Сергей Чонишвили: "Если человек лишен любви, ему невозможно оставаться человеком"
Сергей Ножериевич, герой, которого вы играете, говорит, что мужчинам нужен не секс и борщ, а чтобы им "не выносили мозги". На ваш взгляд, есть ли формула гармоничных отношений? Если да, то какой в ней мужчина и какая женщина? Да, она существует, и основной компонент этой формулы – уважение друг к другу. Конечно, есть гендерные различия, но гармоничная пара – это такой организм, в котором два человека сосуществуют, умея слышать и уважать того, кто рядом. Кадр из фильма. Как вы можете определить понятие "любовь"? Любовь – это чувство, без которого не может существовать биологический вид под названием "человек". Если человек лишен любви, то такая ситуация становится трагедией не только для него, но и для окружающей его атмосферы: людей, животных, природы, предметов. Мир не может на это не реагировать. Считаете ли вы, что психотерапия может помочь сохранить отношения или выстоять в сложной ситуации? Считаю, что психотерапия достаточно серьезная система, которая направлена на помощь человеку. На мой взгляд, она сейчас проходит уровень становления. Кстати, не обязательно помощь может оказать дипломированный психотерапевт. Нередко она приходит от того, кто просто умеет слушать, любит окружающий мир и обладает чувством эмпатии. Лично мне близки слова, сказанные Густавом Майринком в романе "Белый Доминиканец". Суть их состоит в том, что единственная беседа, которая может чему-то научить, это – беседа с самим собой. Но нужно уметь вести эту беседу так, чтобы она никогда не становилась скучной. Кадр из фильма. Герой фильма Алексей откровенно делится с психотерапевтом сложностями в отношениях с женой, своими страхами и восприятием женщин. Судя по вашим интервью, вы – полный антипод своего героя. Четко знаете, на какую территорию вашей биографии допуск закрыт. Образ Алексея создается прямо на съемочной площадке. По мере работы я нахожу какие-то новые нюансы в его характере, манере поведения, поэтому говорить о том, что он – мой полный антипод, рано. Что касается моего отношения к личному пространству, то мне абсолютно не близок эксгибиционизм современного общества, в котором трендом стало выставление напоказ всего, происходящего в частной жизни. Я вижу в этом не только легкое угасание, но и болезненность. Думаю, коллективный разум в определенный момент повернется к другим ценностям и оставит в прошлом привычку непрерывного обнажения. Специфика развития человечества в том, что чем выше технический прогресс, тем стремительнее девальвируются основополагающие принципы межличностных отношений. Рано или поздно, мы и это сумеем преодолеть. Когда вы сформировали основные принципы своей жизни? Многие принципы сформулировал в достаточно юном возрасте. Но я всегда стремился к зрелости. Например, в 16 я думал, что 40 лет – это прекрасный возраст и стремился к нему. Сыграло свою роль и то, что большинство людей в моем окружении были старше. Мне было интересно впитывать знания, которые они давали. Сейчас мне, с одной стороны, комфортнее, чем было в молодости. С другой стороны, 2020 год выбил меня из определенного ритма жизни. Это ни хорошо и ни плохо, а некая данность. Молодость дарит особое ощущение того, что у тебя есть большой лимит времени. С годами оно уходит. Хотя я собираюсь жить долго, до 121 года. Раньше ставил себе планку - 85 лет, теперь повысил ее. На съемочной площадке. К какому итогу вы хотели бы прийти к 120 годам? К своим 120 годам я бы хотел прийти с ощущением не бездарно прожитой жизни. Но чтобы итог был таким, нужно в течение жизни стремиться не делать людям зла и получать удовлетворение от того, что ты делаешь. А сейчас вы удовлетворены тем, что делаете? Я вообще человек, часто собой недовольный. Стараюсь не давать своей работе сиюминутную оценку и иногда прихожу к определенным выводам по прошествии многих лет. Например, возвращаясь к раннему периоду моей деятельности, могу сказать, что доволен сделанным до 30 лет. Сейчас у меня очень плотный график жизни: озвучивание, театр, кино и литературный труд. Получается, что я сижу одновременно на нескольких стульях, времени на сон иногда почти не остается. По этой причине не люблю фразу: "Приятных выходных", потому что их обычно у меня нет. Но мне нравится этот ритм. В философском романе Фридриха Ницше "Так говорил Заратустра" есть образ канатоходца, который не может остановиться, идя по канату. Иначе он упадет вниз. У вас есть страх остановиться? Я не люблю останавливаться. Организм остается живым только пока он двигается и развивается. Человеку свойственно стремиться к покою, но покой – это смерть. У вас есть места силы? Если да, то где они? Есть, но я оставлю это в тайне. Скажу только, что одно из них находится в России, и несколько – за границей. Кто для вас авторитет? Человек, которого я уважаю. С возрастом, конечно, меняются лидеры, но какие-то остаются бесспорными. Среди бесспорных – французский писатель и дважды лауреат Гонкуровской премии Ромен Гари. Человек, которого я бесконечно люблю и с которым, к сожалению, не увижусь. Он умер сорок лет назад, в 1980 году. В одном из интервью вы сказали, что начали бы свою биографию словами: "Я дурак". Что вы вкладываете в эту фразу? У Карла Сэндберга есть стихотворение "Дурацкий сон": "я — первый дурак (снилось мне), я — средоточие глупости всех дураков на свете, самый большой дурак. кто-то бывает дураком утром, или вечером, или в субботу, или, скажем, тринадцатого числа, но я — я дурак каждый день недели и когда я сплю, я и сплю, как дурак (снилось мне)" Чем оно мне близко? Тем, что я люблю абсурд и самоиронию. Мне жаль людей, которые относятся к себе без доли юмора. Есть то, к чему вы относитесь серьезно? Мы с этого начали разговор. Любовь в своем широком понимании, та, которая объединяет в себе все любови мира, это очень серьезно. Если человек лишен ее, ему невозможно оставаться человеком.