Секс как мотивация для творчества
Внимание! «Взрослый» контент, предназначенный для лиц, достигших 18 лет
С самого начала цивилизации люди включили сексуальность не только в свою повседневную жизнь, но и в искусство. В истории человечества были времена, когда явные отсылки к сексуальности полностью принимались обществом, были и времена, когда они определялись как табу. Но даже на фоне общественного порицания люди, конечно же, не переставали заниматься сексом — и порой сталкиваться с болезненным опытом, который для одних мог стать причиной бесконечной меланхолии, а для других — мотивацией для творчества. Искусствовед, лектор и писатель Зарина Асфари рассказала T&P, как сексуальные травмы художников разных эпох находили отражение в их произведениях.
.marker { background: #FFE3E0; background: linear-gradient(180deg,rgba(255,255,255,0) 45%, #FFE3E0 55%); } .disclamer { display: block; background-color:#f3f9f9; font-family:sans-serif; font-size: smaller; text-align: left; padding: 10px; }
Зарина Асфари
Искусствовед, лектор, писатель, блогер, автор книги «Быть гением»
Артемизия Джентилески: сублимация насилия
Многообещающей художнице, самой способной из детей Орацио Джентилески, Артемизии, было 19, когда ее изнасиловал коллега отца. Агостино Тасси было за 30, он был женат и не впервые покушался на честь невинных девушек. Он вообще был персонажем малоприятным: надругался над невесткой, планировал убить жену, хотел украсть работы Орацио Джентилески, но успел только украсть честь его дочери. Семимесячный судебный процесс закончился небольшим тюремным сроком для Тасси, да и тот позже аннулировали. Отец, дабы смыть с семьи клеймо позора, пытался выдать дочь за насильника, но помешало наличие у последнего живой жены. Позже отец все же выдал дочь замуж, но отношение к интимной стороне жизни у Артемизии так и осталось, мягко говоря, настороженным.
Артемизия Джентилески «Лукреция»
На своих картинах Артемизия со всей страстью сублимировала ненависть к насилию и жажду мщения: тут Юдифь методично отпиливает голову Олоферну его же мечом, там Иаиль вколачивает гвоздик в висок Сисаре… А вот в сцене изнасилования Лукреции ничто не обещает грядущую расплату. Есть только страх, беззащитность, униженность женщины, которая бессильна противостоять натиску вооруженного монаршего сына. Есть у Артемизии и картина, изображающая следующий акт в истории Лукреции: рассказав мужу о случившемся, она заколола себя, не чувствуя сил с этим жить. Лукреция была отомщена: ее суицид спровоцировал бунт, который привел к установлению Республики. Артемизия жаждала отмщения и за свою поруганную честь, но его пришлось ждать не одну сотню лет: сегодня Агостино Тасси известен не как художник, а как мерзавец, который надругался над беззащитной девушкой.
Генри Фюзели: завуалированная сексуальность
Генри Фюзели считал сны сферой, незаслуженно обойденной вниманием художников, и решительно исправлял это упущение. Его «Ночной кошмар» произвел фурор — гравюры с него разошлись неслыханным тиражом, копия висела в кабинете Зигмунда Фрейда, а Карл Густав Юнг упоминал картину в своей книге «Человек и его символы». Для него «Ночной кошмар» служил иллюстрацией к мысли о том, что во сне мозг беззащитен перед лицом бессознательного, а оно всегда готово подкинуть ворох пугающих и тревожных бессвязных образов.
Иоганн Генрих Фюссли «Ночной кошмар»
Но для Генри Фюзели и его современников в картине сексуального было едва ли не больше, чем страшного. Фюзели был рукоположен в священники, но со временем избрал своей вотчиной служение музам. В его рисунках можно встретить откровенно порнографические сцены, а в живописи — завуалированные и все же чувственные образы. Так, на картине «Ночной кошмар» перед нами женщина в ночной рубашке, к тому же спящая, но в 18 веке публика безошибочно считывала сцену соития: красавица изогнулась в сладкой истоме, а на ней восседает инкуб — демон мужского пола, который навещает постели одиноких дев и совокупляется с ними, пока они спят. Единственный верный способ защиты от инкубов — разделить ложе с супругом.
Эдвард Мунк: губительная страсть к женщине
Эдвард Мунк был уверен в нескольких вещах. Во-первых, в том, что мужчина одержим мыслями о женщинах, и от этого ему никуда не деться. Во-вторых, женщина полигамна, она постоянно находится в поиске лучшего партнера, всегда готова к измене и, в отличие от мужчины, может совмещать отношения с несколькими партнерами. В-третьих, женщина питается мужской силой и энергией, она буквально высасывает своего любовника, после чего уходит к другому. Женщина — феникс, всякая разлука ее омолаживает, освежает, а вот мужчина расставание может и не пережить…
Эдвард Мунк «Смерть Марата»
Такое упадническое отношение к связи мужчины и женщины в жизни Мунка не единожды подтверждалось опытом. И находило выход в искусстве. Даже смерть Марата Мунк переосмыслил в собственном ключе! Политик и журналист эпохи Французской революции был заколот прямо в ванне монархисткой, которая пришла к нему под видом просительницы. Мунк изменил ее роль на более понятную ему роль любовницы и перенес место действия из ванны в спальню. В его прочтении истории страсть к женщине стоила Марату жизни. Она же сильна, спокойна и уверена в себе. Она смотрит прямо и не жалеет о содеянном. Более того, она готова повторить. Например, со зрителем.
Эгон Шиле: бессилие перед похотью
Когда Эгону Шиле было 14, его отец умер от сифилиса, однако мальчика с отцом связывали такие близкие отношения, что ни безумие родителя на фоне прогрессирующей болезни, ни даже смерть не смогли их разрушить. Эгон навещал любимые места отца, подолгу бродил там в одиночестве, не мог простить мать за то, что она не так скорбит и недостаточно долго носит траур. И, конечно, страх заразиться сифилисом наслаивался на рано пробудившуюся сексуальность будущего художника и давал мучительные плоды. Довеском шел страх сойти с ума — в те годы верили, что к этому может привести мастурбация, которой яростно предавался Шиле.
Эгон Шиле «Автопортрет»
Болезненные, изломанные, чрезмерно сексуальные женщины и девочки на его картинах не столько вызывают желание, сколько пугают — в этих образах очевидно считывается одержимость художника сексом и самобичевание из-за собственного бессилия перед зовом плоти. На автопортретах Эгон не только ломал свое тело, беспощадно препарировал свою внешность — он порой лишал себя гениталий и рук, тех частей тела, которыми творил осуждаемые обществом непотребства. Из Академии одаренного юношу выгнали за секс с натурщицами: по его словам, только так он мог их «по-настоящему почувствовать». Прожил художник всего 28 лет, но унес его не сифилис, а испанский грипп.
Сальвадор Дали: мазохистское наслаждение
Сальвадора Дали тоже пугали возможные последствия чрезмерной мастурбации, но он боялся не безумия, а кровотечений. Одна из самых знаменитых его картин называется «Великий мастурбатор», и это, без преувеличений, достойное прозвище для самого художника. В 15 лет он писал в дневнике: «Я опять испытал сладострастное желание; я пошел в туалет. И вновь доставил себе огромное удовольствие. Но, выходя оттуда, я чувствовал себя подавленным и испытывал отвращение к самому себе». Так происходило каждый день, в лучшем случае через день: юный Сальвадор онанировал, а затем мучился страхами и угрызениями совести, которые доставляли ему мазохистское наслаждение.
Сальвадор Дали «Мрачная игра»Сальвадор Дали «Рука» («Угрызения Совести»)Сальвадор Дали «Simulacrum of the Night»
◀ ▶
Кто-то сказал юному Дали, что от таких занятий может случиться кровотечение, и этот страх поселился в нем надолго, найдя выход не только в дневнике, но и в живописи: лица нет, или оно надежно спрятано, а ладонь разбухает, разрастается до невообразимых размеров, выдавая постыдный секрет художника всему миру. «Я рос, и росла моя рука» — писал Дали. Непристойные признания на его картинах смущали порой даже коллег-сюрреалистов, что не останавливало его, а наоборот, вдохновляло на все большую и большую степень скандальной откровенности. В конечном счете, девиантная сексуальность и готовность бесконечно говорить о ней в книгах, искусстве и интервью стали важными элементами его личного бренда.