«Претензия к мирозданию в 2020 году». Российские интернет-компании обвинили «Яндекс» в недобросовестной конкуренции
Сначала краткий ликбез. Забавным словом «колдунщики» называют специальные элементы на странице результатов поиска. По сути, это ссылки на ресурсы, которые, по мнению «Яндекса», дают наиболее точный ответ на запрос пользователя. «Колдунщики» показываются перед результатами поиска. А фигурируют в них зачастую сервисы самого «Яндекса». Сторонние компании доступа к этим элементам не имеют.
Суть претензий к самому популярному в России поисковику изложил Егор Руди, основатель и генеральный директор Profi.ru — это одна из восьми компаний, объединившихся в коалицию против «Яндекса».
Егор Руди основатель, генеральный директор Profi.ru «По многим коммерческим запросам «колдунщики» «Яндекса» занимают от одного до двух первых экранов пользовательской выдачи. Особенно в мобильном поиске. У «Яндекса» более 80 своих сервисов, то есть, по сути, они представлены практически в каждой области, в которой можно делать интернет-бизнес. Поэтому можно сказать, что «Яндекс» взял курс на то, чтобы захватывать весь возможный пользовательский трафик и переводить его на свои сервисы. Я даже думаю, честно говоря, что руководство «Яндекса» просто не в курсе таких практик своих сотрудников. Мне сложно представить, чтобы Аркадий Волож мог одобрить вот такие агрессивные и нерыночные практики по захвату трафика и раскрутке своих сервисов».
Если уж называть вещи своими именами, то речь идет о краже трафика, а значит, и доходов конкурентов «Яндекса» — хотя, конечно, таких выражений никто из участников коалиции не использует.
Но не все так просто. Егор Руди говорит, что при поиске по слову «профи» «Яндекс» уводит пользователей на свой сервис «Яндекс.Услуги», вместо того чтобы предлагать переход на Profi.ru. Но у меня получилось совсем иначе: ссылка на сайт Profi.ru находится выше всех остальных в результатах «Яндекс.Поиска» как на компьютере, так и на смартфоне.
Также решили дружить против «Яндекса» интернет-кинотеатр Ivi, сервис поиска жилья Cian, сайт для путешествий Tutu.ru, онлайн-площадка частных объявлений Avito и картографический сервис 2GIS.
В «Яндексе» сообщили, что компания не против сотрудничества с другими участниками рынка, вот только они к этому не готовы. Вот что ответил Business FM пресс-секретарь «Яндекса» Илья Грабовский.
Илья Грабовский пресс-секретарь «Яндекса» «Переговоры о возможных интерактивных форматах в поисковой выдаче мы ведем уже несколько лет. Не все партнеры были готовы работать с такими форматами, возможно, потому, что новые решения требуют от них определенных технических доработок, чтобы их сайты корректно отображались в интерактивных форматах. Мы готовы продолжить дискуссию и также надеемся, что сервисы «Яндекса» смогут рекламироваться на сайтах Avito, 2GIS, Ivi и так далее. В отличие от «Яндекс.Директа», который допускает любых конкурентов «Яндекса» к площадке, некоторые крупнейшие рекламные площадки, включая некоторых авторов обращения, запрещают размещение конкурентов у себя».
Участники коалиции проводят аналогию с делом Google. В прошлом году Еврокомиссия признала американского интернет-гиганта виновным в злоупотреблении доминирующим положением на рынке онлайн-рекламы и оштрафовала на 1,5 млрд евро. Какова вероятность, что ФАС поддержит недовольных «Яндексом», рассуждает председатель совета Фонда развития цифровой экономики Герман Клименко.
Герман Клименко председатель совета Фонда развития цифровой экономики «Мы видим, что сейчас тема экосистем крайне модная. Соответственно, а что такое экосистемы? Перевожу на русский язык: это продвижение своих собственных продуктов. Раньше это считалось не очень хорошим. Но сейчас работает другая модель. Изменилась экономика, и мы сейчас полностью приветствуем экосистемы. Нас это завораживает. Нас завораживает, когда Google лезет в беспилотники, и мы понимаем с вами: а как же другие компании, которые занимаются беспилотниками? Перестраивается весь взгляд экономистов на такие подобные компании, как Google, как «Яндекс», как Apple и как Facebook, например. Поэтому, мне кажется, перспективы запросов ФАС этих компаний не самые высокие. Потому что это не претензии к «Яндексу», это претензия к мирозданию в 2020 году».
Сама антимонопольная служба пока никак не обозначила свою позицию по этому кейсу. Среди компаний, обратившихся в ФАС с жалобой на «Яндекс», есть 2GIS, а владельцем этого картографического сервиса недавно стал «Сбер». Вряд ли это стоит рассматривать как противостояние крупнейшего российского банка и самого популярного в стране поисковика. Но факт интересный в свете непростых отношений «Сбера» и «Яндекса». Партнерства у них не вышло. Разошлись миром, активы разделили, но осадочек, наверное, остался.