Влюбленный «в работу»: чем грозят служебные романы

Согласно опросу более 2000 человек, половина работодателей относятся к служебным романам с настороженностью, так как считают, что они могут негативно повлиять на работу. На отношения между руководителями и подчиненными негативно смотрят уже 65% работодателей. Разбираемся, почему это так и что делать, если роман на рабочем месте все же завязался, а вы не хотите от него отказываться.

.marker { background: #FFE3E0; background: linear-gradient(180deg,rgba(255,255,255,0) 45%, #FFE3E0 55%); }

На самом деле, романтические отношения с коллегой — это предмет многолетних дискуссий, однако до сих пор нет и, скорее всего, никогда не будет четкого ответа, хорошо это или плохо. Каждый конкретный роман зависит от ситуации, особенностей людей и того, какие правила установлены в компании, но можно сказать наверняка, что, например, отсутствие согласия одного из партнеров уже является харассментом и такие отношения вряд ли закончатся чем-то хорошим — ни для людей, ни для компании в целом. Но случается и такое.

Почему на работе?

А где еще? Согласно другому опросу, 66% сотрудников хотя бы задумывались о том, чтобы начать отношения с коллегой. Как правило, большую часть времени, которое мы бодрствуем, мы проводим на работе. Там же взаимодействуем с людьми, проявляем свои качества, делимся эмоциями и закономерно с кем-то сближаемся. Происходит это не всегда, но для многих людей выстраивание неформальных отношений является обязательной частью комфортной рабочей атмосферы. И иногда эти отношения превращаются во что-то большее, чем просто приятельство или дружба.

Если с вами произошло нечто подобное, лучше помнить о сложностях, с которыми вы можете гипотетически столкнуться. Так, например, в 2018 году Брайан Кржанич, генеральный директор Intel, был вынужден покинуть свой пост из-за служебного романа, который к тому моменту уже закончился. Как сказали в самой Intel, поведение CEO не соответствовало политике компании о недопущении отношений на рабочем месте, которая распространяется на всех менеджеров без исключения. Для организации было важно, чтобы все сотрудники придерживались общих ценностей, поэтому совет директоров принял решение об отставке Брайана Кржанича.

В 2010 году глава HP Марк Херд ушел с должности, но не столько из-за самого факта служебного романа, сколько из-за подделывания документов, чтобы скрыть деньги, которые он тратил из бюджета компании для поддержания любовной связи с одной из сотрудниц.

Однако несмотря на то, что мир знает множество скандальных историй, связанных с любовными романами, существуют и обратные ситуации. Так, например, Билл и Мелинда Гейтс познакомились на работе спустя четыре месяца после того, как Мелинда была нанята в Microsoft. Аналогичное произошло с Бараком Обамой и его супругой Мишель, которые стали встречаться еще в 1989 году, когда оба работали в юридической фирме.

Что делать, если отступать уже некуда

Согласно исследованию HeadHunter, люди, которые начинают встречаться на работе, в 41% случаев расстаются, в 31% — долго сохраняют отношения, а в 17% случаев доходят до свадьбы. Данные свидетельствуют о том, что, на самом деле, ничего плохого в служебном романе нет (если это не противоречит корпоративной культуре) и шанс встретить своего человека на работе очень велик, однако важно делать все правильно.

Знайте риски

Личные отношения на рабочем месте означают, что вы можете перестать быть объективными, а коллеги будут задаваться вопросом «Ставите ли вы интересы партнера выше остальных, или же остаетесь беспристрастным, независимо от обстоятельств?». Если отношения завязались с руководством, есть шанс, что это сделает общение с другими коллегами более напряженным, так как цели вступления в такой союз могут интерпретироваться по-разному и далеко не всегда положительно.

Будьте искренни в своих намерениях

Далеко не все отношения, которые завязываются на работе, строятся исключительно на серьезных мотивах и искренней любви: некоторые делают это исключительно ради интимной близости, кто-то — ради того, чтобы заработать расположение, а кто-то просто общается, откровенно флиртуя и не видя в этом ничего плохого. Так или иначе, чтобы не столкнуться с осуждением, критикой и конфликтами, безопаснее всего вступать только в те отношения, к которым вы относитесь серьезно. Исследования показывают, что коллеги склонны лояльнее относиться к служебному роману, если в его основе лежат чистые и искренние намерения.

Ознакомьтесь с политикой компании

Некоторые организации могут четко устанавливать правила, по которым должны взаимодействовать коллеги. Конечно, такая практика больше распространена на Западе, однако и в вашей компании, скорее всего, есть представления о субординации — хотя бы на негласном уровне. И если вы все равно собираетесь вступить в отношения, не забывайте о том, что у этих действий могут быть последствия. Чем хуже в коллективе отношение к служебным романам, тем больше шансов нажить себе проблемы и, возможно, даже врагов.

Установите границы

Исследование показывает, что некоторые сотрудники менее удовлетворены своей работой, если замечают флирт между коллегами. Несмотря на то что лучше не скрывать отношения и четко давать понять, что происходит между вами и партнером, не стоит втягивать других в вашу личную коммуникацию. Поэтому обговорите заранее, где будет проходить грань между работой и отношениями, чтобы не возникало сложностей в коммуникации ни в паре, ни с другими сотрудниками.

Культура взаимного согласия

Если ваши личные отношения с коллегой не связаны романтикой, а только сексом и флиртом, то будьте уверены в том, что происходящее устраивает всех. Например, в Facebook и Google действует правило: вы можете позвать на свидание коллегу только один раз, и, если вам откажут или просто скажут: «Извини, я занят», — вы не имеете права спрашивать еще раз. Иначе говоря, не давите на коллегу, будьте вежливы и вступайте только в те отношения, которые приятны всем.