У нас товар – у вас купец

Наш мир переполнен средствами общения, прежде всего электронными, а также тем, что способствует контактам между людьми: кафе, рестораны, кинотеатры, дискотеки. Молодым людям есть где познакомиться и развить отношения. А уж сколько контактов осуществляется благодаря интернету! Не забудем и брачные агентства – опять же электроника. Но даже при этом найти достойного спутника или спутницу жизни не так-то просто. А как молодые люди делали выбор, знакомились и развивали интерес друг к другу в те времена, когда ничего описанного выше не было и в помине? Об этом рассказывает наш колумнист Виктор Крюков. Мальчики – налево, девочки – направо В начале ХХ века (и гораздо раньше) обучение мальчиков и девочек осуществлялось раздельно. Даже танцы преподавали без участия противоположного пола. В гимназиях (особенно в женских) существовали строгие правила, когда ученицам запрещалось посещать кинотеатры и катки без родителей, появляться на улице в одиночку… Всё было направлено на недопущение в этом возрасте внеплановых межгендерных контактов. А уж появиться на пляже даже в пуританском купальнике тех времен решалась далеко не всякая женщина. Только через купальню – это когда раздеваешься и входишь в воду в специальной загородке, а появляешься на открытой водной глади только по горло в воде. Но восполнение человеческого рода в те времена отнюдь не останавливалось. Мало того – рождаемость была выше, чем теперь. «Технологии» сближения молодых людей в разных слоях общества тогда сильно отличались. Начнём с того, что девушки из дворянских или просто хорошо обеспеченных семей, как и молодые люди, активно посещали балы и маскарады. Их очень много проводилось не только в Москве и в Петербурге, но и в губернских городах, в том числе Курске, особенно зимой. Съезжался весь свет. Дамы и кавалеры танцевали и таким образом подбирали себе пару. На балах обязательно присутствовали родители девушек, а то и юношей. Для не слишком обеспеченных девушек такие балы были шансом найти спутника жизни. Как «онегинская» Татьяна, многие из них несколько дней ехали в Петербург и в Москву, чтобы принять участие в балах. Все родительские деньги (в том числе и последние) тратились на наряды и украшения для дочерей. Недаром говорилось: Что за комиссия, Создатель, Быть взрослой дочери отцом! Уединиться с девушкой даже для невинной беседы на балу, разумеется, было невозможно. Но обменяться парой фраз, особенно во время вальса, составить первое впечатление – вполне. Пока кружитесь, нужно успеть понять, нравится ли она тебе, намекнуть ей об этом и заручиться взаимностью. Любовный квест Существовала целая бальная культура, которая пришла в Россию с Запада, но у нас сильно видоизменилась. Скажем, собираясь на бал (вряд ли на первый), придумывали и примеряли не только бальное платье, но и роль на этот конкретный вечер. Выбор был достаточно широк: от наивной барышни – до светской львицы. В XIX веке для обозначения выбранной роли служила расцветка бального туалета, а также цветы, украшавшие причёску дамы или приколотые к её корсажу. Так, платье красного и фиолетового цветов – дама предполагает дружеские отношения, розовый с коричневым – нежные любовные, розовый с черным – любовь до безумия, розовый с бледно-желтым – кратковременное расположение. При сочетании розового с голубым уместны были беседы об изящных искусствах, лиловое с голубым – учёные разговоры, а кармин с серым предполагал интерес к религии и богословию. Внимательно посмотрев на дам, кавалер мог решать, с какой девушкой и какой тип отношений возможен. Женщина же из заинтересовавшихся ею кавалеров выбирала предпочтительного партнёра, давая ему знать об этом взглядом, жестом, веером. Например, подняв брови и гневно взглянув или резко сложив веер и проведя им сверху вниз по своей левой руке, дама могла заставить примолкнуть не в меру пылкого. Существовали и другие «веерные знаки» Так что, именно женщина диктовала правила игры, определяла тип отношений, предпочтительный для неё, а также выбирала партнёра для общения и тонко управляла процессом. При этом мужчина был равноправным участником любовной игры, он тоже выбирал роль (наиболее распространенные получали названия «дендизм», «байронизм» и другие), также знаково определял её (причёской, типом костюма и его покроем, повязыванием галстука). Очень широко некоторое время применялась на балах игра «пятнышками красоты» – искусственными «мушками» из тафты. Увлечение это родилось на Востоке, но более всего нашло применение в Европе. Например, «мушка» в середине лба означала неприступность дамы, в уголке рта – готовность к любви, на кончике носа – смелость, под носом – готовность к расставанию. Причём женщина могла менять их расположение при общении с разными мужчинами. Значения русских «пятнышек» отличались от европейских. Расположение оного среди лба – готова к любви, над правой бровью – печальное событие, над левой – достоинство, на конце носа – разрыв с возлюбленным, под бровью – грусть о любимом, среди левой щеки – радостное событие, промеж бровей – взаимная любовь. Но были и другие смыслы: между бровей – будь откровенен, над правою бровью – насмешка, на конце брови – верность, на середине щеки – занята, против правой ноздри – возможно, против левой – невозможно… То есть, «мушки» служили не только знакомству пар, но и их общению. Все правила были подробно описаны в «Письмовнике» Николая Курганова. Любовного романтизма в те времена было не меньше, чем сегодня. Не факт, что эта «наука» практически применялась юными девушками (вспомните Наташу Ростову) при первом появлении «в свете», но сложную «азбуку» бала они наверняка знали. Несмотря на присутствие в обществе пуританских правил, теоретическая подготовка к «любовной науке» присутствовала, этому способствовали сентиментальные романы, театральные постановки, романсы… В девичьих дневниках, обязательных у каждой дворянки, при описании своих вполне реальных переживаний, ощущений, эмоций барышни облекали их в литературные формы, заимствованные из романов. Любовный романтизм присутствовал везде. А уж об альбомах, в коих писали все, начиная с Александра Пушкина, и говорить нечего. Наука от Екатерины Великой Россия переполнилась неписаными правилами любовного «политеса», и тогда за дело взялась Екатерина II. Уж она-то по богатейшему личному опыту понимала, что женщины могли, во-первых, облагородить поведение влюблённых в них мужчин, а во-вторых, воспитать своих детей в новой культуре. Императрица решила создать учебные заведения, ставившие своей целью достойное воспитание будущих жен и матерей. Чтобы увеличить педагогический эффект, оградить девочек от посторонних влияний, их отрывали от родительской среды на долгие годы. Так появился Смольный институт благородных девиц, а за ним и другие. В Курске несколько позже открылась женская Мариинская гимназия, во многом перенявшая черты Смольного института. Что делали девушки по окончании института или гимназии? Начинали выезжать в свет, не обязательно сразу на бал. Они впервые пробовали общаться с кавалерами. Сначала во время салонных игр, большинство из которых известны сейчас как детские: «жмурки», «фанты», «волчки». Были и более сложные — живые картины, инсценируемые шарады. Через эти театральные этюды прорастёт позже увлечение любительскими спектаклями. В России существовало понятие «ярмарки невест». Их часто устраивали в Университетском мужском пансионе Москвы (там учился М.Ю. Лермонтов) и в частных домах, например, у Прасковьи Кологривовой, о которой писал Грибоедов: «Балы дает нельзя богаче от Рождества и до поста». Но самые пышные балы проходили в здании Благородного собрания, куда зимой со всех концов России съезжались помещики, чтобы пристроить своих незамужних дочерей. Таковые в той или иной форме присутствовали и в губерниях. К примеру, Курская Коренская ярмарка, наряду с коммерческой основой, привлекала именно этим. Туда приезжали молоденькие девушки вместе с родителями и потенциальные женихи, в основном офицеры. Простые люди – простые нравы Молодым людям из мещанской или рабочей среды было проще, поскольку они могли свободно знакомиться в городском пространстве, например, в церкви или на улице – особенно во время праздничных гуляний. Скажем, в Ямской слободе Курска регулярно проводились красочные танки-хороводы, когда молодые люди, взявшись за руки, с песней и пляской охватывали большие пространства, растягивались замкнутой цепочкой чуть ли не на весь город. Надо сказать, что молодёжь из высших слоёв курского общества, надев простую одежду, тоже принимала участие в хороводах. Кулачные бои, проводившиеся на льду Тускари, были не менее популярны у курской знати, причём не только у мужчин, но и у женщин (они присутствовали в качестве зрительницей). Хорошо дела шли у свах. Это был успешный бизнес. В XIX веке многочисленные представительницы этой профессии делились на категории. Одни работали с состоятельными господами за большие деньги. Другие считали своей целевой аудиторией мещан, рабочих. В среднем услуги свахи обходились в 10-15 рублей. Но за эти деньги можно было получить весьма неплохой результат. Вспомните сваху из кинофильма «Женитьба Бальзаминова». В 1906 году в Петербурге начала выходить «Брачная газета»; со временем такие странички стали появляться и в других изданиях. С их помощью жители соответствующих городов искали «милого друга», «жену», «благодетеля». Мужчины не стеснялись заявлять о своих финансовых притязаниях: брак был способом не только создать семью, но и поправить финансовое положение. Заметки от дам имели в основном такой характер: «Молодая, красивая барышня выйдет замуж за одинокого состоятельного господина от 60 лет» или «бедная, но честная девушка 23 лет, красивая и интеллигентная, ищет молодого человека», «ХОРОШЕНЬКАЯ, но глупенькая барышня просит добрых людей научить уму-разуму»… При этом имена и фамилии не назывались никогда: скажем, «предъявительница золотых часов №157396». Одним словом, интернет, конечно, штука хорошая, но и без него наши прабабушки и прадедушки прекрасно умели находить друг друга и объясняться в любви.

У нас товар – у вас купец
© Курская правда