В День семьи, любви и верности вспоминаем истории о семейном счастье известных литераторов, ученых и даже монарших особ. Истории любви супругов и коллег — ученых Александра Котса и Надежды Ладыгиной-Котс, писателя Константина Паустовского и актрисы Татьяны Евтеевой-Арбузовой, конструктора Сергея Королева и переводчицы Нины Котенковой и других известных пар — в материале mos.ru.
Александр Котс и Надежда Ладыгина: романтика и естественные науки
Будущие основатели Государственного Дарвиновского музея познакомились в 1908 году. Он — перспективный молодой ученый, преподающий зоологию и читающий лекции по дарвинизму на Московских высших женских курсах. Она — его талантливая студентка и староста биологического кружка. В то время желание женщины построить карьеру было явлением достаточно редким, но Надежда видела себя только ученым.
«Появление этой девушки было решающим: “ОНА!” Не обменявшись с ней дотоле ни одним глубоким словом, я всем существом оказался прикован к ней», — позже говорил Котс.
Они поженились через три года. В день свадьбы молодожены обменялись весьма специфическими подарками. Ювелирным изделиям оба предпочли произведения искусства таксидермистов. Он подарил ей чучело белого ястреба, а она ему — чучело львенка. Деньги, подаренные им родственниками и друзьями, также были потрачены на чучела — белого и черного волков, которые положили начало коллекции аберративных (отклоняющихся от нормы) животных. Котс и Ладыгина были не только влюбленной парой, но и лучшими друзьями, единомышленниками, коллегами, объединенными одной целью — создать в Москве музей, посвященный естественным наукам. Изначально он ютился в нескольких комнатах Московских высших женских курсов.
Трудности делали пару только сплоченнее. В начале 1920 года, когда страна все еще переживала последствия революции, Котс и Ладыгина с большими усилиями добывали свежие фрукты для своих питомцев, живших в лаборатории. И у них это получалось. Позднее, борясь за собственное здание для Дарвиновского музея, они тоже находили друг в друге поддержку и опору. К сожалению, заветного здания супруги так и не увидели: созданный ими музей обрел свой дом только в 1995-м. Надежда Николаевна умерла в 1963-м, муж пережил ее всего на один год.
Первая женщина-зоопсихолог. Знакомимся с Надеждой Ладыгиной-Котс Деревянные бивни и мышцы из соломы: как создавали чучела слонов в Дарвиновском музее
Александр Пушкин и Наталья Гончарова: счастье на Арбате
Декабрь 1828 года стал особенным в жизни Александра Пушкина: именно тогда он встретил на одном из многочисленных балов Наталью Гончарову. Поэт понял — это любовь. Ему пришлось долго просить ее руки, но, наконец, 2 марта (по старому стилю — 18 февраля) 1831 года они поженились.
Первым семейным жильем стала квартира в доме № 53 на Арбате (сегодня здесь располагается один из филиалов Государственного музея А.С. Пушкина — Мемориальная квартира А.С. Пушкина). Просторную квартиру, состоящую из пяти комнат второго этажа и антресолей, поэт снял накануне свадьбы у владельцев — дворянской семьи Хитрово.
Договор был подписан 23 января 1831 года, а 17 февраля в квартире состоялся мальчишник — холостяцкий обед, в котором приняли участие брат Пушкина Лев, Петр Вяземский, Денис Давыдов, Иван Киреевский, Евгений Баратынский и другие друзья жениха. По свидетельству Киреевского, «Пушкин был необыкновенно грустен, так что гостям его было даже неловко». Он все больше молчал или «говорил стихи, прощаясь с молодостью».
Уже назавтра от печали не было и следа — о свадебном обеде, состоявшемся в той же квартире сразу после венчания, ни у кого из гостей не осталось подобных воспоминаний. Уже через несколько дней Пушкин писал в письме:
«Я женат — и счастлив; одно желание мое, чтоб ничего в жизни моей не изменилось — лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что, кажется, я переродился».
В квартире на Арбате они прожили чуть меньше трех месяцев — 15 мая 1831 года Пушкины навсегда покинули Москву и обосновались в Санкт-Петербурге.
О том, как выглядел Арбат в те счастливые времена, можно судить по акварели 1830–1840-х годов, хранящейся в Государственном музее А.С. Пушкина. Ее автор — арбатский житель Владимир Нечаев, поручик конногвардейского полка. Также в коллекции музея хранятся портреты Пушкина и Гончаровой. Александр Сергеевич на портрете кисти Иосифа-Евстафия Вивьена де Шатобрена запечатлен за два года до знакомства с главной любовью своей жизни. Портрет Натальи Николаевны написан Иваном Макаровым в 1849 году, спустя более 10 лет после смерти Пушкина. В то время она уже состояла во втором браке — с генералом Петром Ланским.
Здесь был поэт. Изучаем экспонаты Государственного музея А.С. Пушкина
Сергей Королев и Нина Котенкова: удивительное совпадение
Конструктор ракетно-космических систем Сергей Королев встретил главную любовь своей жизни в 1947 году, когда в Особое конструкторское бюро № 1 (ОКБ-1), которым он руководил, пришла устраиваться переводчица технической документации Нина Котенкова. Темноволосая красавица покорила его с первого взгляда, но он не сразу решился признаться ей в чувствах.
Любовь оказалась взаимной. Со временем выяснилось, что Королев и Котенкова вдобавок ко всему еще и соседи — удивительное совпадение в таком большом городе, как Москва. Отношения развивались стремительно, и вскоре пара зарегистрировала их официально. Королеву нравилось баловать жену — он дарил ей подарки, окружал заботой и вниманием. Если ему приходилось уезжать по работе, он постоянно писал ей письма, наполненные нежностью. Такие, как это письмо от 27 января 1961 года, хранящееся сегодня в Музее космонавтики. Он отправил его жене из Казахской ССР, где занимался подготовкой космического корабля «Восток» к пуску.
«Моя милая, родная маленькая девочка! Пользуюсь случаем передать тебе мой самый нежный сердечный привет! Поправляйся, мой родной Котя, скорее и береги себя. <...>Будь же спокойна, любимая моя, я всем сердцем, душой всегда с тобой, до моего последнего момента жизни на планете Земля...»
Нина Ивановна тоже скучала. Иногда она была недовольна тем, что супругу часто приходится уезжать. Королев ласково увещевал своего «мусеночка» (так он любил называть жену), просил не сердиться. Жена в ответ делала для него приятные мелочи: например, как-то раз отправила в город, в котором он находился, его любимые лакомства.
Сергей Королев умер в 1966 году, Нина Ивановна пережила его на 33 года. Эти годы она всецело посвятила себя памяти о муже — способствовала созданию Мемориального дома-музея академика С.П. Королева, передала на хранение более 19 тысяч подлинных предметов. Музей открылся в 1975 году, и в течение 24 лет Нина Ивановна была его главным консультантом.
Проникнуться атмосферой дома можно, заглянув на виртуальную экскурсию, подготовленную сотрудниками музея.
Как гадал Есенин и что дарил жене конструктор Королев. Четыре истории любви из музеев
Константин Паустовский и Татьяна Евтеева: долгий путь друг к другу
С главной любовью своей жизни, музой и супругой Татьяной Евтеевой, Константин Паустовский познакомился в Ялте во время празднования нового, 1938 года. В то время Татьяна Алексеевна была актрисой Государственного театра имени Вс. Мейерхольда. Первая встреча произвела на Константина Георгиевича глубочайшее впечатление, а Татьяна Алексеевна поначалу оставалась к нему равнодушна. «Маме он страшно не понравился этой своей изолированностью и, как ей показалось, даже надменностью. На людей, которые не знали Константина Георгиевича, он всегда производил такое впечатление», — позже вспоминала ее дочь Галина Арбузова.
Почти каждый день Паустовский посылал Евтеевой цветы. Он буквально забрасывал небольшую комнату в Копьевском переулке Москвы, где она жила, огромными букетами, которые, впрочем, не имели никакого действия. Сближение произошло позднее, в годы Великой Отечественной войны. В Чистополе и Алма-Ате, где они оказались в эвакуации, Паустовский проявлял особое внимание к судьбе Татьяны Алексеевны и ее дочери Галины.
Вдохновленный своим чувством, писатель создал свои лучшие лирические новеллы — «Снег» (1943) и «Дождливый рассвет» (1945). Свою главную книгу о литературном труде «Золотая роза» Паустовский посвятил «преданному другу Татьяне Алексеевне Паустовской». Их брак продлился почти 20 лет, и только смерть Константина Георгиевича смогла разлучить их. В своем последнем письме-завещании он говорил ей:
«...бог дал мне счастье встретить тебя, этим оправдана и моя жизнь, и моя работа, — в общем, незаметная перед лицом моей любви. Благодаря тебе я был счастлив в этой земной жизни. И поверил в чудо... Да святится имя твое, Танюша!»
Благодаря стараниям вдовы дому и могиле писателя на старом кладбище в Тарусе были присвоены статусы охраняемых памятников истории и культуры. Татьяна Алексеевна бережно хранила мемориальную обстановку и архив писателя. После ее смерти созданием музея занималась Галина Алексеевна. Падчерица писателя передала дом в дар Москве в 2012 году. Сегодня он является отделом Музея К.Г. Паустовского.
История вопроса: Паустовский — фотограф. Что попало в объектив известного писателя
Цесаревич Павел Петрович и Наталья Алексеевна: счастье с трагическим финалом
История любви князя Павла Петровича (будущего императора Павла I) и его первой супруги Натальи Алексеевны началась в 1772 году, когда Екатерина II стал подыскивать сыну невесту. Помогал ей в этом барон Ассебург, который обратил внимание на юную Вильгемину, дочь ландграфа Гессен-Дармштадтского. «Совершенство природы», — докладывал барон императрице.
Екатерина II пригласила Вильгемину, ее мать и сестер погостить в Россию. Она постоянно устраивала в их честь балы, не позволяя юным гостьям скучать. Вильгемина сразу приглянулась Павлу Петровичу. Они поженились 29 сентября 1773 года. За месяц до этого Вильгельмина приняла миропомазание, став княжной Натальей Алексеевной. Павел был готов носить жену на руках, ловил каждое ее слово и рассыпался в благодарностях перед матерью.
«Муж ее обожает, то и дело хвалит и рекомендует мне. Я слушаю и иногда покатываюсь со смеху, потому что ей не нужны рекомендации. Ее рекомендации в моем сердце. Я люблю ее. Она того заслужила. Я ею довольна», — писала Екатерина о своей невестке.
В то время при дворе с большой силой разгорелись политические игры против императрицы, и молодая княгиня приняла в них участие, чем вскоре заслужила раздражение царственной свекрови. Отношения императрицы и Натальи Алексеевны вновь смягчились, когда в конце 1775 года Павел объявил о долгожданной беременности супруги. Однако событие, которое должно было стать самым радостным в супружеской жизни, обернулось трагедией. При родах погибли оба: и 20-летняя княгиня, и младенец.
В короткой семейной жизни цесаривича и его супруги было одно особенно счастливое лето, проведенное в Царицыне. О нем напоминают портреты супругов, украшающие сегодня один из залов Большого дворца.