От Егора Крида до Тимати: как и почему «Холостяк» теряет аудиторию?

От Егора Крида до Тимати: как и почему «Холостяк» теряет аудиторию?

От Егора Крида до Тимати: как и почему «Холостяк» теряет аудиторию?
© Peopletalk

Вот уже полтора месяца мы следим за «Холостяком» с Тимати в роли завидного жениха, на сердце которого в этот раз претендовали рекордные 40 000 девушек. На этом, правда, большие цифры, связанные с проектом, заканчиваются. Несмотря на яркую рекламную кампанию (чего стоит только промо, размещенное на Бурдж-Халифе) и сюрпризы в первых эпизодах (да, мы тоже вначале поверили в историю с «двойным холостяком» в тандеме с Егором Кридом), внимание зрителей новому «Холостяку» завоевать не удалось. Разбираемся почему.

По данным исследовательской компании Mediascope, премьерная серия шоу собрала всего 3,9 % зрителей (от всей аудитории канала по России) и позволила проекту занять предпоследнее место в десятке самых популярных передач на ТНТ. Но долго он там не продержался – уже следующий эпизод собрал 3,8 % зрительской аудитории (и не по России, а по Москве), не дав «Холостяку» снова занять почетное место в топе. Для сравнения: другие проекты ТНТ – нестареющий Comedy Club и премьерный «Девушки с Макаровым» – завоевали 6,4 и 5,1 % соответственно. Интерес к ним оказался выше, чем к неоднозначной персоне Тимати и довольно однообразной веренице участниц, неловко и по большей части неискренне пытающихся завоевать его сердце.

Тимати (Фото: @timatiofficial)

Предыдущий главный герой шоу – Антон Криворотов – честно признался нам:

«Первую серию проекта я так и не досмотрел, а из участниц не запомнил ни одной девушки».

Правда, «Холостяк» с ним тоже большим успехом не пользовался: финал шоу не выдержал конкуренции с другими проектами ТНТ, а о том, чтобы побить общие телевизионные рейтинги, и речи не шло. Лучшим показателем стала доля аудитории в 5,0 % зрителей канала по России.

Антон Криворотов

Вообще, тенденция на спад началась не с Тимати и даже не с Антона Криворотова – последний раз по-настоящему солидные цифры проект показывал еще три года назад, когда в главной роли оказался Егор Крид. Тогда, кажется, совпало все: и повторное участие Дарьи Клюкиной, которая уже успела запомниться зрителям, и репутация завидного жениха, и неожиданные повороты в эфирах (никогда не забудем эту фразу о том, что «на проекте был секс», в самом начале). Как результат – в среднем от 6 до 8,6 % зрителей по России, все же уступающие предыдущему сезону с актером Ильей Глинниковым, премьерный эпизод которого собрал у экранов рекордные 8,6 % зрителей, а финальный – 8,1 %! Совсем чуть-чуть не хватило звезде «Интернов», чтобы обогнать всеми любимого Александра Петрова и его «Полицейского с Рублевки» с рейтингом 9,3 %. Впечатляет? Нас тоже.

Однако не будем драматизировать. Возможно, телевизионный провал последнего «Холостяка» стоит списать на трансляцию шоу в YouTube. Впервые за всю историю передачи эпизоды стали регулярно выходить не только на экране, но и в Интернете, тем самым обеспечив «Холостяку» хоть какое-то внимание со стороны поколения Z (которое, кажется, будет смотреть ТВ, только если во всей стране отключат Wi-Fi и LTE, и то не точно). Правда, даже для русскоязычного сегмента YouTube показатели у шоу далеко не рекордные: премьерный эпизод собрал достойные 8 200 000 просмотров, а потом провалился в среднем до 3 – 4 миллионов за серию. Сравнить не с чем, ведь предыдущих «Холостяков» на YouTube не выкладывали. Только отрывки выпусков: с кликбейтным Егором Кридом они набирали в среднем по 500 000 просмотров, на Илью Глинникова смотрели и того меньше – около 50 000 человек за фрагмент.

Репутация у «Холостяка» уже давно сомнительная: как правило, победительницы каждого нового сезона получают кольцо и сотни тысяч новых подписчиков в Instagram, а вот построить реальные отношения со своими экранными возлюбленными (в числе которых, кстати, были не только звезды шоу-бизнеса, но и предприниматель, врач, спортсмен – в общем, на любой вкус) им не удается. Устарели, кажется, сам формат и отлаженный годами сценарий, практически всегда предугадываемый заранее, – ты точно знаешь, что будут скандалы, точно ждешь сюрпризов, но на «жили долго и счастливо» за пределами съемочной площадки едва ли рассчитываешь. Вот и получается скорее сериал на вечер с продуманным сюжетом, чем живое реалити, в искренность которого хочется верить.

Кстати, о чувствах. В этом году масла в огонь подлил сам Тимати: объявление о его участии в «Холостяке» появилось практически сразу после новостей о расставании с Анастасией Решетовой. Она тоже времени зря не теряла и одновременно с анонсом «Холостяка» заявила об участии в проекте «Ты – топ-модель» в качестве ведущей. Конечно, еще до премьеры эту парочку обвинили в самом банальном пиаре, намеки на который они оба неоднократно опровергали. Тем забавнее, к слову, выглядят промо «Топ-модели» в рекламных перерывах «Холостяка».

Тимати и Анастасия Решетова (Фото: @timatiofficial)

Самое любопытное, что далеко не все реалити ТНТ, построенные на взаимоотношениях мужчины и женщины, «заходят» зрителям так же неохотно, как «Холостяк». Про «Дом 2», чья песня, казалось, будет вечной, даже упоминать не стоит, – его рекорды побить будет сложно. А мы вспомнили другой похожий проект – «Замуж за Бузову», телевизионный феминитив «Холостяка», где уже не девушкам приходится выворачиваться наизнанку за внимание мужчины, а брутальным красавцам – за заветное «да» от невесты. То ли повышенный интерес к личной жизни Ольги Бузовой, то ли новый для России формат, то ли общая феминистическая повестка дня в 2018 году обеспечили первому эпизоду шоу третью строчку в десятке самых популярных программ телеканала (6,3 % зрителей ТНТ в России). Просто напомним, что у Тимати та же премьера собрала практически в два раза меньше. Ну, бывает…

«Замуж за Бузову»

Или все же формат, в котором девушкам приходится часами простаивать на каблуках в ожидании подачки (зачеркнуто) розы со стороны мужчины, себя окончательно изжил? Многие российские звезды (все женщины, разумеется) считают, что да. Так, Анна Хилькевич назвала подобные «публичные смотрины» унизительными. Регина Тодоренко поддержала коллегу, добавив, что такие проекты обесценивают девушку как личность, а Анна Седокова и вовсе призвала своих подписчиц перестать пресмыкаться перед мужчинами со словами:

«Не стоит ежедневно принимать участие в шоу «Холостяк» в очереди из 20 телочек за цветочком и мужиком. Уважайте себя прежде всего, не позволяйте никому ставить вас на место, на котором вы не желаете находиться».

Присоединились к критике и Рита Дакота, Ксения Бородина, Алена Водонаева. Правда, их феминистский запал не остановил десятки тысяч девушек от участия в кастинге последнего сезона. Видимо, желание быстрой и относительно легкой славы в России все еще сильнее борьбы против проявлений сексизма.

Почему последнему «Холостяку» не досталась роза зрительского внимания? Скорее всего, сработал целый ряд причин одновременно: герой, которому просто не верят, общее снижение телевизионной аудитории и неактуальный в 2021-м формат (бороться за сердце мужчины, когда весь мир призывает быть независимыми и заниматься в первую очередь собственным счастьем? Спасибо, нет).

Так или иначе, «Холостяк» из франшизы, подающей большие надежды, превратился в шоу, популярность которого уступает даже псевдоинтеллектуальной программе «Где логика?». Сколько бы Тимати не намекал в Instagram на «рекордные охваты», цифры не обманешь. И нас тоже.