Колыма — это огромные пустынные пространства. Весь Дальний Восток пустынный — здесь осталось всего 6,5 млн жителей. В отдельные периоды после 1991 года отъезд населения с Дальнего Востока напоминал бегство. Но с 2003 года население Магадана стабилизировалось — кто хотел — уехал, кто не смог и не хотел — остался.
Но чтобы заселить пустынный край нужно нечто большее, чем остановить бегство — нужно сделать край привлекательным. При ближайшем рассмотрении Магадан способен к этому — он как оазис, сохранивший вуз, театр, библиотеки, кинотеатры, промышленность и, частично, порт. Здесь есть амбиции — магаданский собор самый высокий на Дальнем Востоке, а главная улица города — самая длинная в мире.
Чтобы привлечь инвесторов правительство Колымы добивается включения ее в Арктику — ради арктических льгот. Вопрос не решен, так как, по мнению Москвы, инвесторы под льготы не представлены, а возможности существующей ТОР не исчерпаны. Удивительная скупость — Москва ничего не теряет дав дополнительный шанс очень проблемной территории.
На вопросы ИА REGNUM о проблемах и достижениях Магадана ответил мэр города Юрий Гришан.
«Я расскажу про Магадан — слушай!»
Владимир Станулевич: Владимир Высоцкий любил Магадан?
Юрий Гришан: У нас его именем назван аэропорт — народ так проголосовал. Владимир Семенович воспевал Магадан, бывал здесь трижды. В его музее — квартире на Таганке — есть карта, со стрелочками, куда летал Высоцкий, одна из стрелочек ведет в Магадан. «Я расскажу тебе про Магадан — слушай… Я увидел Нагайскую бухту, да тракты… Когда подходит дело к холодам, Пусть это далеко, да и накладно, Могу уехать к другу в Магадан — Ладно…»
Владимир Станулевич: По навигатору от Магадана до Москвы 10 072 километра. Кто-то доезжал до вас из Москвы на машине? Каково состояние дороги?
Юрий Гришан: Знаю людей, кто таким образом совершал путешествия от Магадана до Москвы и обратно, и даже в самые наши южные города. Многие говорят, что именно так, на автомобиле, а не на самолете, лучше всего увидеть и понять свою страну. Да, колымская трасса оставляет желать лучшего. Ждем, когда в твердом покрытии, построят дорогу. Региональное правительство сейчас активно работает над этим вопросом.
Владимир Станулевич: Сколько стоит авиабилет Москва — Магадан? Как часто горожане ездят на отдых за пределы региона? Какие действуют дотации на авиабилеты?
Юрий Гришан: На территории всего Дальневосточного федерального округа, в том числе и Магадана, действует программа субсидирования стоимости авиабилетов. Правом на перевозку по специальному тарифу может воспользоваться граждане России в возрасте до 23 лет, женщины в возрасте свыше 55 лет, мужчины в возрасте свыше 60 лет, инвалиды и многодетные семьи. Субсидирование авиабилетов из Магадана и обратно осуществляется по следующим направлениям: Якутск, Владивосток, Екатеринбург, Жуковский, Иркутск, Краснодар, Новосибирск, С.-Петербург, Сочи, Хабаровск, Симферополь и, конечно, Москва. Тариф Магадан — Москва — Магадан составляет 7200 рублей.
В январе 2021 года программа льготных авиаперелетов для жителей дальневосточных регионов расширена. Субсидированные билеты будут доступны всем гражданам, зарегистрированным по месту жительства на территории федерального округа, размер тарифа по маршруту Магадан — Москва — Магадан в одном направлении установлен 10 200 рублей.
Ежегодный объем авиапассажиропотока составлял порядка 400 тыс. человек.
Владимир Станулевич: Сколько стоит килограмм картошки, помидоров, говядины и свинины, литр молока? Какова средняя зарплата в Магадане?
Юрий Гришан: В начале июня 2021 года средние цены на говядину составляли порядка 550 руб./кг, на свинину — в среднем 370−380 руб./кг, на помидоры — 510 руб./кг. Средние цены на молоко (пастеризованное) составили около 100 руб./л, на картофель — 70 руб./кг.
Средняя заработная плата в муниципальных организациях Магадана, по информации Комитета экономического оазвития, составляла порядка 66 тыс. руб.
Зачем Егор Гайдар уменьшил население Дальнего Востока?
Владимир Станулевич: Насколько уменьшилось население Магадана с 1991 года, и почему оно в 2003 году вдруг стабилизировалось? Что делает мэрия, чтобы уменьшить отток населения?
Юрий Гришан: Население в Магадане с 1991 года значительно сократилось. Действовал принцип: «выживет, кто сможет», значительно сократились объемы финансовой помощи. Великий экономист Егор Гайдар приехав сюда сказал, что выживет тот город и регион, который сможет себя обеспечить. Что Дальневосточный регион, Колыма, неконкурентоспособны. Брошенные слова привели к тому, что отсюда в панике начали убегать. Немногие себя видели в рыночных условиях.
С карты территории исчезли многие населённые пункты. Когда я в 1980-е — начале 1990-х работал заместителем начальника управления профтехобразования Магаданской области у нас было более 200 школ, сейчас осталось около 60. При распаде Советского Союза многие жители Украины, Белоруссии вернулись на родину, боясь потерять там жилье. К 2003 году демографический кризис достиг пика.
С учетом нынешних геостратегических задач государства ситуация изменилась. Еще в 2013 году Владимир Путин объявил развитие Дальнего Востока национальным приоритетом на весь XXI век. Макрорегион получил серьезные преференции: «Дальневосточный гектар», «Дальневосточная ипотека», особые экономические зоны, ТОР, свободные порты — все делается для того, чтобы поддержать Дальний Восток и Крайний Север. Люди это замечают, и процесс оттока притормозился.
Сейчас в Магадане 98,9 тысячи жителей с учетом поселков Сокол и Уптар. Я надеюсь, что меньше уже не будет. У нас проживает еще порядка 20 тысяч незарегистрированных граждан, приехавших сюда на работу. Они трудятся в сферах торговли и питания, ЖКХ, сельского хозяйства, строительства, на золотодобывающих предприятиях. О росте числа населения говорят и цифры по расходованию электроэнергии. Несмотря на снижение энергоемкости современного оборудования, в частности, бытового, потребление электричества у нас растет, увеличение показателей дает и водоканал.
Отмечаем тенденцию к росту числа жителей. Это связано с перспективами развития территории. Строим ФОК «Президентский», школу в мкр Снежный, бассейн, детсад на 135 мест, роддом, новое отделение онкодиспансера, появится новая инфекционная больница. После их ввода на всех этих объектах будут нужны трудовые ресурсы, возрастет число рабочих мест. Еще один стимул для привлечения специалистов видим во введении арендного жилья. Оно предусмотрено в жилых комплексах на Гороховом поле, стройка уже ведется.
Арктика нужна Магадану, а Магадан — Арктике
Владимир Станулевич: Вы согласны с заместителем губернатора Магаданской области Татьяной Савченко и спикером областной думы Сергей Абрамовым, заявившими, что природно-климатические и географические условия Колымы схожи с Арктикой и региону надо войти в состав Арктической зоны РФ?
Юрий Гришан: Безусловно — мы претендуем на включение в Арктику. Вся территория Магаданской области, как и Магадан, относится к районам Крайнего Севера, и природно-климатические условия практически идентичны. С точки зрения климатических особенностей, как и Арктическая зона, мы относимся к зоне дискомфортного проживания: многолетняя мерзлота распространена повсеместно. Избыточное увлажнение, холодное лето, дефицит ультрафиолета, снежная зима, средняя годовая температура воздуха отрицательного значения — природа наша сурова, и жить в этих условиях человеку непросто, и слова выносливость здесь приобретают особое значение.
В свое время в Магадане даже реализовывалась программа по подготовке человека на Марс и было много желающих. Изучением физиологических механизмов адаптации населения к нашему климату многие годы занимаются ученые НИЦ «Арктика» ДВО РАН, отмечающие, что по медико-биологическим показателям территорию Магаданской области можно отнести к Арктической зоне. Кстати, Магадан входит в Союз городов Заполярья и Крайнего Севера, в составе которого такие города, как Норильск, Мурманск, Нерюнгри, Архангельск и другие, те, что наиболее близко к Арктике.
Помимо экстремальности природно-климатических условий, схожесть и по экономическим параметрам, транспортной логистике, организации инфраструктуры жизни в условиях Крайнего Севера.
Владимир Станулевич: Что даст включение Магадана и области в Арктическую зону РФ? Какие инвесторы могут прийти в Магадан под арктические льготы? Иностранцы проявляют интерес к Магадану?
Юрий Гришан: Отвечая на этот вопрос, могу сказать так: Арктика нужна Магадану, а Магадан — Арктике. Сегодня геополитические и геостратегические задачи России нацелены на Арктику. Для успешного освоения зоны, которая является крупнейшей кладовой природных ресурсов, в первую очередь нужна логистика. Магадан здесь имеет самые благоприятные позиции. Первое — наш порт в бухте Нагаева — морские ворота Колымы, и второе — возможности наземного транспортного перемещения грузов — от бухты в Европу. Дорога есть, да, сегодня ей требуется ремонт. Но ведь гораздо проще усовершенствовать имеющиеся, чем строить новые.
На центры освоения Арктики сегодня претендуют и Мурманск, и Архангельск. Мы в стратегии развития брендируем Магадан как центр освоения Северо-Востока и Арктики. При включении области в арктическую зону у города появятся новые задачи: это увеличение товарооборота порта, расширение научных исследований, новые предприятия и многое другое. Преференции позволят развиваться бизнесу, усилят развитие отраслей, еще больше вырастет потребность в трудовых ресурсах, расширении инфраструктуры города. Для Магадана Арктика нужна, она позволит создать большую инвестиционную привлекательность для города и всей Магаданской области.
А заинтересованность со стороны бизнеса — и крупного, и среднего в наших территориях несомненна. Условия, чтобы развивать, строить здесь жизнь есть. Об этом свидетельствуют огромные запросы по предоставлению земельных участков для развития дела. Совсем недавно к нам «зашел» БЕЛАЗ, следом обратились Volvo, Hitachi. Активно развивается завод «Реман». Растут объемы продаж землеройный техники. Да, все эти масштабные работы за пределами города, но Магадан — это транспортный и логистический, сервисный и научный центр области.
На одной из сессий Восточно-экономического форума встречался с представителями бизнеса из Поднебесной. Они выразили намерение построить в районе Магадана новый торговый порт, рассчитанный на 5−10 млн т грузооборота (сейчас Магаданский торговый порт перерабатывает 1 млн т). По их расчетам доставка груза из Китая в Европу железнодорожным и смешанным транспортным на 10−12 дней дольше, нежели этот груз доставить Северным морским путем. А это очень существенно для сферы грузоперевозок, оборачиваемости денежных и товарных средств.
У нас разведываются запасы меди, чего раньше не добывали. Появился интерес к ней, к сурьме, к серебру.
Мы пишем стратегию развития города Магадана до 2030 года и предложили бренд из трех слов: золото, море, снег. Три составляющих, на которых мы будем строить все — налоговую базу, промышленную, человеческий капитал, и туристическую составляющую.
Владимир Станулевич: В Магадане работают драмтеатр, библиотеки, кинотеатры, на удивление, сохранились промышленные предприятия, много учебных заведений. Молодежь Магадана хочет быстрее уехать или готова строить здесь свое будущее — что говорит социология?
Юрий Гришан: Молодежь после школы чаще старается получить образование в других регионах по тем специальностям, которым у нас не обучают. При этом многие ребята после получения диплома возвращаются на родину. Здесь они начинают свой профессиональный путь, и, замечу, весьма успешно. Я тоже учился в другом городе, после окончания Омского политехнического института начинал трудовую деятельность на Магаданском ремонтно-механическом заводе.
Не перестаю повторять всем нашим выпускникам: «Закончив обучение по специальности за пределами нашего региона, непременно возвращайтесь обратно, в родной Магадан. Здесь вы обязательно найдете хорошую и интересную работу. У города, как и всего дальневосточного региона, огромные перспективы. Президент страны Владимир Путин называет главной задачей ХХI столетия — развитие Дальнего Востока». Сегодня в Магадане для молодежи с точки зрения самореализации в профессии выгодные условия, это связано с низкой конкуренцией. Работодатели ждут молодых хороших специалистов. Кадры очень нужны территории.
«Маяк» обозначил путь в будущее города
Владимир Станулевич: Морским лицом города, местом притяжения горожан и гостей Магадана стал парк «Маяк». Что это за проект?
Юрий Гришан: Наша звезда — парк «Маяк», который высоко оценил Михаил Владимирович Мишустин, когда был в Магадане. Мы сделали прорыв в создании общественных пространств, конечно, не претендуем на «Зарядье», у нас столько денег нет, но все красиво, и самое главное, что нас отличает от «Зарядья», это выход к морю. Красота неповторимая.
В декабре 2019 года мы торжественно открыли парк — подарок всем магаданцам к юбилею города. Сегодня эта уникальная зона отдыха с амфитеатром, тематическими зонами, арт-объектами и невероятно красивым видом на Нагаевскую бухту. Именно с этого места девять десятилетий назад начал свой разбег Магадан.
В парке несколько территорий: пляжная, созерцательного и детского отдыха. На его территории две автомобильные парковки. Высотным акцентом пространства стал существующий маяк, смотровая площадка и здание кафе, рассчитанное на 120 мест. На пляже — места для костровых групп. Для созерцательного отдыха создано зеленое пространство и открытый амфитеатр. В парке установлены несколько игровых площадок с современными покрытиями, площадкой для скейтов, мягким лабиринтом, игровыми городками «как в Европе». Везде уложено травмобезопасное покрытие. Качели на берегу, как их называют горожане, «крылатые», особенно пришлись по душе местной ребятне. Прогулочная зона состоит из променада — основной аллеи и пешеходной дорожки для спокойного отдыха. Все они выложены брусчаткой.
Очень популярна у магаданцев и гостей города верхняя видовая площадка — у самого маяка. Здесь установили лодку, брошенную ранее на берегу, чуть выше — слова «Я люблю Магадан», обрамляющие золотое сердце — символ Магаданской области. Это — излюбленная фотозона жителей и туристов.
Парк Маяк — особенное место для его жителей. Его притяжение кроется не только в красивейшем пейзаже. В давние времена на этот берег ступали первые покорители северных широт, здесь строили свою судьбу романтики — «аргонавты из Геолкома», этой морской дорогой приехали на магаданскую землю первые жители города. Именно отсюда взял свой разбег Магадан.
Идея по созданию парка появилась в сентябре 2017 года, когда блогер Наталья Ковалева в «Твиттере» озвучила проект благоустройства побережья бухты Нагаева в районе маяка, ознакомив магаданцев с эскизом через социальную сеть. В сети прошло живое обсуждение, и интернет-активисты поддержали эту идею. После чего я решил вынести ее на голосование на сайте мэрии «Открытый Магадан» и она победила при голосовании. Департаменту САТЭК я сразу поручил начать разработку проекта.
Пакет документов подали на Всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях. Выиграли и получили грант 100 млн рублей, еще 85 млн рублей субсидии выделило Минвостокразвития РФ. Сейчас реализуем проект строительства этнопарка «Дюкча» — также победили в конкурсе. Ну, а парк «Маяк» ждет расширение. В этом году реализуем второй этап, в ходе которого строим автопарковку, спортивные площадки, реконструируем пирс. Одновременно инвестор возводит рядом кафе и ресторан. Следующим этапом станет строительство Общественного культурно-туристического центра, где будут проводить выставки, конференции и форумы; предусмотрены помещения для творческих студий, мастерских.
Владимир Станулевич: Горожане чувствуют себя жителями России или отдаленность усилила какую-то особость в настроениях?
Юрий Гришан: Скорее, это вопрос личного мироощущения. Но говорить об усилении чувства отдаленности от России в настроениях горожан могу едва ли. Сейчас у нас действует ряд авианаправлений — ежедневно Хабаровск, Владивосток, Москва. Открыли рейс на Камчатку.
Владимир Станулевич: Главная задача мэра Магадана?
Юрий Гришан: Все брошенные предприятия, воинские части, нужно снести, посадить траву, чтобы люди не видели в окнах руины, а видели новостройки. Это моя главная задача.
Владимир Станулевич: Над Магаданом не давлеет прошлое ?
Юрий Гришан: Мы строим будущее, не забывая о прошлом. Мы храним то, что у нас есть.