Инфантил Рудольф, абьюзер Гоша, эгоист Афоня, манипулятор Оленька: есть ли абьюз и сексизм в советских фильмах

Абьюз и сексизм — одни из главных терминов начала 2020-х. Их ищут и находят везде, включая современные фильмы. А были ли эти вещи в советском кино? Редакция телеканала «Мосфильм. Золотая коллекция» попросила психологов прокомментировать несколько советских хитов. «Рудольф в “Москве слезам не верит” оказался просто трусом и маменькиным сынком, а вот Гоша в некоторых ситуациях ведет себя как абьюзер», — так считают психологи, которых редакция телеканала «Мосфильм. Золотая коллекция» попросила прокомментировать несколько советских хитов: «Королева бензоколонки», «Москва слезам не верит», «Афоня», «Служебный роман», «Девчата», «Мой ласковый и нежный зверь». Специалисты телеканала «Доктор» рассказали, есть ли в этих картинах проявления абьюза, сексизма или лукизма. КОРОЛЕВА БЕНЗОКОЛОНКИ Людмила устраивается на работу экскурсоводом. К несчастью, за пару часов до встречи с директором предприятия ее покусали пчелы и потому на миловидную девушку-экскурсовода с плаката она совсем не походит. Вокруг Людмилы собирается толпа мужчин, они с сарказмом отзываются о ее внешности, а некоторые даже открыто насмехаются. Можно ли характеризовать поведение молодых людей как лукизм? (Лукизм — дискриминация по внешности). Анна Морозова, семейный психолог, гештальт-терапевт: «Это, конечно, очень жестоко, учитывая, что девушка одна и на нее с насмешками нападают сразу несколько мужчин. Люда совсем молода, она не всегда понимает иронию. Когда человек один, ему сложно сориентироваться что нормально, а что нет. В наше время ситуация меняется к лучшему, в обществе не принято открыто обсуждать какие-то внешние недостатки. Уже есть разные формы поддержки таких людей, в тех же соцсетях или даже в специальных группах, когда человек не один, когда есть единомышленники, у него появляется более целостная картина мира. К тому же, сегодня мы можем обратиться за помощью в суд, подобные прецеденты в мировой практике есть». МОСКВА СЛЕЗАМ НЕ ВЕРИТ Катерина выдает себя за профессорскую дочку, чем привлекает внимание Рудольфа. Обман раскрывается, но Катерина уже беременна. Рудольф только начинает карьеру оператора и не намерен связывать себя узами брака. Он отказывает девушке в помощи и оставляет ее. Катерина вырастила дочь, стала успешным руководителем. В ее жизни появляется Гоша, который не терпит директорского тона и настаивает на том, что в отношениях последнее слово должно оставаться за мужчиной. Можно ли расценивать поведение Рудольфа и Гоши как абьюзивное? (Абьюз — расчетливое использование другого в своих интересах, с использованием уничижительных, унизительных и прочих насильственных действий.) Михаил Зотов, психолог: «Рудольф выбрал то, что было приоритетнее для него — карьеру, а по-настоящему просто струсил, не смог принять на себя ответственность. Кроме того, над ним еще довлеет мама, которая, как мы видим по фильму, имеет решающее слово, и маму брак с Катериной явно не устроил бы. Рудольф — человек, который не в силах принимать решения. Он, как сейчас модно говорить, не сепарирован, не отделился от мамы. Он остался в системе, где всем управляет мама. Здесь не столько про абьюз, сколько про человеческую трусость и мужскую слабость, эмоциональную незрелость взрослого уже мужчины. Мы можем осуждать его за это, и конечно, его поведение — трагедия для Катерины. Но эта ситуация в результате помогла героине стать сильной». Татьяна Соцкова, клинический психолог, врач-невролог: «Рудольф — не абьюзер, а просто инфантильный человек. Я бы назвала абьюзером Гошу. С одной стороны, кажется, что он идеальный, он берет на себя ответственность за ее жизнь, становится сильным плечом, попутно указывая Катерине, что и как ей нужно делать. И как только она не соглашается с его позицией (после сцены, где он помог ухажеру Александры расправиться с обидчиками), он демонстративно уходит в запой, заставив провести ее несколько дней в тревоге. Если предположить, как дальше будет складываться их жизнь, то у них были бы отношения, где Катерина проявляла бы всепоглощающую заботу о Гоше, а ему нужно было бы все контролировать, чтобы все ему подчинялись и говорили, какой он молодец. Я думаю, что в момент, когда Катерина и ее дочка стали бы сомневаться в том, что он молодец, он бы уходил в запой, чтобы они поняли, как им без него плохо. И этот сценарий мог бы длиться достаточно долго». ДЕВЧАТА Тося Кислицина на глазах у всех отказалась танцевать с Ильей. «Ну, фигуры нет, зато характер налицо», — обсуждают после ребята. Илью задел отказ Тоси, и он спорит с приятелями, что за неделю сможет влюбить ее в себя. Илья действует расчетливо: сначала публично обижает девушку (демонстративно воротит нос от ее еды), чтобы вызвать у нее чувство вины, не замечает ее при встрече. Стратегия срабатывает, и Тося публично признается, что Илья выиграл спор. Можно ли считать поведение Ильи манипуляцией? Насколько это приемлемо для комсомольцев — участвовать в таком споре? Татьяна Соцкова, клинический психолог, врач-невролог: «Это часто можно увидеть у школьников, и это было во все времена. Мальчику очень сложно подойти к понравившейся девушке и сказать: „Ты мне нравишься“. Ему проще обратить на себя внимание иным способом: дернуть за косичку, кинуть в нее пеналом, ударить по голове учебником. Это такая „брачная игра“. Понятно, что там есть оценка ее фигуры, ее внешности, но я бы не стала расценивать это как какую-то жесткую позицию, я не вижу здесь токсичности. Мальчики всегда обсуждают девочек в своих компаниях, так и девочки всегда обсуждают мальчиков в своих компаниях. На эту тему есть много мемов, стендапов и всего остального». МОЙ ЛАСКОВЫЙ И НЕЖНЫЙ ЗВЕРЬ Главная героиня фильма Оленька Скворцова манипулирует тремя мужчинами: выходит замуж за одного, флиртует с другим, дает пустые обещания третьему. Ей кажется, что ее план идеален: положение в обществе можно получить от мужа, сердцем и телом принадлежать любовнику. Чем можно объяснить такую позицию? Елена Королева, семейный психолог, магистр психологии: «Мне кажется, что у Оленьки нет таких ярко выраженных абьюзивных механизмов, я бы здесь все-таки говорила не про ее манипулятивность и то, что она якобы использует мужчин, а про ее незрелую попытку как-то себя устроить в этой жизни. Для нее замужество — это единственный способ выживания, она же признается в финале, что не хочет быть нищей. Она не абьюзер в том виде, в котором это понимается, она пыталась выжить любыми способами, которые она на тот момент считала нужными и возможными». СЛУЖЕБНЫЙ РОМАН Подчиненные не сильно любят Людмилу Прокофьевну. Ее считают карьеристкой, которая из-за работы не смогла создать семью — поэтому она такая блеклая и «сухая». В финале Людмила Прокофьевна преображается: любовь смягчила ее сердце, а вслед за этим последовали и внешние изменения. Теперь она носит красивые платья и делает прически. В финале сотрудники восхищаются руководителем. Есть ли в позиции подчиненных сексизм? (Сексизм — предвзятое отношение к людям или дискриминация людей по гендеру). Может ли женщина найти счастье не в отношениях, а в карьере? Елена Королева, семейный психолог, магистр психологии: «В фильме отражены некоторые социальные убеждения о роли женщины, что если у нее нет мужа и детей, то что-то с ней не так. Тогда это была такая традиционная доминирующая модель. Сейчас, мне кажется, этого стало намного меньше. К женщинам, которые не замужем или у которых нет детей, более толерантно и спокойно относятся. По крайней мере, среди моих клиентов. Я не вижу, чтобы они очень сильно страдали. Да и окружающим по большей части все равно, как складывается у других личная жизнь. Никто сейчас на незамужних пальцем не показывает. А вот успешная карьера, наоборот, приветствуется». АФОНЯ Афоня — эталонный герой брежневского застоя. Он много пьет, безответственен и инфантилен. В него влюбляется молодая медсестра Катя. На протяжении фильма он не обращает на нее внимания, обещает позвонить, но не звонит, флиртует с другими женщинами. Намекает на замужество и вступает с Катей в интимную связь, а потом исчезает. В финале после обострившегося кризиса он вспоминает про милую и покладистую девушку, и Катя мгновенно оказывается рядом. Михаил Зотов, психолог: «Их отношения развиваются согласно известному треугольнику Карпмана: жертва-спасатель-палач. Это очень токсичные отношения, где роли постоянно меняются: то Афоня — типичная жертва, несчастный алкоголик, а Катя пытается наставить его на путь истинный, то она — жертва обольщения, а он негодяй, воспользовался доверием девушки. Я все-таки думаю, что если бы в Афоне проснулась человеческая составляющая, а не его индивидуалистическая, эгоистическая, а Катя перестала бы так активно проявлять свою заботу и усиленно „спасать“ его, а думала бы больше о себе, они бы вышли из этого треугольника и стали строить нормальные, равноправные отношения».

Инфантил Рудольф, абьюзер Гоша, эгоист Афоня, манипулятор Оленька: есть ли абьюз и сексизм в советских фильмах
© Eva.ru