Увезут в тундру: как ненцы отмечают свадьбу
Ненцы теперь чаще разъезжают по тундре не на оленях, а на снегоходах. Живут в городах и поселках, а не в стойбищах. С будущими женами знакомятся по интернету, а не через сватов. Однако отмечать свадьбы предпочитают так, как это делали их предки. Из этого выпуска вы узнаете, как организовать ненецкую свадьбу в полном соответствии с традициями.
Времена меняются: традиционную ненецкую свадьбу, организованную по всем канонам и правилам, теперь справляют редко. Однако и сегодня, зарегистрировавшись предварительно в ЗАГСе, многие ненцы решают отметить торжество по обычаям предков.
Конечно, не так, как это делали их прапрабабушки и прапрадедушки, а по упрощенному сценарию. И все же ключевые элементы обряда сохраняются — иначе благословения брака от духов не получить, а без него молодая семья не сможет стать счастливой. Когда дочка училась в институте, она познакомилась с Андреем. Несколько лет они дружили, потом решили пожениться. Сказали, что созрели, чтобы завести семью и детей. Мы с мужем познакомились с родителями Андрея и все вместе решили, что хотим, чтобы свадьба была по всем правилам. Без трехэтажных тортов и кока-колы, а так, как положено. У нас много родственников в поселках, договорились с ними, что там и отметим. Я считаю, что наши предки знали, как нужно вступать в семейную жизнь, чтобы прожить до старости в мире и согласии. И мы обязаны сохранить традиции нашего народа. Те, кто им не следует, разводятся. А в нашем роду ни одного развода не было, потому что мы традиции уважаем. Татьяна Ядне, мать невесты из Тюмени. Век назад свадебной церемонии предшествовал бы не один год сватовства и выяснения степени родства будущих супругов. Потом начались бы переговоры с родственниками о размере выкупа за невесту, подготовка приданого. Затем на особом свадебном поезде жених вез бы невесту за сотни и даже тысячи километров из другого стойбища. У ненцев существовал строгий запрет на браки между представителями одного рода. Поэтому степень родства заранее выясняли очень тщательно. Если препятствий такого рода не было, засылали свата. Обычно им был уважаемый человек, который за несколько раундов переговоров должен был получить согласие родственников невесты. И тогда начинался торг о размере выкупа за нее. Часто использовалась очень интересная форма торга: отец невесты брал длинный деревянный посох и делал на нем зарубки, число которых соответствовало размеру выкупа. А сват, если его не устраивали условия, срезал ножом лишние зарубки. Когда стороны приходили к соглашению, посох раскалывали пополам. Одна часть хранилась до свадьбы в семье невесты, другая — у жениха. Сергей Синельников, этнограф. Теперь всё проще: решили пожениться — назначайте день торжества. Шить особые свадебные наряды не обязательно, можно обойтись и без них. Если очень хочется подчеркнуть приверженность традициям предков, невеста может дополнить наряд особой повязкой на голову из бисера, а жених — надеть красную суконную рубаху поверх малицы из оленьих шкур. Всё, можно приглашать гостей. Кстати, гостей на ненецкую свадьбу приглашают немного, а само торжество отмечают всего один день: жизнь в тундре всегда была суровой, устраивать многодневные празднества просто некогда. Заранее устанавливают чум, в котором поселятся на время молодые. Если жених и невеста живут в городе, то они проведут в нем всего одну ночь, а потом вернутся в современную благоустроенную квартиру. Но для тундровиков, занимающихся традиционными промыслами, это временное жилище и сейчас вполне может стать постоянным. Для ненецкой свадьбы чум — элемент обязательный. Можно обойтись без сватов, выкупа, праздничных нарядов, но без чума — никак. Он центр вселенной, символ мироустройства, и все обряды инициации, одним из которых является вступление в брак, связаны именно с ним. Ключевым моментом свадебных забав являются прыжки на аргиш — так ненцы называют своеобразный поезд, составленный из привязанных друг за другом нарт. В роли паровоза выступают олени. Аргиш до отказа загружают вещами, так что они горой возвышаются над нартами, а потом несколько раз прогоняют вокруг места торжества. Задача гостей — запрыгнуть на любой из «вагончиков» и попытаться удержаться на нем. Если порвется веревка, связывающая нарты между собой, — это очень дурной знак. Пока гости веселятся, жениху и невесте запрещено к ним присоединяться. Они должны вести себя сдержанно, не проявлять эмоций — они в тундре не приветствуются. Нам сказали, что мы должны стоять в стороне и смотреть, ни в коем случае не принимать участия в развлечениях. И еще не смеяться — это к добру не приведет. Было очень сложно удержаться, когда мои друзья скатывались с аргиша. А самыми смешными оказались соревнования по перетягиванию палки. Мы с Натальей только руки друг другу крепче сжимали, чтоб не покатиться со смеху. Ничего, выдержали испытание, ведь мы сами захотели, чтобы все было по обычаям. Андрей Салиндер, в недавнем прошлом жених. Когда торжество закончено, жених и невеста могут отправляться в чум. С этого момента считается, что в тундре появилась новая семья, которая продолжит ненецкий род. Они будут ездить не на оленях, а на вездеходах, общаться по интернету и отправлять детей в институты, но будут хранить традиции предков. Смотрите также выпуск — Как проходят свадьбы болгарских мусульманских горцев, Зона абсолютного дискомфорта, Как НЕ надо снимать свадьбу – фотогид из России