Новое время (Украина): католический священник рассуждает об ЛГБТ, о гендерном равенстве и секспросвещении

Репортер НВ Саша Горчинская поговорила с шестью украинскими духовными отцами, представляющими различные религии, и спросила их об отношении к однополым союзам, гендерном и сексобразовании в школах. Это второе интервью в данной серии.

Папа Римский Франциск публично заявил о поддержке однополых союзов. Он назвал представителей ЛГБТ «детьми божьими» и отметил, что они также «имеют право на семью». Так выразился в документальном фильме Франциск, показанном на Римском кинофестивале 21 октября.

«Никто не должен быть отвергнут или несчастным из-за этого… Я за это боролся», — сказал Папа Римский.

Через несколько дней после этой новости Римско-католическая церковь Украины опубликовала свое официальное заявление, в котором говорится, что слова Папы Франциска выражают «его личное мнение», а вероучения католической церкви остаются неизменными.

«Церковь учит, что уважение к гомосексуальным людям никоим образом не может привести к одобрению гомосексуального поведения или к юридическому признанию однополых союзов. Общее благо требует, чтобы законы признавали, способствовали и защищали брачный союз как основу семьи, первичное звено общества», — процитировали представители католической церкви Украины документ под названием О проекте возможности юридического признания союзов среди гомосексуальных людей, созданном в 2003 году.

Ранее против вопросов, связанных с темой гендера, также высказывалась и Греко-католическая церковь Украины. В 2016 году Синод епископов Киево-Галицкого Верховного архиепископства Украинской Греко-католической церкви опубликовал послание об опасности гендерной идеологии. В этом послании говорится, что теории гендера сегодня «несут существенную угрозу».

В начале октября 2020 года, за несколько недель до того, как была обнародована позиция Папы Франциска в отношении ЛГБТ, репортер НВ Саша Горчинская посетила Львов, где поговорила с римско-католическим священником отцом Григорием Драусом. Он рассказал о том, как относится католическая церковь к таким темам, как ЛГБТ, сексуальное образование в школах, а также гендерное равенство.

Интервью с отцом Григорием Драусом — одно из шести в серии бесед с украинскими духовными отцами о неоднозначных и табуированных религиозной общиной Украины темах.

о. Григорий Драус, тюремный и медицинский капеллан, Римско-католическая церковь, приход св. Иоанна Павла II во Львове

Об ЛГБТ и однополых отношениях

Гомосексуальность — это когда мужчины или женщины испытывают исключительное или преимущественное половое влечение к лицам своего же пола. Причины этого явления до конца не изучены. Объяснения, почему именно так, бывают разными. В некоторых случаях мы можем представить причины: это, например, неправильное воспитание, изнасилование или несправедливость, совершенные в раннем возрасте или что-либо другое. Чем-то особенным является сама склонность, а неким другим — реализуемость в сексуальном акте.

Священное Писание рассматривает гомосексуальные акты как искажение, или даже как развитие греха. Это и в Старом, и в Новом Завете («…страсти позорные… сменили естественное потребление на сверхъестественное… Римлянам 1,26-27, «мужеложцы Царства Божия не наследуют» 1 Коринфянам 6,9-10). Церковь считает эти акты противоречащими природе сексуального акта. Собственно природа указывает, что человек создан так, чтобы мужчина и женщина дополняли друг друга и передавали жизни.

Многие мужчины имеют глубоко укоренившиеся гомосексуальные наклонности. И к ним надо относиться с сочувствием, тактом и уважением. Никогда не унижать, потому что каждый человек создан по образу и подобию Бога. Одними гомосексуальным наклонностями человек не теряет достоинств. Надо видеть отличия между гомосексуальными наклонностями и гомосексуальными актами.

Тело мужчины не приспособлено для полного соединения с телом другого мужчины, как и тело женщины не приспособлено для полного соединения с телом другой женщины. Не представляется возможным рождение потомков в однополых парах. Сама же природа указывает, что это может происходить только между мужчиной и женщиной. Поэтому лица с гомосексуальными наклонностями призываются к целомудрию, так же, как и все другие лица. То есть к переживанию сексуальных актов исключительно с лицом, с которым они решаются создать пару, и к воздержанию от контактов с лицом, с которым они не находятся в длительной связи — в случае с христианами, обвенчаны как супруги.

Супругами при этом мы называем длительную — до смерти — связь мужчины и женщины, как на это указывает сама природа. Это люди, которые перед другими людьми, а также перед Богом — в случае христиан или других религиозных людей — выразили стремление обеспечивать длительную связь, обозначенную характером единства, и передавать жизнь. Мы видим сексуальный акт как вещь очень хорошую и святую, как средство укрепления единства супругов и рождения детей. А гомосексуальность искажает само понятие «супругов».

О гендерном равенстве

Вся философия начинается с уточнения понятий. Гендер — слово неоднозначное. Некоторые люди могут понимать его так, что «существует пол юридический, а есть пол культурный». То есть не важно, кем человек является биологически — он может произвольно, вопреки фактическим положениям биологическим, определять, кем считает себя. И с христианской точки зрения, а также с позиции права естественного, это ложно и опасно. Не только половые органы и их вид указывают на то, кем является человек — мужчиной или женщиной, а также и хромосомный набор. Стало быть, даже хирургические операции не изменят пол человека.

Справедливо было бы говорить про пол, ведь это понятие однозначное, в контексте равенства между мужчиной и женщиной. Женщину Бог сотворил из ребра Адама — это глубокий библейский образ, который показывает, что мужчина и женщина как личности равны. Равенство в достоинстве не означает идентичность.

Женщина — это мать и княгиня дома. И это — многогранная профессия

Что бы я ни делал, как мужчина, но я никогда не смогу одного — родить ребенка. То есть уже видно из того, что призвания мужчин и женщин немного различаются — это заложено природой. Эти призвания чуточку отличаются, но они не противоречат друг другу. Это — дополнение. И они не противоречат понятию достоинства. Библия говорит, что сердце женщины — в руках мужчины, и тогда ему больше ничего не надо.

Женщина — это мать и княгиня дома. И это — многогранная профессия. Еще полгода назад ребенок был другим, и чем сейчас, и нужно думать, что ему ответить, что дать поесть — считаю, что это гораздо ценнее, чем любой бизнес-труд женщины. Это — настоящее призвание. Хотя очевидно, что, кроме этого, женщины также занимаются бизнесом, политикой, общественным служением. Но существует и высокое, более требовательное и сложное призвание, которое дает результативные плоды — это материнство, это роль женщины как «княгини дома».

О введении сексуального просвещения в школах

Дети не являются собственностью государства. За детей ответственны родители. Поскольку не все родители могут обеспечить детям образование, подключаются к этому и другие ведомства. Однако не может быть так, чтобы кто-то другой заставлял детей к такому обучению, на которое родители не соглашались. Потому что это нарушение прав человека, о которых теперь много и громко судачат. Я не могу взять вашего ребенка и обучать его тому, на что вы не соглашались.

Прежде всего необходимо узнать, что именно предлагается преподавать детям на таких уроках.

Важно то, что дают детям родители. Когда дети видят, как их отец относится к матери, а мать — к отцу, так же потом будут относиться и к своим мужьям и женам. Дети должны понимать, что появились на свет с благодатью Бога и через любовь родителей, и таким способом [сексуальные отношения] родители передают жизнь.

На таких уроках [сексуального просвещения] нужно объяснять детям, что их тело является нетронутым и никто не имеет права прикасаться их. Есть темы, которые действительно нужно поднимать, но это должно происходить только с согласия родителей и так, как желают родители. Родители имеют право согласиться или не согласиться с этим.