Войти в почту

«Дурочка» в Театре Вахтангова: что такое любовь и к чему приводит ревность?

Одна – эмоциональна и весела, но вот беда – глупа. Другая – как струна, серьезна и умна, красноречива и надменна. Вот уж действительно непростой выбор для жениха. «Как можно глупость предпочесть уму?» Ах, если бы ответ был так очевиден, то Лопе де Вега не написал бы в свое время пьесу «Дурочка», премьера которой состоялась в Театре Вахтангова.

«Дурочка» в Театре Вахтангова: что такое любовь и к чему приводит ревность?
© Мир24

Ох, уж эти вечные вопросы любви и выгоды… С достатком можно выбрать ум, а без него и дурочка сгодиться? Именно так размышляют герои этой постановки. «Будь я жених, – скажу вам откровенно, – я, выбирая меньшее из зол, ученой бы дуреху предпочел, – говорит отец Октавьо (Олег Форостенко). – Две эти крайности – источник бед по той, известной издавна причине, что истина всегда посередине».

В атмосферу зрителя погружают совсем простые декорации: горшки с цветами (позже мы выясним, что цветочки очень любит Дурочка) и низкий коричневый забор. А больше ничего и не надо. Режиссер Анатолий Шульев делает ставку не на убранство, а на игру актеров. И стоит заметить, что это самый верный ход. Каждое движение отточено до мелочей, а пластика артистов говорит об их характере гораздо больше, чем их костюмы.

Так, учитель Дурочки попивает из фляги, его явно мучает нервный тик, а еще он ест мел. Вот уж и вправду нервная профессия – учить таких бестолковых барышень. А слуги и служанки здесь в точности копируют своих хозяев: две умные «льдинки» Ниса (Ксения Кубасова) и Селья (Ольга Боровская) и две непоседы, живые, эмоциональные, естественные – словом, дурочки – Финея (Екатерина Крамзина) и Клара (Евгения Ивашова).

Но действительно ли так глупы главная героиня со своей служанкой, как кажутся?

Лауренсьо: Служанка. Слышал я, она,

Как госпожа, придурковата?

Педро: Скорей, хитра.

И не сразу поймешь, наивна Финея и действительно глупа или все-таки хитра? Но как у каждого жениха есть свои цели и идеалы, так и у каждой невесты есть свои тайны и хитрости. И только настоящая любовь способна творить чудеса. Здесь любит каждый – и хозяин, и слуга. Но что такое вообще любовь? Есть ли она на свете? Дает или отнимает разум у влюбленного?

И недаром Октавьо замечает: «Никто не сетует, что обделен умом, но всяк твердит, что обделен деньгами».

Об этом светлом чувстве совсем иначе рассуждает Лауренсьо (Константин Белошапка). Его монолог возвышает и воспевает это чувство. Собственно, в его словах и кроется главная мысль спектакля: «Любовь разбудит спящий ум!»

Легкая, красивая, лирическая и очень романтичная постановка, позволяющая зрителю поразмышлять на тему взаимоотношений и светлого чувства. Любовь меняет людей: дает ум, силу, рождает красноречие. Но, как говорит Ниса, ей в качестве компенсации всегда сопутствует ревность, которая все разрушает.

Можно смело сказать, что у этого спектакля есть свой стиль. И почему-то, когда Финея выходит с воздушным шариком в виде рыбы, вспоминается фильм «Аризонская мечта» Кустурицы: титры там тоже сопровождаются «плавающей» рыбкой (кстати, похожей на ту, что в спектакле) и Ада вроде как тоже слыла сумасшедшей, а главная героиня там тоже – Любовь. Правда, в постановке в Театре Вахтангова нет трагедии. Наоборот, она светлая и позитивная. Смотрится на одном дыхании. И как удивительно сегодня звучит Лопе де Вега, глотаешь с жадностью буквально каждое слово и смеешься во весь голос.

Здесь много забавных деталей и эпизодов, так что следите внимательнее за мелочами. Впрочем, все влюбленные ведь и вправду кажутся нередко смешными. Не так ли?

И недаром Дурочка говорит: «Разум дан, чтоб приноравливаться к ближним». А еще «как-то чувства кажутся бледнее, когда в словах» – и с этим трудно не согласиться.

Эмоции от спектакля тоже, кстати, в словах заметно бледнее, а все благодаря удачной театральной визуализации, которую невозможно передать на бумаге или на экране.

Кстати, заметьте, Дурочка в белом платье – олицетворение невинности и светлого чувства, а ее сестра – в черном – как олицетворение разрушительницы ревности. А еще на куртках героев можно заметить тонкую золотую вышивку. Символ достатка и богатства? Но самые яркие детали, конечно же, в репликах:

- Ты дурочка?

- Когда хочу!

Happy end, любовь, фото на память с воздушным шариком – рыбкой, символизирующей женский принцип, любовь и плодородие.

Есть ли любовь на свете? Есть! К мужчине и женщине, к жизни и к миру… И список этот у каждого свой, но он может быть бесконечным! И если вечером хочется окунуться в мир любви и фантазии и при этом обойтись без глубокого драматизма и трагедии, то «Дурочка» в Театре Вахтангова как раз то, что надо. И да, не забудьте взять с собой свою вторую половинку…