Катания утром и ночью: Главархив рассказал, как в столице появились правила езды на велосипеде
Изначально катание на велосипеде было развлечением состоятельных людей, однако к концу XIX века в Москве этот двухколесный транспорт стал доступным средством передвижения. В Главархиве сохранились документы о правилах велопрогулок, которые действовали до 1917 года.
Катания ночью и утром
Во второй половине XIX века всюду в городе можно было встретить велосипеды, тогда же возникло Московское общество велосипедистов-любителей. А в 1888 году распоряжением московского генерал-губернатора Владимира Долгорукова им разрешили кататься по бульварам с сумерек до восьми часов утра и круглосуточно за городом. Однако количество велосипедистов быстро увеличивалось, возникали определенные неудобства.
Например, в рапорте московского обер-полицмейстера Владимиру Долгорукову в мае 1890 года говорилось, что такое большое количество велосипедистов по вечерам начало мешать гуляющим горожанам, особенно в парках. В Петровском парке запретили ездить на велосипедах по боковым аллеям, но разрешил во всех остальных местах. Поэтому велосипедисты с фонарями часто пугали лошадей, запряженных в экипажи. Тревожно было и пешеходам на тротуарах. Все это указывало на то, что требовалось срочно определить и установить маршруты и время велосипедных прогулок.
Обер-полицмейстер предложил отменить вечерние катания в парках. Велосипедистам можно было ездить с пяти до 11 часов утра по средним дорогам Петровского парка, предназначенным для конной езды. Также предлагалось отменить вечерние велопрогулки и по бульварам, оставив только утренние — с восьми часов утра. Это предложение одобрил председатель Московского общества велосипедистов-любителей, чтобы избежать упреков. Поддержал идею и московский генерал-губернатор.
Однако некоторые спортсмены пытались оспорить запрет — они ссылались на то, что движение и свежий воздух полезны для здоровья. Но правила остались в силе, а в августе 1890-го ввели новые ограничения.
Столкновения с прохожими
Дополнения в запрете появились из-за того, что многие велосипедисты начали активно пользоваться Михалковским шоссе (сейчас — Михалковская улица между Большой Академической улицей и Головинским шоссе), дорогами в Петровско-Разумовском, а также рядом с Петровской сельскохозяйственной академией (сейчас это Российский государственный аграрный университет).
Михалковское шоссе было узким и не имело тротуаров, а около главного здания академии располагалась станция паровой железной дороги, возле которой было много людей, особенно по праздникам. Спортсмены, несмотря на запреты академии, продолжали там ездить, и столкновения с прохожими стали частыми. Поэтому ограничения и коснулись этого района. Но этот и другие запреты никак не могли повлиять на рост числа велосипедистов.