Эмили дю Шатле. Трагедия самой умной женщины XVIII века

Француженка имела все данные для того, чтобы стать выдающимся ученым, но довольствовалась лишь работой, связанной с переводами трудов других гениев науки.

Эмили дю Шатле. Трагедия самой умной женщины XVIII века
© СОК.медиа

Благоприятное стечение обстоятельств

Источник: boom.ms

Габриэль Эмили Ле Тоннелье де Бретей, маркизе дю Шатле не повезло лишь в том, что она появилась на свет в начале XVIII века. Во всем остальном у этой девушки было более выгодное положение, нежели у других представительниц прекрасного пола, желающих окунуться в мир науки. Отец дю Шатле, барон де Бретей, был чиновником при Версальском дворце и водил дружбу со многими учеными, художниками и писателями. Также он часто принимал послов на приемах у короля. В общем, связи, позволяющие выучить дочь, у него были. Да и сама Эмили интересовалась всем вокруг.

В 12 лет баронесса уже знала три языка, кроме родного французского, — немецкий, английский и итальянский. Она взахлеб читала книги в оригинале (древнегреческий, латынь), а затем занялась их переводом. Кроме того, маркиза изучала математику, естествознание и литературу, а также любила фехтование и верховую езду.

С 16 лет Эмили пела в опере, умела танцевать и играть на музыкальных инструментах. Также ей нравилось выступать в театре. Баронессу принимали во дворе.

Ранее мы писали об Эржебет Батори. Кто она — кровавая графиня или жертва заговора?

Замужество как обязанность

В те года родители отдавали замуж дочерей без их согласия, и Эмили не стала исключением. На момент заключения брака ей было всего 18 лет, а жених был старше почти в два раза. К слову, в качестве свадебного подарка супруг юной красавицы получил место губернатора в Семюр-ан-Осуа. Туда молодожены и переехали жить.

Последующие годы баронесса исполняла свой супружеский долг, а именно — производила на свет потомство. Дю Шатле родила двух дочерей и сына. Мальчик умер в младенчестве, а Эмили с головой погрузилась в науку. Женщина не испытывала к мужу особых чувств, поэтому приняла решение жить отдельно от него. Он был не против. Пара не враждовала, и даже напротив — поддерживала дружеские отношения. В трудные минуты баронесса спрашивала у супруга совет, и он никогда не отказывал жене.

Возвращение в науку

Источник: ru.wikipedia.org

В 26 лет Эмили решила всерьез начать изучать математику и физику. Для этого она наняла профессоров, которые давали ей частные уроки. Параллельно баронесса работала над «Учебником физики». В нем она пыталась связать идеи Вильгельма Лейбница и труды Исаака Ньютона. Однако даже высокое положение в обществе не уберегло дю Шатле от мошенничества. В те времена мало кто знал о том, что Эмили подалась в науку. Этим и воспользовался математик-шарлатан Иоганн Самюэль Кениг, присвоивший себе авторство работ баронессы. Дама всего лишь отдала ему свои труды для редактуры. Установить авторство маркизы удалось лишь после ее смерти.

Еще при жизни Габриель писала, что для мужчин в этом мире открыты все двери, женщинам же приходится довольствоваться малым. Сложно представить, каких высот добилась бы дю Шатле, если бы в то время во Франции были другие порядки. Тем не менее переводы были для женщины своеобразной лазейкой в мир науки, которой изобретательная барышня предусмотрительно воспользовалась.

Ранее мы писали о Сером мужчине и Белой леди, фамильных привидениях шведской королевской семьи.

Родственная душа

Источник: livejournal.com

Впрочем, в жизни Габриель был один человек, который полностью разделял ее взгляды и для которого эта женщина-гений была музой, вдохновляющей на шедевры. Это французский философ-просветитель Вольтер, с которым маркиза познакомилась в 1733 году. Тогда же у них завязался роман. Спустя год публицист и баронесса стали жить под одной крышей под предлогом предоставления Вольтеру убежища. Философу грозил арест за создание сатирического произведения о Жанне д’Арк.

Влюбленные обосновались в замке Сире-сюр-Блаз в Шампани и прожили там вместе целых 15 лет. К слову, Вольтер отремонтировал старое разрушенное поместье за свои средства, построив там по желанию своей спутницы естественнонаучную лабораторию и библиотеку, которая насчитывала несколько десятков тысяч книг. Вместе они проводили интересные опыты, изучали научные труды Ньютона, а в небольшом театре, оборудованном под крышей Сире, ставили пьесы Вольтера. Там же проходили встречи литераторов, естествоиспытателей и математиков.

Предчувствие

С 1745 года и до самой смерти Эмили трудилась над своей основной работой — так называемыми «Началами» Исаака Ньютона. Это был не обычный перевод чужих трудов, а подробное изложение с разъяснениями и дополнениями дю Шатле. Спустя год за выдающиеся успехи маркизу приняли в Академию наук Института Болоньи. В те же годы дама снова стала часто появляться при дворе. Там она познакомилась с поэтом Жаном де Сен-Ламбером и закрутила последний роман в своей жизни. Плодом этой скорой любви оказался ребенок, после появления на свет которого мать умерла от горячки.

Вольтер в отчаянии писал, что потерял не только возлюбленную, а половину самого себя, душу, созданную для него… Также он отметил, что «девочка появилась на свет, когда ее мать работала за письменным столом». У Эмили были плохие предчувствия по поводу родов, и она пыталась закончить свой последний труд в срок. Ее дочь также прожила недолго, а де Сен-Ламбер всю оставшуюся жизнь винил себя в преждевременной кончине гениальной женщины XVIII века.

Ранее мы писали о Черной королеве Франции. Почему Екатерину Медичи так прозвали?