у любого другого общественного течения, есть здравые сторонники и радикальные. К сожалению, именно эти радикальные направления всегда заметнее, потому что «громче кричат». Фото: porebrik.media «Потому феминистками у нас почему-то принято называть агрессивных противниц всего мужского. На самом деле, конечно, не так, — признаётся Юлия. — Феминизм, по крайней мере для меня, — это про уважение. Когда ты не считаешь другого человека хуже себя, потому что он от тебя отличается половыми признаками или физическими возможностями». Видишь в нём личность, а не объект приложения своих эгоистичных желаний. Это и женщин касается, кстати. Многие из них в мужчинах видят только источник ресурсов и собственной выгоды. При этом я знаю много прекрасных мужчин, которых вполне можно назвать про-феминистами. И их становится больше, это радует. Юлия Мокрушина пиар-специалист При этом, говорит собеседница, требуя прав, женщинам не нужно забывать и об обязанностях. Это другая сторона медали. По её мнению, нельзя вести себя как капризное беспомощное существо и при этом требовать равноправия. Если девушке нравится модель «муж работает, а я красивая», так тоже, конечно, можно, но это изначально неравные отношения. Феминистка вполне может быть замужем и иметь детей. Главное, чтобы отношения строились на равноправии, обязанности не делились на мужские и женские, а воспитание детей не перекладывалось только на маму. Если я могу сделать сама — делаю, не могу — прошу помочь, не намёками, а прямо говоря о своих потребностях словами через рот. Юлия Мокрушина пиар-специалист По её словам, всё это помогает не копить обиды на партнёра и не ждать, что он сам догадается, что не так. И даже стричься коротко вовсе не обязательно. И хотя в стране ещё очень патриархальное общество, но улучшения есть даже в Ижевске. Куратор выставок Тамара Михайлова в беседе отметила, что для неё быть феминисткой — придерживаться идеологии, которая направлена на достижение равенства прав между мужчинами и женщинами, что включает в себя и других персон с различной гендерной идентичностью. Считаю, что каждый делает ровно столько, сколько он может и хочет. Не обязательно заниматься активизмом, чтобы считаться «хорошей» феминисткой. Поддерживаю активисток и не активисток фем-движения. Мы все разные, и это здорово. Также сам феминизм против того, что осуждать женщин за их выбор. Тамара Михайлова куратор выставок Для неё феминизм не вера, чтобы её исповедовать, и феминистки не какие-то волшебные персонажи, которые выделяются из толпы. Единственный способ узнать, феминистка ли перед тобой — спросить, как человек себя определяет. В чём же может проявляться лояльность окружающих, и легко ли быть феминисткой в современном Ижевске? По словам собеседницы, всё зависит от того, как выстроены дружеские отношения. Меня окружают понимающие друзья и знакомые, и мы разделяем одни и те же взгляды, а все спорные вопросы можем решить в ходе обсуждений. Негатив тоже встречается, но я не трачу свои ресурсы на разубеждение людей, которые хотят спора ради спора. Если человеку нужно, то пусть он идёт в Google. Тамара Михайлова куратор выставок Единственное ограничение в рамках социального поведения, по словам Тамары, — законы страны. Их нужно соблюдать. Каждый может выбрать подходящую для себя форму. Свою позицию можно и нужно проявлять, когда ты становишься свидетелем сексизма, харрасмента, насилия. Подобрать уместную форму: вызвать полицию, поделиться контактами психологов, сообщить информацию о горячей линии для жертв насилия либо просто поддержать словами. Говоря о «голеньком активизме», у всех разная «грань». Здесь я не могу определить точно и говорить за всех. И сама постановка вопроса некорректна, так как намекает на то, что «голенький активизм» это какое-то худшее проявление феминизма. Лучше я буду осуждать насильников, чем женщин, которые выбрали такую форму протеста. Тамара Михайлова куратор выставок Одной из самых ярких министров современного правительства Удмуртии, по мнению автора статьи, является руководитель Минсельхоза Ольга Абрамова. С первых дней пребывания на посту она приятно удивила журналистов и обывателей уместной разноплановостью своего гардероба. Приятно отметить, когда сильная современная женщина может позволить себе уместную юбку на официальных мероприятиях, но не идёт в ней инспектировать коровник. «Нет, я не считаю себя феминисткой, — с улыбкой ответила на вопрос корреспондента Ольга Викторовна. — Вообще, на мой взгляд, феминизм — это не самое очевидное движение. По крайней мере, когда у представителей этого движения появляются явные признаки радикального поведения». По словам женщины-министра, реализовать себя любому человеку не просто, но вот к женщинам — особые требования. И это с самого раннего детства. Ещё из того, почти советского. Когда девочка — «сердце дома», а мальчик — его «хранитель». Конечно, очень много стереотипов про женские способности (которые только для борща) и мужские потребности (это когда мужчина как минимум на голову выше в своём развитии, чем самая разумная женщина). Такие стереотипы, конечно, формируют дополнительные вызовы для женщин. Иногда бывает так, что реализация женщины — скорее вопреки. Но это только закаляет! Ольга Абрамова министр сельского хозяйства Удмуртии По мнению министра, яркие проявления феминизма не характерны для Ижевска. На её взгляд, это не зависит от географии. За исключением религиозных обычаев народов, конечно. К таким «проявлениям», как придерживать дверь, подавать руку, мимоза на 8 Марта и цветы без повода от подчиненных Ольга Абрамова относится положительно. Но только если это все не относительно меня. Когда я прихожу на работу — я перестаю быть женщиной. Кстати, сама очень люблю дарить цветы. Радость в глазах любой женщины — это прекрасно! Ольга Абрамова министр сельского хозяйства Удмуртии Серьёзная проблематика При всей возможной ироничности повествования не стоит забывать, что вопрос феминизма — как раз не про то, дарить или не дарить тюльпаны. В современном обществе всё острее поднимается вопрос сексизма и харрасмента. Поэтому нельзя обойти в статье взгляды собеседниц на то, какие же надежды испытывают они от изменений современной реальности. Фото: porebrik.media По словам Ольги Абрамовой, как мужчины, так и женщины нуждаются в бережном отношении. И у тех, и у других огромное количество прав и обязанностей, которые сравнивать невозможно. И самое лучшее, что могут сделать мужчины — исключить снисходительное, порой слишком легкомысленное, отношение к женщинам. И Женщины, и мужчины (женщины, кстати, с большой буквы. Это я так поддерживаю Женщин) — равные члены социума, при этом каждый из них (и только так) выбирает свою социальную роль. Кто-то становится «добытчиком», кто-то «очагом». И то и другое заслуживает уважения в равной степени. Ольга Абрамова министр сельского хозяйства Удмуртии «Что касается государства, пожалуй, я никогда не испытывала на себе неравное отношение, — призналась министр. — Но то, что дискриминация Женщин недопустима ни в какой форме — это бесспорно». У Натальи Ломаевой на столь сложный вопрос нет простого и однозначного ответа. По её словам, на государственном уровне очень помогло бы принятие закона против домашнего насилия, за который уже не первый год бьются феминистки, и который в 2019 году опять не был принят. Ещё лучше было бы ратифицировать, наконец, Стамбульскую конвенцию. Продолжать просветительскую работу, в том числе в школах. Также собеседница отметила, что важная часть современного феминизма — бодипозитивное движение, которое ставит своей целью освобождение от стандартов «одобряемой» внешности. Социально заданные требования к внешнему виду женщин (форме и размеру тела, состоянию кожи и волос, наличию макияжа, определенной одежде и обуви) слишком высоки и нереалистичны. Феминизм и бодипозитив считают, что красота не должна требовать жертв, а общество не должно требовать от женщин красоты. Видео 18+ Стамбульская конвенция Конвенция Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием основана на четырех принципах: предупреждение, защита и поддержка жертв, судебное преследование правонарушителей и комплексная политика. Вступила в силу 1 августа 2014 года. Открыта для подписания с 11 мая 2011 года в Стамбуле. Подписана 46 странами СЕ и Европейским союзом. Не подписана Россией.