«Я почувствовала его жирные мокрые губы у себя на плече»
«Сексторшн» — в буквальном переводе означает вымогательство на почве секса. Это форма коррупции, где роль взятки выполняют не деньги, а секс. Выделяют три признака сексторшена: злоупотребление властью, обмен одной услуги на другую и психологическое принуждение. Так как в большинстве стран нет законов, ограничивающих такое поведение, в некоторых индустриях сексторшн является чуть ли не закрепленной нормой. Особенно это касается профессий, где так или иначе эксплуатируется женская сексуальность. Daily Storm поговорил с актрисами театра и кино, которые сталкивались с вымогательством секса в работе. «Он сказал, что я хорошая актриса, и стал быстро переходить к делу» Впервые Наталья (имя изменено по просьбе героини) столкнулась с сексуальным вымогательством после окончания театрального вуза. «Я была маленькой девочкой, чьей зарплаты в театре едва хватало на то, чтобы оплатить себе комнату. Я только что окончила институт и искала любые возможности», — рассказывает она. Наталья разместила свое резюме на тематическом ресурсе и буквально через пару дней ее позвали на кастинг. Кастинг проходил в квартире: «Меня встретил пожилой, если не сказать старый, мужчина. Он был автором текстов и передач, популярных в то время. Не могу сказать, что это прямо известный человек, но работа у него была». Он говорил, что у тех, кто не родился в Москве, шансов построить карьеру в столице нет. Двери для девушек вроде нее закрыты и таких, как она, здесь никто не ждет. Беседа проходила на его кухне: «Он меня расспрашивал кто я, что я и откуда. Я рассказывала про себя, про свое образование. Когда речь зашла о том, что я из другой страны, он начал оскорблять мою нацию, тем самым пытаясь меня принизить. Он всячески искал мою беспомощность и, когда у него выходило, он это подчеркивал». По словам Натальи, ее потенциальный работодатель манипулировал ею. Он говорил, что у тех, кто не родился в Москве, шансов построить карьеру в столице нет. Двери для девушек вроде нее закрыты и таких, как она, здесь никто не ждет. «Он усадил меня в ситуацию беспомощности и заставил в это верить», — вспоминает она. «Меня все это злило, и я ждала момента, когда смогу показать свои актерские навыки. Когда он попросил что-то прочитать, я очень обрадовалась. Я прочитала рассказ Чехова, который готовила еще в институте. Я знала, что я в этом хороша. И, как мне кажется, его в этом тоже удалось убедить. Он взбодрился, сказал, что я хорошая актриса, и быстро стал переходить к делу». Мужчина начал сокращать дистанцию. Он попытался поцеловать девушку за ухом. Наталья понимала, что настал тот момент, когда она, сделав это, получит возможность участвовать в проекте. «Мое любопытство, моя злость как-то так себя повели, что я решила раз и навсегда прояснить этот вопрос», — делится героиня. «Он начал опускать мою голову к ширинке. У него встал член и я взяла в рот. Он кончил очень быстро, буквально за секунды. Я сходила в ванную комнату, чтобы умыться. Когда я вернулась, он был очень счастлив». По словам Натальи, с того момента автор передач резко поменял о ней свое мнение. Она больше не была той беспомощной девушкой, которую он гнобил до этого. Теперь она стала умной женщиной, с которой можно говорить на равных. «Я была принята, я прошла кастинг — во всех его словах и жестах это читалось», — рассказывает она. «Через минут 10 на кастинг пришла следующая актриса. Он меня представил, как мудрую девушку, которая знает, как себя вести. Я ушла. На следующий день я получила предложение по почте. Он выслал мне сценарий трех-четырех сцен и написал, что я могу выбрать любую». Героиня удалила письмо и не пошла на пробы. «Нас в институтах, к сожалению, не учат, как себя вести в таких ситуациях» Она получила ответ на свой вопрос. Ей стало понятно, что так действительно можно получить роль: «Не могу сказать, что я плакала, когда это случилось. Я просто хотела получить ответ. Для меня это было настолько по-идиотски, это казалось каким-то мифом. Я не хотела верить, что так бывает. Чтобы самой себе это доказать, мне нужно было проверить». Наталья рассказывает, что ей до сих пор отвратительно вспоминать эту историю. Она долгое время ходила к специалисту, пытаясь выяснить, что с ней не так. Тем не менее, она никогда не думала о том, чтобы обнародовать этот случай или попросить о помощи извне: у правозащитников, адвокатов, коллег. «Я — жертва, но я сама на это пошла», — утверждает она. Сейчас, по словам Натальи, ситуация выровнялась. Она вышла замуж и чувствует себя защищенной. «Нас в институтах, к сожалению, не учат, как себя вести в таких ситуациях. Эта проблема совершенно не освещается. Сейчас я понимаю, что имела дело со взрослым властным мужчиной, который мной манипулировал. Я думала, что либо я получу продвижение, либо лишусь работы. Этот страх существует, и на нем играют», — подытоживает она. «В какой-то момент они изнасиловали меня вдвоем» Дарья (имя изменено по просьбе героини) пережила два случая, связанных с сексторшеном. Первый раз она столкнулась с сексуальным вымогательством на первом курсе театрального института. Девушка приехала за вторым высшим из провинции в Москву. Параллельно с учебой Дарья искала работу на актерских пабликах в социальной сети «ВКонтакте». Так на нее вышел человек, который назвал себя продюсером. «Он сказал, что будет меня продвигать, будет делать меня звездой, но для этого мне тоже нужно постараться. Он не говорил, что конкретно придется делать, но сообщил, что мы будем много общаться и дружить. Все это было довольно загадочно. Я понимала, что с ним что-то не так, но что конкретно — до конца не осознавала», — вспоминает героиня. Тем же вечером «продюсер» позвал ее в гости познакомиться поближе. У девушки было плохое предчувствие, но она решила, что в случае чего убежит, так как парень жил в центре города. В гостях у ее нового знакомого оказался его друг. Весь вечер они втроем мило общались, пили коньяк и обсуждали будущие проекты. «Мне хотелось содрать с себя шкуру. Я чувствовала себя настолько грязной. Я думала о том, кто я вообще после этого, женщина ли я...» Потом ребята предложили покурить марихуану. Время летело незаметно, и около двух ночи Дарья поняла, что метро закрыто, а на такси у нее, как часто бывает с безработными первокурсницами, денег не было. «В какой-то момент они изнасиловали меня вдвоем. Это было принуждение к сексу. Когда внутри тебя коньяк и трава, ты уже не чувствуешь никакой воли. Нужно было немного усилий, чтобы меня к этому подтолкнуть», — делится Дарья. По словам девушки, сил к сопротивлению у нее не было. После того как ею воспользовались, «продюсер» со своим другом пошли на попятную. Хозяин квартиры сказал, что утром к нему приезжает сестра, и гостье нужно уйти. Так в три ночи девушка оказалась на улице: «Мне хотелось содрать с себя шкуру. Я чувствовала себя настолько грязной. Я думала о том, кто я вообще после этого, женщина ли я...» До дома ей помог добраться таксист. Вскоре выяснилось, что ее новый знакомый — никакой не продюсер. У него был пропуск на «Мосфильм», благодаря которому он знакомился с молодыми девушками и обещал им роли и проекты. Корочку «Мосфильма» у него через некоторое время отобрали. Разгорелся скандал, и о его мошенничестве даже писали в соцсетях. Рассказать о произошедшем Дарья не решилась, так как ей было ужасно стыдно. Где-то через год с девушкой произошел второй случай. Она наткнулась на объявление о наборе актеров в юмористический сериал. Разместил его режиссер известной развлекательной передачи. «Если первый хотя бы сначала позвал меня в кафе, то второй сразу пригласил к себе домой. Я, наученная прошлым опытом, напряглась. Я его прогуглила, поняла, что человек он более или менее публичный, и решила пойти», — рассказывает Дарья. «Сделай мне минет, и тогда будет роль, и тогда мы сделаем тебе звездную карьеру. А так, без этого всего, — это же несерьезно. Тут другие желающие придут, и ты окажешься не у дел» Девушка вспоминает их встречу: «Он говорил о том, что собирается снимать продолжение своей передачи и ищет актеров. При этом он сильно пил, поил меня и приставал. Он был такой большой, дородный. Если первый был наркоманом, то этот просто пьяница, любитель жизни. Все это происходило на кухне, а в комнате у него был стеллаж с позолоченными иконами». По словам героини, режиссер прямолинейно озвучил свое предложение: «Сделай мне минет, и тогда будет роль, и тогда мы сделаем тебе звездную карьеру. А так, без этого всего, — это же несерьезно. Тут другие желающие придут, и ты окажешься не у дел». Девушка не стала задерживаться в его квартире: «Когда я почувствовала его жирные мокрые губы у себя на плече, я убежала». После того случая режиссер звонил ей какое-то время под разными предлогами. Однажды он сообщил, что сломал ногу, но, как считает Дарья, он просто давил на жалость, чтобы она еще раз к нему приехала. «Я слышала от мимолетных знакомых, что кто-то работал у него помощником. Кто-то из моих знакомых на эту систему повелся и, вероятно, сделал ему хорошо. Он в итоге так ничего и не снял». Дарья размышляет о том, почему не предала эти истории огласке: «Я прихожу к выводу, что мне просто стыдно это делать. Я же сама пришла, никто же с улицы меня насильно не тащил. Просто мне даже себе признаться в этом стыдно, не то что кому-то. Еще мне страшно, что доказать ничего не получится, а ощущение опозоренности увеличится в разы». «Я — актриса, а не служебная давалка» Актриса Анна (имя изменено по просьбе героини) снималась в главной роли в фильме. Все началось с того, что ей в соцсети написал режиссер. Он выслал ей сценарий и предложил встречу. Сценарий девушку не впечатлил, и она вежливо отказалась. Режиссер настаивал. «Когда мы встретились, я поняла, что это «Ленфильм», что все серьезно, что это не какие-то дилетанты, что это большой продакшн. В итоге я согласилась. Тем не менее, это была ситуация, где я не очень-то горела желанием, а режиссер меня буквально уламывал. Я подумала, почему бы и нет, сейчас снимусь, денег заработаю», — вспоминает Анна. Съемки, по словам героини, проходили довольно странно. Сценарий изначально был написан для спектакля, поэтому его надо было адаптировать под кино. Это режиссерская работа, но на момент съемок она не была проведена. «Когда я выходила на площадку, у меня не было реплик. Я зачастую не знала, что за сцену мы будем снимать, есть ли там я и к чему это все ведет. Все были в неведении». «Во время съемок режиссер не особенно умело объяснял актерские задачи. Но во время постельной сцены он, конечно, воспрял» По словам Анны, еще на этапе переговоров режиссер говорил о постельной сцене. «Я понимала, что можно обойтись без нее, так как я не видела в этом художественного смысла. Мы вроде бы пришли к пониманию, что я этого не хочу. Но потом во время съемок эта тема опять вернулась. Вместе с исполнителем главной мужской роли мы пришли к выводу, что все-таки это нужно сделать. Я оправдала наличие сцены тем, что без нее ничего не склеится», — рассказывает девушка. «Мы начали съемки постельной сцены. Было довольно забавно, потому что во время съемок режиссер не особенно умело объяснял актерские задачи. Но во время постельной сцены он, конечно, воспрял. Я сажусь на него голая, он там что-то показывает... Я поржала, думаю, ну ладно. Я спокойно на самом деле отношусь к таким телесно-физическим вещам, так как без них в профессии актера сложно. Просто все это откликнулось потом». После того как кино отсняли, Анна случайно узнала, что съемочная группа отпраздновала это событие без нее. Позже ей позвонил режиссер и предложил встретиться. Встреча была назначена на 10 вечера, но девушка не смутилась: «Я тогда подумала, что, наверное, в прошлый раз они отметили техническим составом, а сейчас мы с творческими чуваками соберемся, и у нас будет отдельное празднование». Когда они встретились, девушку ждало разочарование: «Я приезжаю в то место, куда он сказал, и понимаю, что нет там никаких актеров. Только он, его бухой кореш и я. Я напряглась, но я всегда верю в лучшее. Если вижу, что начинается какой-то треш, я всегда все оправдываю тем, что я, наверное, что-то напридумывала себе». Когда друг режиссера ушел, они захватили вина и поехали к нему домой смотреть отснятый материал. Комната была небольшая, в ней узкое окно, в которое Анна и ее коллега периодически курили. Режиссер воспользовался моментом и сократил дистанцию: «Аня, поцелуй меня, я тебя хочу!» Девушку в этой ситуации возмутило не столько поведение режиссера, сколько то, что у него была беременная невеста и все об этом знали. Весь съемочный процесс она находилась на площадке и помогала коллективу с организационными вопросами. «На этом фоне я вообще не понимала, что он делает. Он стал напирать и произносить грязные слова. Я опешила, а его как прорвало: «Аня, ты помнишь, как мы снимали постельную сцену?!» Не буду врать, я не помню дословно все то, что он говорил, но это было супергрязно», — делится она. Героиня поняла, что пора уходить. «Мне вообще тяжеловато говорить людям «нет» и посылать их на ***, когда нужно. Но здесь все отягощалось тем, что этот человек в профессиональном мире стоит на ступень выше, чем я. Это режиссер, который приехал из Москвы, а кто я? Мне не хотелось обрубать все мосты и портить отношения. Я попыталась перевести все это в формат шутки, сохранить нейтралитет и вежливо уйти домой. Это было тяжело». Анна воспроизводит их разговор: — Мне пора домой. — Да нет, зачем? Завтра поедем кататься на лодке. — Какая лодка? Зачем ты все это делаешь? У тебя же есть Наташа, она беременна, что за дела?! — Ну, Наташа — это одно. У нас любовь. Я же художник. Мне же нужна муза для вдохновения. Девушку его слова сильно обидели: «Почему просто на том основании, что я актриса, что я разделась во время съемочного процесса, можно считать, что я служебная давалка? Если я такие вещи делаю на работе — это не значит, что я готова повторять что-то подобное во внерабочее время. На следующий день он написал в WhatsApp сообщение с извинениями. Он сказал, что вроде бы результат совместной работы получился таким, как он ожидал. Мы посмеялись и, как мне тогда показалось, обо всем забыли». Спустя какое-то время Анне начали писать и звонить участники съемочной группы. «Киса, привет... Прекрати так дышать... Я начинаю возбуждаться… Я не могу это слушать...» — так, по словам девушки, начинался чуть ли не каждый разговор. Или: «Я сейчас монтирую твою постельную сцену... Здесь композитор... Он так влюбился... Пожалуйста, поговори с ним». Анна признает, что за участие в постельной сцене она расплачивается до сих пор. «Твои права явно нарушаются, но ты не можешь никому об этом рассказать, потому что от этого станет хуже только тебе» По словам Анны, участники съемочной группы во время монтажа фильма поругались между собой на почве секса и денег. Из-за этого коллектив раскололся на два лагеря. Одна группа делает из этого полный метр, а другая короткий. К ним в команду приходят новые работники. От некоторых из них девушке до сих пор поступают двусмысленные звонки. «Режиссер начал распускать слухи о том, что я плохая актриса. Якобы я не могу нормально сыграть в кадре, поэтому фильм не склеивается, и не могу его нормально озвучить, поэтому ничего нельзя поправить. Меня такая злость взяла из-за этого всего. Ты сам не сделал свою базовую работу, и все это *** (говоришь), потому что я тебе не дала», — негодует героиня. Анна слышала от коллег, что режиссер хотел полностью вырезать ее из монтажа, но без этого материал не склеивался. Девушка размышляет: «Честно говоря, я не думала, что этот эпизод может повлечь за собой столько проблем. Ну пристал чувак и пристал. Но из-за того, что он иерархически находится выше меня и начинает что-то за моей спиной говорить, — он влияет на мою профессиональную репутацию. Мне это неподконтрольно». Анна признается, что у нее не получилось отстоять свои границы не потому, что с ней что-то не так, а потому что любая актриса в подобной ситуации оказывается в ловушке. «Твои права явно нарушаются, но ты не можешь никому об этом рассказать, потому что от этого станет хуже только тебе. Ты понимаешь, что влияние этих людей больше, чем твое. Даже если ты публично об этом расскажешь, то поверят не тебе, а другому человеку. Либо даже если его вину признают, этот человек задавит тебя в дальнейшем. Ты просто останешься без работы», — подытоживает девушка. «Пока женщины с помощью сексуальных услуг будут получать преференции, они будут под ударом» Несмотря на то что сексторшн, то есть вымогательство на почве секса, стал объектом исследований российских ученых три-четыре года назад, это покрытая мхом практика, которая существует с незапамятных времен, считает Илья Шуманов, заместитель генерального директора центра антикоррупционных исследований «Трансперенси Интернешнл». Статистических данных о сексторшене до сих пор нет ни в одной стране мира. По его словам, эта практика замалчивается в России и других странах в силу сексуального контекста. «Здесь существуют некие отношения между мужчиной и женщиной, которые не принято афишировать. Это всегда сводилось к обсуждению с точки зрения этики. Сравнительно недавно, в 50-60-х годах прошлого столетия, сексторшн начал обсуждаться в контексте харассмента, то есть как сексуальных домогательств или навязчивых ухаживаний», — рассказывает эксперт. Отдельной от харассмента поведенческой практикой сексторшн стал в 2008 году благодаря Международной ассоциации женщин-судей (IAWJ). В первую очередь, он отличается от сексуальных домогательств коррупционной составляющей. Наделенное властью лицо принуждает того, кто находится в подчиненном положении, к действиям сексуального характера в обмен на какую-либо услугу. По словам эксперта Ильи Шуманова, в подавляющем большинстве случаев это касается принудительных действий со стороны мужчин. «Коррупция — это не только государственный сектор, но это и бизнес, и общественные организации и так далее. История с депутатом Слуцким тоже имеет под собой основу не просто харассмента, а сексуального вымогательства, поскольку журналистки находились в ситуации, в которой они вынуждены были к нему обращаться, как к спикеру. Они находились в зависимом положении от него», — считает Илья Шуманов. По его словам, в актерской среде можно встретить аналогичные аспекты. «Когда мы говорим, что актеры и актрисы получают роль через постель, мы понимаем, что эта практика действительно существует и она может иметь контуры вымогательства. Человека в случае отказа лишат желаемой работы и, очевидно, в этой сфере также нужно об этом говорить», — утверждает он. Клинический психолог, гештальт-терапевт, автор книг «Про психов» и «Частная практика» Елена Леонтьева объясняет распространенность сексторшена в актерской среде следующим образом: «Это вопрос, отсылающий нас к историческому дискурсу, к представлению о женской актерской профессии. Потому что изначально актриса — это не просто служитель искусства, но и женщина для развлечений». По ее словам, в XIX веке профессии актрисы и дамы полусвета находились довольно близко. С тех пор отношение общества не сильно не изменилось: «Актерская профессия во многом связана с возможностью очаровать, соблазнить, очень часто актрисы — это красивые женщины. Поэтому есть имплицитная (скрытая) вещь в этой профессии, которая пытается из нее уйти». Елена Леонтьева считает, что грань между профессиональным соблазнением и харассментом очень тонкая. «Иногда эта грань стирается самой женщиной. Актрисы участвуют в сексуальной коррупции, потому что во многом считают, что им это поможет в карьере. До тех пор, пока женщины с помощью сексуальных услуг будут получать какие-то преференции, они будут под ударом», — утверждает эксперт. Актриса — не просто сексуальный объект, но и муза, вдохновляющая творца Со стороны мужчин, по ее мнению, немаловажен поколенческий фактор. Как правило, сексторшн приемлем для возрастной категории 50+. У поколения постарше есть своя мифология, в которой актриса — не просто сексуальный объект, но и муза, вдохновляющая творца. Ко всему прочему в среде пожилых режиссеров и продюсеров больше мачизма, «они так конкурируют друг с другом — кто, с кем и как». Если для старшего поколения репутационные риски возникают, когда сексуальной связи не было, у тех, кто помоложе, все происходит ровным счетом наоборот. Для них сексторшн перестал быть нормой. «Это отношение уходит, потому что положение женщины сильно поменялось. Она становится менее зависимой, прежде всего в своей голове», — считает Елена. «В любой неравной позиции между работником и работодателем существует опасность злоупотребления властью и насилия. В этом смысле дело Вайнштейна перевернуло всю индустрию. Передел, который происходит сейчас в Голливуде, влияет и на нас. Перемены придут, когда какое-то количество известных актрис, которым не жалко пожертвовать частью репутации, раскроют свои истории», — подытоживает специалист.