Живописные скамейки стали новыми местами притяжения для израильтян

Скамейки, установленные в августе в трех городах Израиля в рамках конкурса-флешмоба в честь российского Дня семьи, любви и верности и еврейского праздника Ту бе-Ав (дословно — «Пятнадцатое ава», день любви по иудейскому календарю), начали обрастать «замочками любви». В этом удалось убедиться корр. ТАСС на бульваре Ротшильда в Тель-Авиве и на набережной в Нетании.

Живописные скамейки стали новыми местами притяжения для израильтян
© Большая Азия

Несколько скамеек были раскрашены в трех городах Израиля по эскизам художников, победивших в конкурсе-флешмобе «Осторожно, окрашено в любовь!», который проводил Русский дом в Тель-Авиве в рамках празднования 30-летия восстановления дипломатических отношений между Россией и Израилем. «Тель-Авив всегда рад сотрудничеству с российской стороной, особенно когда речь идет о таких творческих проектах», — сказала корр. ТАСС советник мэра Тель-Авива Илана Михаэли. «Хочу напомнить, что Тель-Авив и Москва — города-побратимы, и мы регулярно проводим совместные проекты, и арт-объект, в который превратилась скамейка на бульваре Ротшильд, наглядно демонстрирует, каким замечательным и продуктивным может быть наше сотрудничество, а то, что на скамейках появляются все новые „замочки любви“, говорит о высоком качестве проекта», — отметила она. «Естественно, мы желаем всем любви и мира», — добавила Михаэли.

«Совместно с городскими властями Тель-Авива, Нетании и Хайфы мы провели конкурс, участники присылали эскизы для скамеек в рамках заданной темы двух праздников — российского Дня семьи, любви и верности и еврейского Ту бе-Ав. Победившие работы были перенесены на скамейки в оживленных местах трех городов мастерами из Объединения профессиональных художников Израиля», — рассказал корр. ТАСС глава Русского дома в Израиле Денис Пархомчук. «То, что влюбленные начали прикреплять к ним замочки, лишь еще раз доказывает, что эти арт-объекты стали местами притяжения для жителей и гостей этих трех городов», — добавил он.

Скамейка в Тель-Авиве была раскрашена самостоятельно победившей в конкурсе художницей Верой Максимовой из израильского города Маале-Адумим, сообщил Пархомчук. «Основной замысел этого арт-объекта, по словам автора, состоит в том, что главное в семье — это любовь, поэтому на скамейке написаны названия праздников семьи и любви с признаниями в любви на нескольких языках», — сказал глава Русского дома. «Скамейка в Нетании на набережной раскрашена нашей второй победительницей, которая живет в этом прибрежном городе. А в Хайфе победил эскиз Таисии Чудовой из Иркутска, и, так как из-за ограничений по авиаперелетам из-за ковида она не смогла приехать, скамейку раскрасили мастера из израильского Объединения профессиональных художников», — продолжил он.

Значение праздников

«8 июля в России отмечается прекрасный праздник — День семьи, любви и верности, само название говорит о его духовном содержании. В еврейской традиции тоже есть свой День любви, он называется Ту бе-Ав и тоже отмечается летом, в этом году он пришелся на третью декаду июля, и, хотя праздник в Израиле не является официальным, он очень популярен», — рассказала в беседе с корр. ТАСС эксперт-лингвист, автор передачи «Чисто по-русски» израильского государственного радио «Кан» Татьяна Яцюк. «Есть символическое совпадение в том, что два прекрасных праздника любви — российский День семьи, любви и верности и еврейский Ту бе-Ав — стоят в этом году почти рядом. Разумеется, не только это их объединяет, но и такие непреходящие общечеловеческие ценности, как верная любовь, счастливая семья», — отметила она.

«В России праздник приурочен дню памяти святых князя Петра и его жены Февронии, любовь и верность которых стала легендой. И потому в этот праздник принято заключать браки. Считается, что эти браки будут крепкими. И в Израиле древний праздник Ту бе-Ав, который зародился в библейские времена, тоже считается благоприятным для предложения руки и сердца или начала романтических отношений. Вечная любовь и верность, воспетые в легендарной „Песне песней“ царя Соломона, близки и дороги обоим народам», — добавила Яцюк.

Пятнадцатое ава

Пятнадцатое число месяца ав в этом году пришлось на период с вечера 23 июля по вечер 24 июля, так как в соответствии с традицией сутки в еврейском календаре отсчитываются от заката до заката. Как и Ханука, Пурим и Тейша бе-Ав (Девятое ава), Пятнадцатое ава является постбиблейским раввинистическим праздником. Он упоминается в Книге Судей как древний праздник в селении Шило близ Иерусалима. В наши дни традиционные предписания по празднованию Ту бе-Ав практически полностью утеряны, тем не менее в этот день в синагогах читаются ежедневные покаянные молитвы.

День любви наступает через неделю после Девятого ава (Тейша бе-Ав) — дня траура и поста в память о разрушении Первого и Второго храмов в Иерусалиме вавилонским царем Навуходоносором в 586 г. до н. э. и римлянами в 70 г. н. э., но традиции праздника Ту бе-Ав уходят корнями в еще более далекое прошлое — в первое тысячелетие до нашей эры. Тогда, как и сейчас, в середине лета наступала пора жатвы и сбора винограда, а девушки, отправляющиеся в сады и поля, наряжались в лучшие белые одежды. Там они встречали молодых людей и говорили: «Открой свои глаза и выбери ту, что наречешь своей женой».

В нашу эпоху Ту бе-Ав уже стал для израильтян днем помолвок и свадеб.

День семьи, любви и верности

День семьи, любви и верности отмечается в России 8 июля с 2008 года. Праздник приурочен ко дню памяти святых князя Петра и его жены Февронии, живших в XIII веке в Муроме. В православной традиции они считаются покровителями семьи и брака.

По легенде, муромский князь Петр заболел проказой и во сне увидел, что его должна исцелить простая крестьянка из рязанской деревни. Местные жители считали Февронию мудрой, умевшей лечить разные болезни и общаться с дикими животными. Она исцелила князя, который обещал жениться на ней, но тот не сдержал слова, и болезнь вернулась. Тогда Феврония вновь вылечила его и вышла за него замуж.

Однако бояре не приняли новую княгиню простого происхождения и поставили князю ультиматум — или она, или престол. Петр выбрал Февронию, они уплыли из Мурома по Оке и стали жить простыми людьми. Однако после этого в Муроме началась смута и бояре уговорили влюбленных вернуться. Князь и княгиня вернулись и заслужили любовь горожан. Умерли влюбленные в один день — 8 июля 1228 года по новому стилю.