Войти в почту

Названы герои советского кино, которые сегодня могли считаться абьюзерами

Исторические и культурный традиции, которые существовали в том времени, которое показывали в советском кинематографе, представляли совершенно уникальную картину взаимоотношений между супругами и возлюбленными. Сегодня эти предпосылки отсутствуют, поэтому подобное обращение партнеров друг с другом в современности могло бы расцениваться никак иначе, чем абьюз.

Названы герои советского кино, которые сегодня могли считаться абьюзерами
© Слово и Дело

В абьюзивных отношениях один из партнеров совершает жестокие действия, которые подавляют волю другого. Во времена, описанные в фильмах, не считывали такое поведение как нарушение личных границ, и жертвы не считались жертвами. Рассказываем о пяти неидеальных моделях отношений, которые транслируются в советских фильмах, в материале «Слово и Дело».

Заранее оговоримся — женщин в советском кинематографе в основном идеализировали, поэтому найти достаточно убедительные примеры токсичного поведения с их стороны практически невозможно. Зато, к слову, тема семейного абьюза (например, со стороны матерей-тиранов) показана довольно разностороннею. Но это уже совсем другая история.

«Д'Артаньян и три мушкетера»

Кто из нас не сочувствовал прекрасной Констанции, которой приходилось мириться с недалеким эгоцентричным мужем, галантерейщиком Бонасье? Вот и первая классическая, исторически сложившаяся модель, которая в реальном мире создала множество несчастливых семей — брак по расчету.

Конечно, по сюжету Констанция предстает милой девушкой, которая своей чистотой и порядочностью покоряет Д'Артаньяна. Но поступки ее весьма неоднозначны — она не хочет быть верна нелюбимому мужу, помогает королеве, у которой аналогичная ситуация, наладить отношения на стороне. Хотя, впрочем, может измена кажется даже меньшей дикостью сегодня, чем заключение брака ради статуса и богатства.

Как же проявляет себя Бонасье, что его можно назвать абьюзером? Достаточно взглянуть на первую сцену с его появлением в фильме, где он громко требует любви к себе со стороны жены на глазах у всего Парижа.

Девушки на выданье руководствовались принципом «Стерпится — слюбится». Раз стала женой — будь добра выполнять супружеский долг, любить мужа или хотя бы делать вид. Констанция же не оспаривала авторитет мужа над ней, однако от встреч с ним пыталась всячески увиливать. Галантерейщик же намеренно позорит свою жену на весь честной народ, выпячивая свое я и крича о том, что именно он, Бонасье, несчастен.

Вынесение на передний план своих, а не общих, потребностей, намерение пристыдить, унизить своего партнера — это признаки абьюзивного поведения. Ну и, конечно, в современном обществе интимные отношения между партнерами должны происходить по обоюдному согласию, не имеет значения, в каких отношениях они состоят.

«Жестокий романс»

Поведение Карандышева по отношению к Ларисе во многом схоже с поведением Бонасье. Хотя тут уже совсем другая история — эти люди пока не женаты, да и Лариса — не бедная сирота, у которой нет выбора. Напротив, поклонников у нее — длинный шлейф.

Критики сравнивали героя «Жестокого романса» с нищим, который попал на распродажу и урвал там дорогую вещь. Оттого то он в эту вещь и вцепился мертвой хваткой, не хотел с нею делиться ни с кем (последняя фраза «Не доставайся же ты никому»).

Возможно, во времена написания романа находились люди с подобными моральными установками, мол, супруга — это не человек, это красивая вещь, которая идет в дополнение к приданному. Однако в современном мире такое отношение расценивалось бы не иначе, чем абьюз.

«Тихий Дон»

В судьбе казачки Аксиньи очень много трагедии, сегодня поведение ее окружения расценивалось бы как попросту бесчеловечное. Начиная с того, что девушку в юном возрасте выдали замуж только потому, что ее невинность забрали силой. Новоиспеченный муж, вместо того, чтобы создать комфортные психологические условия для травмированной девушки, только попрекал ее за тот случай, словно она виновата в этом сама. И часто избивал по той же причине.

Конечно, в ту пору к невинности невесты относились с полной серьезностью, незамужняя девушка не могла вступать в отношения с мужчинами, это было позором. До сих пор существуют мужчины, которые настаивают на том, чтобы эта традиция была соблюдена. Однако Аксинью вовсе не увлекло в пучину разврата — она лишилась чести против воли, что делает ее не преступницей, а жертвой. Если бы вымышленная героиня жила в современном мире, она не только бы не была наказана, но и вовсе подала бы в суд на обидчика за оскорбления. И, конечно, не вышла бы замуж за первого встречного, чтобы избежать «позора».

Эти примеры основаны на книгах писателей, описывающих времена задолго до образования СССР. Но это вовсе не значит, что в советской самобытной классике нельзя найти ярчайших примеров токсичных отношений.

«Москва слезам не верит»

Слом эпох, смена социо-культурных ориентиров породила разногласия в системе ценностей у советских людей. Через классическую, преобладающую патриархальную модель семьи прорывается безвыходная матриархальная. Это связано и с жизнью общества в послевоенные годы — множество семей остались без мужчин, которые погибли в сражениях. Женщины, которые до сих пор возлагали ответственность за семью на мужа и отца, вынуждены были сами принимать решения.

В фильме «Москва слезам не верит» отчетливо прослеживается мотив: женщина может все, но только в безвыходной ситуации. То есть авторы фильма пытались как-то сгладить этот культурный разлом, как бы поставив на первый план мужчину. Но если у женщины нет мужа, она так же сможет и выучиться, и взлететь по карьерной лестнице, параллельно этому одна растя ребенка.

В остальных случаях работа для женщины — не главное, карьерного успеха может желать лишь мужчина. Эта мысль звучит и в «Служебном романе»: сотрудницы сочувствуют начальнице, ведь она так много работает. Значит она одинока, ей не о ком заботиться и нечем больше заняться.

Как бы то ни было, в фильме «Москва слезам не верит» появляется очаровательный мужчина Гога, поддержка и опора, мечта любой советской женщины. Он же пытается навязать патриархальный уклад в семье Катерины Александровны, где долгие годы обходились без мужчины, что в современном мире расценивалось бы как очень токсичный поступок.

Патриархальный уклад означает, что мужчина главный в семье, что женщина не может покушаться на его авторитет и быть выше по статусу. Узнав, что статус у Екатерины Александровны значительно выше, чем у него самого, Гога сердито уходит.

Но возвращается. Все-таки Гога — положительный герой, которому удалось переосмыслить слом эпох и принять новые жизненные реалии. Так что в глазах зрителей (в том числе современных) он быстро реабилитировался.

«Влюблен по собственному желанию»

В абьюзивных отношениях зачастую абьюзер пытается унизить жертву, или жертва нарочно унижается, лишь бы ее возлюбленный чувствовал себя увереннее на ее фоне. А иногда и все вместе — неуверенным в себе людям необходимо самоутверждаться за счет слабых. Поэтому в фильме «Влюблен по собственному желанию» поднимаются сразу две важных проблемы.

Игорь Брагин — спивающийся работяга и бывший спортсмен с завышенной самооценкой. Он знакомится с библиотекаршей Верой Силковой, они заключают пари на отношения друг с другом. Но даже это не главное: герой постоянно пытается затравить свою подругу, называя ее каракатицей, говоря, что «умненьких природа обижает». Всячески намекает на то, что девушка — птица не его высокого полета.

Второй токсичный момент — Брагин постоянно требует от Веры стать симпатичнее. Буквально заставляет, и как только она делает над собой усилие и становится красавицей, влюбляется. Все фем-сообщество вышло из чата. Не говоря уже о девушках, которые хотя бы дома хотят отдохнуть от косметики и ходят в домашней одежде.

Перемены в своем образе, во внешнем и внутреннем мире — это прекрасно, но только не с подачи постороннего. Изменений должен захотеть сам человек.

Классика советского кинематографа должна оставаться классикой. Но никак не образцом адекватных взаимоотношений в современном обществе.

Это интересно: Стало известно, как сложилась жизнь актеров фильма «Д'Артаньян и три мушкетера»