Приданое по жребию

Писатель и историк Валерий Ярхо нашел в архиве любопытные истории, свидетельствующие о прежних нравах.

Приданое по жребию
© Мир новостей

БРАЧНАЯ ЛОТЕРЕЯ

В Московской губернии и в ближайших к ней уездах Рязанской существовала в старину традиция брачной благотворительности. У бесприданниц из простонародья был шанс вытянуть свой счастливый билетик в лотерее - бедные невесты благонравного поведения тянули жребий и в случае выигрыша получали от устроителей приданое.

К примеру, газета «Московские ведомости» в ноябре 1852 года сообщала: «Зарайская городская дума объявляет, что, согласно завещанию покойного потомственного почетного гражданина Михаила Ивановича Крашенинникова, в думском присутствии 1 октября 1852 года допущены были к вынутию жребия 20 девиц из беднейших мещанских семейств. Из них вынули жребий четыре девицы, согласно назначению в завещании, они получали право на получение денег при выходе в замужество, имена их суть следующие: Александра Николаевна Новикова, Ольга Филадельфовна Евреинова, Александра Ивановна Салтычева, Анна Андреевна Карпова и Александра Никитична Могишева. Те из девиц, что вынули жребий, которые не выйдут замуж в грядущем году, будут допущены до жеребь­евки в следующем на общих основаниях».

В соседней с Зарайском Коломне обычай лотерей счастливых невест существовал с давних времен, в городе действовало несколько организаций, занимавшихся судьбой бедных девушек. Участвовали в этом деле отцы города, и в Коломенской городской думе, так же как и в рязанском Зарайске, устраивали «вынутия жребия». Наделяли сирот приданым местные миллионеры, действуя частным порядком, но чаще подобные дела устраивали при городских и сельских церквях в виде приходских попечительств.

Центральной фигурой этого попечительства становился священник, который, принимая от прихожан исповедь, хорошо знал, когда и куда лучше направить имевшиеся средства. По его призыву приходские благотворители устраивали сбор средств, деньги помещали в банк на неприкосновенный вклад, который постоянно пополнялся. Раз в год проценты с вклада снимались, и, исходя из набежавшей суммы, формировалось приданое для одной-двух невест.

Иногда благотворитель, устраивая подобный фонд, мог выдвигать свои требования. То есть брался отыскать этого хорошего человека, оговаривая особое условие при проведении лотереи: деньги дадут, если пойдет за того, на кого укажут.

НЕВЕСТИН ЖРЕБИЙ

Как-то в начале ХХ века пришла тянуть невестин жребий девушка Саша Желихова, жительница слободы Митяево города Коломны, работавшая на шелкокрутильной фабрике Абега.

Так как подавляющее большинство работниц фабрики составляли незамужние девицы, идея устройства брачной лотереи родилась у фабричного начальства сама собой. Правда, основную инициативу взяла на себя мадам Англьери - супруга управляющего фабрикой Карла Абега. Дама была активная благотворительница и старалась, как умела, помогать людям. По придуманному ею условию счастливая невеста, вытащив выигрышный билетик, должна была пойти за того жениха, на которого ей укажут. Выбирать Александре, бесприданнице, не приходилось: детей в семье много, а она старшая - родители за нее и полушки дать не могли, а потому, когда ей предложили испытать свое счастье, она долго не раздумывала. Фортуна была к ней милостива: иные подружки ее по пять лет «судьбу в шапке искали», а она сразу вытащила счастливый билет.

В тот год невесте давалась полная постель с перинами, подушками, одеялами и прочим, из одежды - разные необходимые предметы, шубка на зиму и сто рублей живыми деньгами. Родители Саши обрадовались, а сама она, когда первое захватывающее дух чувство выигрыша прошло, закручинилась. И было от чего! О будущем муже девушке только и сообщили, что зовут его Сергей Графов, родом из села под Зарайском Рязанской губернии. Это была тоже традиция - из Коломны за невестами ездили в Зарайск, а оттуда в Коломну наведывались женихи. Города стояли близко, жизнью жили похожей, а расстояние в сорок с лишком верст хоть и не дальний свет, а все же чужая сторона.

Сомнения одолевали девушку. «А ну как приведут какого-нибудь калеку?!» - думала Саня в тот вечер, и картинки одна страшней другой возникали у нее в голове. Наступил момент, когда она хотела даже ночью потихоньку сбежать из отчего дома, но предусмотрительные родственники, вполне предполагавшие ее действия, внимательно за Саней присматривали. Делать было нечего, девушка смирилась и решила положиться на волю божью.

ЯВЛЕНИЕ ЖЕНИХА

Утром пришла к ним в дом сватья с женихом - молодых знакомить. И как ввели в горницу молодца, так у Сани все страхи разом и отошли. Кудрявый, носатый, в красной рубахе - жених был купчихе на зависть! Имелся у него только один изъян, не самый главный в семейной жизни, - был женишок на один глаз крив: потерял его, когда работал на заводе вальцовщиком. Сваха, расхваливая жениха, и этот изъян обернула к его достоинству:

- Счастье-то какое: нипочем мужика в солдаты не возьмут, при любой войне кормилец дома останется!

И то верно! А здоровьем жениха бог не обидел - был он крючником на речной пристани и, бывало, взяв по кулю соли - четыре пуда в каждом, - спокойно всходил по мосткам на барку-коломенку.

В один день все сладили, а на той же неделе повенчали молодых, и стали они жить-поживать, детей наживать. Так, по крайней мере, гласит наше семейное предание о замужестве бабки Саши, одной из моих прапрабабок. В наследство моим родственникам по этой линии достался от предка, одноглазого крючника, гренадерский рост, кудрявые волосы, большие носы да фамилия Графовы.

Алена Бойко.

Фото: ADOBESTOCK