Иван Айвазовский — домашний тиран или любящий муж?
Иван Айвазовский — выдающийся художник и величайший маринист. Его работы представлены во многих музеях мира. Как и все гении, он был человеком с непростым характером. Художник был дважды женат. Первая супруга обвиняла его в домашнем насилии, а вторая считала порядочным семьянином. Кем же он был на самом деле?
Брак с гувернанткой
Источник: i-fakt.ru
Феодосийский гений родился в армянской семье в 1817 году. Его настоящее имя — Ованнес Айвазян. Родители воспитывали сына в восточных традициях. При этом они поддерживали его интерес ко всему, что связано с творчеством. Художественные и музыкальные способности у Ованнеса проявились в раннем детстве. Он без посторонней помощи научился играть на скрипке. Первым учителем рисования для мальчика стал архитектор Яков Кох. По его настоянию Айвазян был зачислен в симферопольскую гимназию, а потом в Императорскую Академию художеств, которая находилась в Санкт-Петербурге. Вскоре одну из работ молодого дарования приобрел Николай I. Окончив академию, Ованнес вместе с дипломом получил дворянский титул и поехал на несколько лет на стажировку в Европу. В Италии художник со своим старшим братом Габриэлем решил изменить фамилию Айвазян на Айвазовский, чтобы она стала более благозвучной и больше напоминала русскую.
Вернувшись в Россию, Иван Айвазовский стал живописцем Главного морского штаба, а через 3 года получил звание профессора Петербургской Академии художеств. На тот момент ему уже было 30 лет. Успешный художник пользовался популярностью у женщин и считался завидным женихом. Он мог бы выбрать себе в жены любую дворянку, но женился на 19-летней дочери английского врача Юлии Гревс, которая работала гувернанткой у наследниц Михаила Глинки. Айвазовский частенько бывал в гостях у композитора, поскольку его дочери были от него без ума и постоянно приглашали. Иван воспользовался этим, чтобы сблизиться с Юлией, которая ему нравилась. Он был милым и обходительным мужчиной, что подкупило молодую и наивную девушку. Она согласилась выйти замуж за 31-летнего Айвазовского. После свадьбы молодожены перебрались в деревню близ Феодосии. С этого момента жизнь Юлии превратилась в ад.
Ранее мы уже рассказывали о секрете, который скрывает картина «Водяные лилии в розовом» Клода Моне.
Неистовое зверство
Айвазовский стал регулярно избивать супругу. Он мог при посторонних людях или даже при своих детях, которых было четверо, со всей силы толкать Юлию, бить по лицу, бросать в нее тяжелые предметы или хватать за горло. В одном из припадков бешенства художник вывихнул Юлии руку, угрожал зарезать и бросался на нее с бритвой. В другой раз он душил жену так, что она едва не умерла. Спасла Юлию сестра домашнего врача их семьи, которая в тот момент находилась в доме Айвазовских. После этого случая Грейс еще долго носила на шее ярко выраженные следы насилия. Постоянный стресс, побои и невыносимые страдания сильно подкосили здоровье Юлии. У нее развилась серьезная болезнь, которую она лечила 3 года, а с ее последствиями боролась всю жизнь.
Женщина терпела боль и унижения 22 года, а потом решилась написать письмо императору Александру II, в котором рассказала свою историю и попросила разрешение на развод. Другого шанса уйти от мужа с четырьмя дочерьми у нее не было, поскольку для Священного Синода, контролирующего браки в те годы, домашнее насилие не являлось причиной для расторжения союза. Император приказал жандармам провести расследование, результаты которого подтвердили факты насилия. Айвазовский сперва пытался оправдываться, обвиняя во всех грехах супругу, но, увидев доказательства, согласился на развод. Власти обязали художника разрешить Юлии с детьми жить отдельно и ежемесячно выплачивать ей по 300 рублей.
Ранее мы уже рассказывали о проклятой картине «Женщина дождя», рядом с которой невозможно уснуть.
Больше, чем любовь
Источник: armeniasputnik.am
65-летний Айвазовский, дав свободу Гревс, женился на 25-летней вдове феодосийского купца армянского происхождения Анне Саркисовой-Бурназян, с которой познакомился на похоронах ее благоверного. Со второй супругой художник старался быть любящим и заботливым мужем. Он считал Анну своей музой и с удовольствием рисовал. Первую супругу Иван Константинович изобразил лишь раз на маленьком клочке бумаги. Портрет Гревс он подписал: «Юлия, жена моя». Вдохновение художника посетило после знакомства с Юлией. Женившись на девушке, он больше ее не рисовал.
С Анной маринист вел себя совершенно не так, как с Юлией. Руки на женщину он никогда не поднимал. Айвазовский постоянно благодарил супругу за то, что она помогла ему вновь стать ближе к армянской нации.
Почему так?
По одной из версий, художник злился на Юлию из-за того, что она не подарила ему наследника. Сам же он оправдывал свое поведение тем, что жутко ревновал супругу.
На самом деле у феодосийского гения была странная черта характера — он всегда угодничал перед богатыми и властными людьми, а всю злость срывал на тех, кто к ним не относился. Поэтому жертвой его тирании стала гувернантка Юля, за которую постоять было некому. Анна же была из богатой армянской семьи и всегда могла пожаловаться на мужа родным, которые жили неподалеку. Но не только это сдерживало художника. Айвазовский уважал армянское происхождение Бурназян и боялся потерять жену, поскольку она вдохновляла его писать картины. Видимо, Анне удалось построить с супругом такие отношения, в которых ему хотелось о ней заботиться.
Ранее мы уже рассказывали о скрытом чуде в картине Айвазовского.